Формирование бюджета сельского поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование бюджета сельского поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 88а-22580/2024 (УИД 63RS0027-01-2019-003190-84)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды пришли к правильному выводу о том, что заявление администрации сельского поселения Кирилловка муниципального района Ставропольский Самарской области об отсрочке исполнения решения суда со ссылкой на отсутствие денежных средств не может являться исключительным обстоятельством для предоставления отсрочки исполнения решения суда, учитывая возможность влиять на формирование местного бюджета.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.Исходя из конкретных обстоятельств дела, суды пришли к правильному выводу о том, что заявление администрации сельского поселения Кирилловка муниципального района Ставропольский Самарской области об отсрочке исполнения решения суда со ссылкой на отсутствие денежных средств не может являться исключительным обстоятельством для предоставления отсрочки исполнения решения суда, учитывая возможность влиять на формирование местного бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Практика показывает, что в обыденной жизни круг проблем и забот муниципалитетов достаточно широк и весьма разнообразен: от опроса населения по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления до нехватки квалифицированных управленческих кадров на местах; от отсутствия бюджетных средств на повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих до формирования доходной части местного бюджета; от внедрения и привлечения инвестиционных программ, благоустройства сельских и городских поселений до повышения их туристической привлекательности.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Практика показывает, что в обыденной жизни круг проблем и забот муниципалитетов достаточно широк и весьма разнообразен: от опроса населения по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления до нехватки квалифицированных управленческих кадров на местах; от отсутствия бюджетных средств на повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих до формирования доходной части местного бюджета; от внедрения и привлечения инвестиционных программ, благоустройства сельских и городских поселений до повышения их туристической привлекательности.
Статья: Некоторые вопросы прекращения уголовных дел
(Деришев Ю.В., Чекмезова Е.И., Тулева Д.Д., Киселева М.В., Козловский П.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 2)П. подозревался в том, что, являясь должностным лицом, главой органа местного самоуправления - Унарского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, из иной личной заинтересованности, используя свое служебное положение, удостоверил официальные документы с заведомо ложными сведениями по приемке работ по капитальному ремонту здания дома культуры указанного поселения. Действиями П. причинен имущественный ущерб бюджету сельского поселения в размере 19 535,08 руб., дискредитирован авторитет органов местного самоуправления, а также подорвано доверие граждан к государству вследствие формирования негативного мнения у общества о неспособности органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждений надлежащим образом выполнять поставленные перед ними задачи.
(Деришев Ю.В., Чекмезова Е.И., Тулева Д.Д., Киселева М.В., Козловский П.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 2)П. подозревался в том, что, являясь должностным лицом, главой органа местного самоуправления - Унарского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, из иной личной заинтересованности, используя свое служебное положение, удостоверил официальные документы с заведомо ложными сведениями по приемке работ по капитальному ремонту здания дома культуры указанного поселения. Действиями П. причинен имущественный ущерб бюджету сельского поселения в размере 19 535,08 руб., дискредитирован авторитет органов местного самоуправления, а также подорвано доверие граждан к государству вследствие формирования негативного мнения у общества о неспособности органов местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждений надлежащим образом выполнять поставленные перед ними задачи.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 61.5. Налоговые доходы бюджетов сельских поселений
(ред. от 31.07.2025)Статья 61.5. Налоговые доходы бюджетов сельских поселений
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Кроме этого, БК РФ также закрепил основы порядка формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 264.3 БК РФ).
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Кроме этого, БК РФ также закрепил основы порядка формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 264.3 БК РФ).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) в качестве главных администраторов доходов бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) в качестве главных администраторов доходов бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
Статья: Реализация права населения на местное самоуправление в контексте формирования представительного органа муниципального района
(Бабенков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Представляется, что после принятия Постановления Конституционного Суда РФ N 30-П критическое отношение к модели непрямых выборов в муниципальных районах может иметь значение только для практических целей - совершенствования местной власти. В таком случае "непрямая" модель неэффективна преимущественно в отношении представительства интересов крупных, зачастую городских поселений, а решение такой проблемы видится прежде всего в региональном правотворчестве - закреплении норм представительства, напрямую связанных с численностью населения. Так, использование непрямых выборов объективно позволяет сократить расходы зачастую дефицитных бюджетов муниципальных районов, но значимость реализации демократических основ местного самоуправления в контексте целеполагания превышает возможную экономию бюджетных средств. Следовательно, считаем, что в первую очередь в муниципальных районах со значительным превышением городского населения над сельским следует последовательно сокращать применение института непрямого формирования представительных органов.
(Бабенков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Представляется, что после принятия Постановления Конституционного Суда РФ N 30-П критическое отношение к модели непрямых выборов в муниципальных районах может иметь значение только для практических целей - совершенствования местной власти. В таком случае "непрямая" модель неэффективна преимущественно в отношении представительства интересов крупных, зачастую городских поселений, а решение такой проблемы видится прежде всего в региональном правотворчестве - закреплении норм представительства, напрямую связанных с численностью населения. Так, использование непрямых выборов объективно позволяет сократить расходы зачастую дефицитных бюджетов муниципальных районов, но значимость реализации демократических основ местного самоуправления в контексте целеполагания превышает возможную экономию бюджетных средств. Следовательно, считаем, что в первую очередь в муниципальных районах со значительным превышением городского населения над сельским следует последовательно сокращать применение института непрямого формирования представительных органов.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В-пятых, из анализа актов бюджетного законодательства, типовых форм бюджетно-правовых договоров и судебных решений следует, что бюджетно-правовой договор не может быть заключен в устной форме или путем совершения конклюдентных действий. Надлежащей формой фиксации условий бюджетно-правовых договоров является исключительно письменная форма, что, однако, прямо предписывается не во всех случаях. Так, для отдельных бюджетно-правовых договоров типовая форма предусмотрена в БК РФ (например, в п. 6 ст. 78.1 БК РФ), для других - в подзаконных актах <25>, для третьих предусматривается только примерная форма <26>, а в отношении некоторых бюджетно-правовых договоров никаких нормативных требований не установлено (например, для соглашения о передаче полномочий финансового органа городского, сельского поселения финансовому органу муниципального района, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 154 БК РФ). Соответственно, бюджетно-правовой договор является письменным документом.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В-пятых, из анализа актов бюджетного законодательства, типовых форм бюджетно-правовых договоров и судебных решений следует, что бюджетно-правовой договор не может быть заключен в устной форме или путем совершения конклюдентных действий. Надлежащей формой фиксации условий бюджетно-правовых договоров является исключительно письменная форма, что, однако, прямо предписывается не во всех случаях. Так, для отдельных бюджетно-правовых договоров типовая форма предусмотрена в БК РФ (например, в п. 6 ст. 78.1 БК РФ), для других - в подзаконных актах <25>, для третьих предусматривается только примерная форма <26>, а в отношении некоторых бюджетно-правовых договоров никаких нормативных требований не установлено (например, для соглашения о передаче полномочий финансового органа городского, сельского поселения финансовому органу муниципального района, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 154 БК РФ). Соответственно, бюджетно-правовой договор является письменным документом.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Подобные законодательные новации открывают перед субъектами РФ широкие возможности по реформированию системы муниципальных образований, возвращению к прежней практике, когда сельские, городские поселения не имели возможности формировать свои органы самоуправления, распоряжаться собственным бюджетом. С другой стороны, стремление субъектов РФ к ликвидации "матрешечного" построения муниципальных образований имеет свое обоснование, нашедшее поддержку у законодателя. Не будем акцентировать внимание на аргументах сторон, они достаточно подробно изложены в специальной литературе. Обратимся к некоторым вопросам организации самоуправления в поселениях. Есть ли альтернатива органам местного самоуправления, имеют ли жители поселений организационно-правовой инструментарий для самоорганизации и решения вопросов жизнеобеспечения на территории проживания?
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Подобные законодательные новации открывают перед субъектами РФ широкие возможности по реформированию системы муниципальных образований, возвращению к прежней практике, когда сельские, городские поселения не имели возможности формировать свои органы самоуправления, распоряжаться собственным бюджетом. С другой стороны, стремление субъектов РФ к ликвидации "матрешечного" построения муниципальных образований имеет свое обоснование, нашедшее поддержку у законодателя. Не будем акцентировать внимание на аргументах сторон, они достаточно подробно изложены в специальной литературе. Обратимся к некоторым вопросам организации самоуправления в поселениях. Есть ли альтернатива органам местного самоуправления, имеют ли жители поселений организационно-правовой инструментарий для самоорганизации и решения вопросов жизнеобеспечения на территории проживания?
Статья: Правовые и организационные меры по поддержке и стимулированию развития отдельных территорий
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Указанные преобразования осуществлялись под лозунгом обеспечения доступности местной власти. Создание значительного количества поселений тогда рассматривалось как возможность поддержать местное самоуправление в муниципальных образованиях в сельской местности. Разработчики реформы полагали, что придание административно-территориальному образованию статуса муниципалитета, формирование органов местного самоуправления, наделение их полномочиями, правом принимать собственный бюджет - все это поспособствует созданию в сельской местности более благоприятной среды, улучшит качество социальных услуг и, соответственно, разрешит проблему оттока населения из сельской местности.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Указанные преобразования осуществлялись под лозунгом обеспечения доступности местной власти. Создание значительного количества поселений тогда рассматривалось как возможность поддержать местное самоуправление в муниципальных образованиях в сельской местности. Разработчики реформы полагали, что придание административно-территориальному образованию статуса муниципалитета, формирование органов местного самоуправления, наделение их полномочиями, правом принимать собственный бюджет - все это поспособствует созданию в сельской местности более благоприятной среды, улучшит качество социальных услуг и, соответственно, разрешит проблему оттока населения из сельской местности.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Нельзя не замечать открывающихся перспектив экстерриториальности осуществления государственного и муниципального финансового контроля в связи с цифровой трансформацией финансовых правоотношений. Организация ГИИС "Электронный бюджет" основана на принципе интерактивного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных. Оправданным и технически, и экономически видится передача контрольных полномочий в финансовой сфере от небольших городских и сельских поселений на районный уровень. Более того, в настоящее время в субъектах РФ нередко поднимается вопрос об эффективности и целесообразности организации и осуществления финансового контроля на уровне муниципальных районов и городских округов, особенно в случаях их высокой дотационности. ГИИС "Электронный бюджет" предоставляет возможность осуществления финансового контроля за формированием, распределением и использованием бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, интегрированных в данной системе. Дальнейшим продолжением такой интеграции может стать централизация функции государственного и муниципального финансового контроля. Однако в данном направлении видятся не только положительные моменты, связанные с повышением объективности, независимости контроля, уменьшением затрат на его осуществление, но и риски, связанные с отстранением субъектов финансовых отношений от оценки эффективности управления публичными финансами, снижением степени ответственности за качество принимаемых решений.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Нельзя не замечать открывающихся перспектив экстерриториальности осуществления государственного и муниципального финансового контроля в связи с цифровой трансформацией финансовых правоотношений. Организация ГИИС "Электронный бюджет" основана на принципе интерактивного доступа к информационной системе всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных. Оправданным и технически, и экономически видится передача контрольных полномочий в финансовой сфере от небольших городских и сельских поселений на районный уровень. Более того, в настоящее время в субъектах РФ нередко поднимается вопрос об эффективности и целесообразности организации и осуществления финансового контроля на уровне муниципальных районов и городских округов, особенно в случаях их высокой дотационности. ГИИС "Электронный бюджет" предоставляет возможность осуществления финансового контроля за формированием, распределением и использованием бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, интегрированных в данной системе. Дальнейшим продолжением такой интеграции может стать централизация функции государственного и муниципального финансового контроля. Однако в данном направлении видятся не только положительные моменты, связанные с повышением объективности, независимости контроля, уменьшением затрат на его осуществление, но и риски, связанные с отстранением субъектов финансовых отношений от оценки эффективности управления публичными финансами, снижением степени ответственности за качество принимаемых решений.