Форма заключения негосударственной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Форма заключения негосударственной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2024 N 04АП-2679/2024 по делу N А19-19724/2023
Требование: О взыскании неустойки по контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Дополнительные соглашения к Контракту подлежат регистрации в Реестре контрактов в порядке, установленном в п. 12.3 Контракта". Такое соглашение между сторонами не заключалось и решение о прохождении экспертизы выполненных в рамках Муниципального контракта инженерных изысканий и проектной документации в форме негосударственной экспертизы в ООО "Национальная Экспертная палата" ООО "ТрансКом - Сервис" было принято самостоятельно, без заключения дополнительного соглашения, что является нарушением условий Муниципального контракта и не влечет за собой обязанности за стороной Заказчика о принятии выполненных работ.
Требование: О взыскании неустойки по контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Дополнительные соглашения к Контракту подлежат регистрации в Реестре контрактов в порядке, установленном в п. 12.3 Контракта". Такое соглашение между сторонами не заключалось и решение о прохождении экспертизы выполненных в рамках Муниципального контракта инженерных изысканий и проектной документации в форме негосударственной экспертизы в ООО "Национальная Экспертная палата" ООО "ТрансКом - Сервис" было принято самостоятельно, без заключения дополнительного соглашения, что является нарушением условий Муниципального контракта и не влечет за собой обязанности за стороной Заказчика о принятии выполненных работ.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 N 88-11268/2023 (УИД 22RS0068-01-2021-007316-73)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Стороны являются владельцами смежных земельных участков. При возведении ограждения между земельными участками ответчиком допущены нарушения норм градостроительного законодательства, забор превышает предельную высоту и препятствует попаданию солнечного света на земельный участок и в жилой дом истца. Требования истца об устранении нарушения прав ответчиком оставлены без удовлетворения.
Решение: Отказано.Вопреки позиции кассатора указание в подписке о предупреждении экспертов об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение иного учреждения нежели чем того, куда было назначено проведение экспертизы, не свидетельствует о недопустимости данного доказательства по делу по указанному основанию, поскольку подписки о предупреждении экспертов об ответственности оформлены на бланке ООО "Современный Центр негосударственной Экспертизы", печать также принадлежит данному экспертному учреждению, указание в том числе и иного экспертного учреждения, как пояснил в судебном заседании эксперт С.Г., обусловлено технической ошибкой.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: Стороны являются владельцами смежных земельных участков. При возведении ограждения между земельными участками ответчиком допущены нарушения норм градостроительного законодательства, забор превышает предельную высоту и препятствует попаданию солнечного света на земельный участок и в жилой дом истца. Требования истца об устранении нарушения прав ответчиком оставлены без удовлетворения.
Решение: Отказано.Вопреки позиции кассатора указание в подписке о предупреждении экспертов об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение иного учреждения нежели чем того, куда было назначено проведение экспертизы, не свидетельствует о недопустимости данного доказательства по делу по указанному основанию, поскольку подписки о предупреждении экспертов об ответственности оформлены на бланке ООО "Современный Центр негосударственной Экспертизы", печать также принадлежит данному экспертному учреждению, указание в том числе и иного экспертного учреждения, как пояснил в судебном заседании эксперт С.Г., обусловлено технической ошибкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как зарегистрировать опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в заявлении нужно привести реквизиты экспертного заключения проектной документации, полученного в результате государственной или негосударственной экспертизы (Письмо Ростехнадзора от 18.04.2018 N 11-00-15/4566). Однако специальной графы для этих реквизитов в форме заявления нет. Информацию о том, нужно ли в заявлении дополнительно указывать такие сведения, рекомендуем уточнить в регистрирующем органе;
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в заявлении нужно привести реквизиты экспертного заключения проектной документации, полученного в результате государственной или негосударственной экспертизы (Письмо Ростехнадзора от 18.04.2018 N 11-00-15/4566). Однако специальной графы для этих реквизитов в форме заявления нет. Информацию о том, нужно ли в заявлении дополнительно указывать такие сведения, рекомендуем уточнить в регистрирующем органе;
Статья: Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)В рамках ГПК РФ предполагается, что в определении суда должно быть указано, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается об ответственности судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится сотрудником этого учреждения, - без конкретизации формы (государственная или негосударственная) экспертного учреждения (ст. 80 "Содержание определения суда о назначении экспертизы"). В рамках КоАП РФ указано, что в определении должны быть сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, а также о предупреждении его об административной ответственности за заведомо ложное заключение (ст. 26.4 "Экспертиза").
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2024, NN 3, 4; 2025, N 1)В рамках ГПК РФ предполагается, что в определении суда должно быть указано, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается об ответственности судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится сотрудником этого учреждения, - без конкретизации формы (государственная или негосударственная) экспертного учреждения (ст. 80 "Содержание определения суда о назначении экспертизы"). В рамках КоАП РФ указано, что в определении должны быть сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, а также о предупреждении его об административной ответственности за заведомо ложное заключение (ст. 26.4 "Экспертиза").
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 N 878
(ред. от 10.06.2025)
"О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145"
(вместе с "Правилами формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в) результат проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы);
(ред. от 10.06.2025)
"О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145"
(вместе с "Правилами формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в) результат проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы);
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)10.1. В случае прекращения трудовых отношений физического лица, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, с юридическим лицом, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, такое физическое лицо вправе обратиться в письменной форме в национальный орган по аккредитации о внесении изменений в сведения, указанные в пункте 3 части 5 настоящей статьи и содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и одновременно представить соответствующие документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения таких обращения и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
(ред. от 31.07.2025)10.1. В случае прекращения трудовых отношений физического лица, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, с юридическим лицом, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, такое физическое лицо вправе обратиться в письменной форме в национальный орган по аккредитации о внесении изменений в сведения, указанные в пункте 3 части 5 настоящей статьи и содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и одновременно представить соответствующие документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения таких обращения и документов указанный орган вносит соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Статья: Судебная экспертная деятельность: публично-правовой аспект
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)5. Россинская Е.Р. Некоторые проблемы оценки заключения судебной экспертизы судом // Судья. 2021. N 2.
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)5. Россинская Е.Р. Некоторые проблемы оценки заключения судебной экспертизы судом // Судья. 2021. N 2.
Статья: О рассмотрении заявок участников закупки на предмет соответствия дополнительным требованиям
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример правовой оценки. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и/или экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и/или подготовку проектной документации <7>, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда проведение государственной экспертизы является обязательным.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)Пример правовой оценки. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и/или экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и/или подготовку проектной документации <7>, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда проведение государственной экспертизы является обязательным.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.6. В ч. 4.6 комментируемой статьи говорится о праве физических лиц, аттестованных в соответствии со ст. 49.1 комментируемого Кодекса, осуществлять подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации, и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и негосударственной экспертизы проектной документации, и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.6. В ч. 4.6 комментируемой статьи говорится о праве физических лиц, аттестованных в соответствии со ст. 49.1 комментируемого Кодекса, осуществлять подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации, и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и негосударственной экспертизы проектной документации, и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
Вопрос: Какой установлен порядок прохождения аттестации экспертов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок прохождения аттестации установлен ст. 49.1 ГрК РФ и Правилами аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460. Аттестация проходит очно или дистанционно в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. В случае успешного прохождения аттестации эксперту выдается квалификационный аттестат, действующий на всей территории РФ в течение пяти лет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок прохождения аттестации установлен ст. 49.1 ГрК РФ и Правилами аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460. Аттестация проходит очно или дистанционно в форме аттестационной сессии, включающей тестирование, письменный экзамен и собеседование. В случае успешного прохождения аттестации эксперту выдается квалификационный аттестат, действующий на всей территории РФ в течение пяти лет.
Статья: Гарантии деятельности субъектов общественного контроля: состояние и развитие
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Законодатель закрепил возможность использования следующих форм общественного контроля: общественный мониторинг, обсуждение, проверка, общественные (публичные) слушания, общественная экспертиза и др. Так, например, в рамках проведения общественной экспертизы гарантией деятельности негосударственных экспертов может выступить достаточное законодательное закрепление таких вопросов, как: статус независимых экспертов, их права и обязанности; требования, предъявляемые к этим лицам, их исчерпывающий перечень; детальная процедура и регламент проведения экспертизы; возможность учета и реализации экспертных заключений органами законодательной власти <11>, что, в свою очередь, позволит обеспечить эффективность данной формы общественного контроля, повысить значение и результативность общественной деятельности. В уголовно-исполнительной системе осуществление общественного контроля характеризуется социальной емкостью, контактностью его субъектов и объектов, спецификой правовой культуры ее участников <12>, поэтому перспективной выступает необходимость предоставления достаточных трудовых, материальных и иных гарантий руководителям и экспертам общественных наблюдательных комиссий; закрепление права требовать от администраций пенитенциарных учреждений специальных отчетов по результатам устранения выявленных нарушений законности.
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Законодатель закрепил возможность использования следующих форм общественного контроля: общественный мониторинг, обсуждение, проверка, общественные (публичные) слушания, общественная экспертиза и др. Так, например, в рамках проведения общественной экспертизы гарантией деятельности негосударственных экспертов может выступить достаточное законодательное закрепление таких вопросов, как: статус независимых экспертов, их права и обязанности; требования, предъявляемые к этим лицам, их исчерпывающий перечень; детальная процедура и регламент проведения экспертизы; возможность учета и реализации экспертных заключений органами законодательной власти <11>, что, в свою очередь, позволит обеспечить эффективность данной формы общественного контроля, повысить значение и результативность общественной деятельности. В уголовно-исполнительной системе осуществление общественного контроля характеризуется социальной емкостью, контактностью его субъектов и объектов, спецификой правовой культуры ее участников <12>, поэтому перспективной выступает необходимость предоставления достаточных трудовых, материальных и иных гарантий руководителям и экспертам общественных наблюдательных комиссий; закрепление права требовать от администраций пенитенциарных учреждений специальных отчетов по результатам устранения выявленных нарушений законности.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До 1 сентября 2016 года ГрК РФ содержал регулирование типовой проектной документации. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГрК РФ типовой проектной документацией являлась проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и пригодная к применению неоднократно/повторно.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До 1 сентября 2016 года ГрК РФ содержал регулирование типовой проектной документации. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГрК РФ типовой проектной документацией являлась проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и пригодная к применению неоднократно/повторно.
Статья: Субъект производства судебной экспертизы как критерий оценки ее выводов
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)Следует также учитывать, что деятельность негосударственных экспертных учреждений никакими нормативными актами не регламентирована. Поэтому обязанность проверки компетентности эксперта (а точнее, авторитетности учреждения, поскольку конкретный эксперт в нем тоже назначается руководителем учреждения) лежит на органе или лице, назначившем экспертизу. Тем более это относится к случаю поручения экспертизы частному эксперту, не являющемуся работником ни государственного, ни иного судебно-экспертного учреждения <6>. Вполне очевидно, что эти вопросы обязаны выяснять и прокуроры - государственные обвинители при изучении заключений негосударственных экспертов. Однако в первую очередь это обязаны делать следователь, назначивший экспертизу и сославшийся на ее выводы в обвинительном заключении, сотрудник подразделения процессуального контроля, руководитель следственного органа. Материалы практики свидетельствуют о еще встречающихся фактах представления руководителями следственных органов прокурорам, а также направления прокурорами в суды уголовных дел, в которых выводы о виновности обвиняемых обоснованы заключениями экспертов, являющихся ненадлежащими субъектами экспертных исследований, что проявляется в различных формах. Так при подготовке к рассмотрению Красногорским городским судом Московской области уголовного дела по обвинению Ж. и К. в совершении мошеннических действий с земельными участками прокурор - государственный обвинитель установил следующее. В ходе предварительного расследования по делу экспертом ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области М.Ю. проведены две почерковедческие экспертизы. Впоследствии по постановлениям следователя была назначена дополнительная почерковедческая экспертиза, а также комплексная технико-криминалистическая и почерковедческая экспертизы, производство которых поручено другому эксперту этого же подразделения. Государственный обвинитель обратил внимание на то, что исследования в обоих случаях проведены экспертами, имеющими одинаковую фамилию. На этом основании в ходе судебного разбирательства обвинитель ходатайствовал об их допросе. В результате было установлено, что на момент производства экспертиз они были супругами, что является нарушением требований ч. 2 ст. 70 УПК. В связи с этим суд удовлетворил ходатайство государственного обвинителя о признании выводов дополнительной почерковедческой, а также комплексной технико-криминалистической и почерковедческой экспертиз недопустимыми доказательствами <7>.
(Павлова Е.В.)
("Законность", 2021, N 2)Следует также учитывать, что деятельность негосударственных экспертных учреждений никакими нормативными актами не регламентирована. Поэтому обязанность проверки компетентности эксперта (а точнее, авторитетности учреждения, поскольку конкретный эксперт в нем тоже назначается руководителем учреждения) лежит на органе или лице, назначившем экспертизу. Тем более это относится к случаю поручения экспертизы частному эксперту, не являющемуся работником ни государственного, ни иного судебно-экспертного учреждения <6>. Вполне очевидно, что эти вопросы обязаны выяснять и прокуроры - государственные обвинители при изучении заключений негосударственных экспертов. Однако в первую очередь это обязаны делать следователь, назначивший экспертизу и сославшийся на ее выводы в обвинительном заключении, сотрудник подразделения процессуального контроля, руководитель следственного органа. Материалы практики свидетельствуют о еще встречающихся фактах представления руководителями следственных органов прокурорам, а также направления прокурорами в суды уголовных дел, в которых выводы о виновности обвиняемых обоснованы заключениями экспертов, являющихся ненадлежащими субъектами экспертных исследований, что проявляется в различных формах. Так при подготовке к рассмотрению Красногорским городским судом Московской области уголовного дела по обвинению Ж. и К. в совершении мошеннических действий с земельными участками прокурор - государственный обвинитель установил следующее. В ходе предварительного расследования по делу экспертом ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области М.Ю. проведены две почерковедческие экспертизы. Впоследствии по постановлениям следователя была назначена дополнительная почерковедческая экспертиза, а также комплексная технико-криминалистическая и почерковедческая экспертизы, производство которых поручено другому эксперту этого же подразделения. Государственный обвинитель обратил внимание на то, что исследования в обоих случаях проведены экспертами, имеющими одинаковую фамилию. На этом основании в ходе судебного разбирательства обвинитель ходатайствовал об их допросе. В результате было установлено, что на момент производства экспертиз они были супругами, что является нарушением требований ч. 2 ст. 70 УПК. В связи с этим суд удовлетворил ходатайство государственного обвинителя о признании выводов дополнительной почерковедческой, а также комплексной технико-криминалистической и почерковедческой экспертиз недопустимыми доказательствами <7>.
Статья: Валидация как гарантия качества судебно-почерковедческой экспертизы
(Марочкина В.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в пункте 19 Постановления Пленума от 21 декабря 2010 года N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам", "...для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта, по ходатайству стороны или по его инициативе, может привлекаться специалист, который свои разъяснения дает в форме устных показаний или письменного заключения...".
(Марочкина В.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в пункте 19 Постановления Пленума от 21 декабря 2010 года N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам", "...для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта, по ходатайству стороны или по его инициативе, может привлекаться специалист, который свои разъяснения дает в форме устных показаний или письменного заключения...".
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Так, положительный опыт реализации программ переподготовки имеется в РФЦСЭ при Минюсте России, где, как отмечает М.В. Торопова, готовят экспертов по сетевой форме обучения (на основании договоров, заключенных РФЦСЭ с судебно-экспертными учреждениями Минюста России), индивидуальному обучению (на основании индивидуального календарного учебного графика) с использованием дистанционных технологий <1>. Кроме того, в данном экспертном учреждении проводят курсы повышения квалификации негосударственных судебных экспертов, внесенных в государственный реестр экспертов-техников <2>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Так, положительный опыт реализации программ переподготовки имеется в РФЦСЭ при Минюсте России, где, как отмечает М.В. Торопова, готовят экспертов по сетевой форме обучения (на основании договоров, заключенных РФЦСЭ с судебно-экспертными учреждениями Минюста России), индивидуальному обучению (на основании индивидуального календарного учебного графика) с использованием дистанционных технологий <1>. Кроме того, в данном экспертном учреждении проводят курсы повышения квалификации негосударственных судебных экспертов, внесенных в государственный реестр экспертов-техников <2>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Помимо статей, декларирующих принципы государственной судебно-экспертной деятельности, ст. 41 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности распространяет на негосударственных экспертов нормы, устанавливающие их права и обязанности, реализуемые в ходе производства судебной экспертизы (ст. ст. 16 и 17), включая обязанность эксперта немедленно прекратить выполнение порученного ему исследования при наличии установленных процессуальным законом оснований для отвода (ч. 2 ст. 18), обязанность обеспечить для лиц, участвующих в деле (а в случаях, предусмотренных законом, и для других участников процесса), возможность присутствовать при проведении экспертизы, а также требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Помимо статей, декларирующих принципы государственной судебно-экспертной деятельности, ст. 41 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности распространяет на негосударственных экспертов нормы, устанавливающие их права и обязанности, реализуемые в ходе производства судебной экспертизы (ст. ст. 16 и 17), включая обязанность эксперта немедленно прекратить выполнение порученного ему исследования при наличии установленных процессуальным законом оснований для отвода (ч. 2 ст. 18), обязанность обеспечить для лиц, участвующих в деле (а в случаях, предусмотренных законом, и для других участников процесса), возможность присутствовать при проведении экспертизы, а также требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).