ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2024 N 13АП-24503/2024 по делу N А56-111682/2023
Категория: 1) НДС; 2) Налог на прибыль организаций; 3) Споры о привлечении к налоговой ответственности по главе 16 НК РФ.
Требования налогоплательщика: 1) О признании недействительным решения о доначислении НДС и налога на прибыль; 2) О признании недействительным решения о начислении пени, штрафа; 3) Об оспаривании акта о привлечении к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ.
Обстоятельства: По результатам налоговой проверки установлены обстоятельства умышленного занижения налогоплательщиком налоговых обязательств и создания формального документооборота в отсутствие реальных взаимоотношений с сомнительными контрагентами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Инспекцией установлено, что в регистрах бухгалтерского и налогового учета, а именно по счетам 20 "Основное производство", 90-2 "Себестоимость продаж", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 68 "Расчеты по налогам и сборам" имеется информация о том, ООО "Петербургская СК" оказывало услуги по ремонтным работам ООО "Синергия". 50 Отсутствие необходимых документов: договора с ООО "Петербургская СК", сметы на выполнение ремонтных работ, актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих выполнение и сдачу ремонтных работ в 1 квартале 2018 года, не позволяют определить перечень выполненных ремонтных работ, объем, данные о формировании цены за оказанные услуги. Отсутствие в штате работников также не свидетельствует о наличии реальных финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО "Синергия" (сведения о доходах по форме 2-НДФЛ от имени ООО "Петербургская строительная компания" подавались только в 2019 году на руководителя и учредителя Меньшакова Сергея Николаевича)
Категория: 1) НДС; 2) Налог на прибыль организаций; 3) Споры о привлечении к налоговой ответственности по главе 16 НК РФ.
Требования налогоплательщика: 1) О признании недействительным решения о доначислении НДС и налога на прибыль; 2) О признании недействительным решения о начислении пени, штрафа; 3) Об оспаривании акта о привлечении к налоговой ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ.
Обстоятельства: По результатам налоговой проверки установлены обстоятельства умышленного занижения налогоплательщиком налоговых обязательств и создания формального документооборота в отсутствие реальных взаимоотношений с сомнительными контрагентами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Инспекцией установлено, что в регистрах бухгалтерского и налогового учета, а именно по счетам 20 "Основное производство", 90-2 "Себестоимость продаж", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 68 "Расчеты по налогам и сборам" имеется информация о том, ООО "Петербургская СК" оказывало услуги по ремонтным работам ООО "Синергия". 50 Отсутствие необходимых документов: договора с ООО "Петербургская СК", сметы на выполнение ремонтных работ, актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих выполнение и сдачу ремонтных работ в 1 квартале 2018 года, не позволяют определить перечень выполненных ремонтных работ, объем, данные о формировании цены за оказанные услуги. Отсутствие в штате работников также не свидетельствует о наличии реальных финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО "Синергия" (сведения о доходах по форме 2-НДФЛ от имени ООО "Петербургская строительная компания" подавались только в 2019 году на руководителя и учредителя Меньшакова Сергея Николаевича)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязана ли организация по требованию налогового органа представить пояснения о противоречии сведений в представленных документах, выявленных при камеральной проверке декларации по НДС, если не указаны конкретные противоречия?
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем следует принимать во внимание, что лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме, представляют пояснения по декларации по НДС только по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем следует принимать во внимание, что лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме, представляют пояснения по декларации по НДС только по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по НДС за I квартал 2020 г. Такой же срок был установлен для подачи журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за этот период (для тех, кто обязан его вести);
(КонсультантПлюс, 2025)декларацию по НДС за I квартал 2020 г. Такой же срок был установлен для подачи журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за этот период (для тех, кто обязан его вести);
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/989@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80579)от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.09.2020, регистрационный N 59728);
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения (представления), формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, а также форматов представления документов, прилагаемых к такой декларации, в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2024 N 80579)от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.09.2020, регистрационный N 59728);
Приказ ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@
"Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость", "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций", "Порядком представления реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, и реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций")
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2021 N 64295)и) в графе 1 - код операции, указанный в налоговой декларации по НДС согласно приложению N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.2014, регистрационный номер 35171), с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.01.2017, регистрационный номер 45170), от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2019, регистрационный номер 53586), от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.12.2019, регистрационный номер 56946), от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.09.2020, регистрационный номер 59728), от 26.03.2021 N ЕД-7-3/228@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.04.2021, регистрационный номер 63231);
"Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость", "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций", "Порядком представления реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, и реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций")
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2021 N 64295)и) в графе 1 - код операции, указанный в налоговой декларации по НДС согласно приложению N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.12.2014, регистрационный номер 35171), с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.01.2017, регистрационный номер 45170), от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2019, регистрационный номер 53586), от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.12.2019, регистрационный номер 56946), от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.09.2020, регистрационный номер 59728), от 26.03.2021 N ЕД-7-3/228@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.04.2021, регистрационный номер 63231);
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)в декларации заявлены операции, которые освобождены от налогообложения и по своему характеру соответствуют понятию налоговых льгот, приведенному в п. 1 ст. 56 НК РФ. Потребовать могут документы, подтверждающие право на льготы. Вы вправе представить реестр таких документов в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ, Приказ ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@, Письмо ФНС России от 28.10.2020 N ЕА-4-15/17675@);
(КонсультантПлюс, 2025)в декларации заявлены операции, которые освобождены от налогообложения и по своему характеру соответствуют понятию налоговых льгот, приведенному в п. 1 ст. 56 НК РФ. Потребовать могут документы, подтверждающие право на льготы. Вы вправе представить реестр таких документов в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ, Приказ ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@, Письмо ФНС России от 28.10.2020 N ЕА-4-15/17675@);
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Аналогичное решение принял АС Поволжского округа в Постановлении от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013, подтвердив неправомерность истребования налоговым органом документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС в связи с отражением в разд. 7 этой декларации операций, освобождаемых от НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Аналогичное решение принял АС Поволжского округа в Постановлении от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013, подтвердив неправомерность истребования налоговым органом документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС в связи с отражением в разд. 7 этой декларации операций, освобождаемых от НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним).
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: декларация по НДС представляется только по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота независимо от организационно-правовой формы плательщика и количества наемного персонала (Письмо ФНС России от 08.10.2020 N ЕА-3-26/6827@).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: декларация по НДС представляется только по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота независимо от организационно-правовой формы плательщика и количества наемного персонала (Письмо ФНС России от 08.10.2020 N ЕА-3-26/6827@).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Форма налоговой декларации по НДС утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (в ред. Приказа ФНС РФ от 12.12.2022 N ЕД-7-3/1191@).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Форма налоговой декларации по НДС утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (в ред. Приказа ФНС РФ от 12.12.2022 N ЕД-7-3/1191@).
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. N 51. Ст. 8444.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. N 51. Ст. 8444.
Статья: Отчетность по налогам, сборам и страховым взносам за 2022 год
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН
Статья: Налоговая отчетность: изменилась форма декларации по НДС, нюансы заполнения расчета 6-НДФЛ
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Напомним, налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию по месту учета расчет сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), исчисленных и удержанных ими (п. 2 ст. 230 НК РФ). Форму 6-НДФЛ за I квартал 2023 г. необходимо подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц" (в редакции Приказа ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/881@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@").
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)Напомним, налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию по месту учета расчет сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), исчисленных и удержанных ими (п. 2 ст. 230 НК РФ). Форму 6-НДФЛ за I квартал 2023 г. необходимо подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц" (в редакции Приказа ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/881@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@").
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Аналогичное решение принял Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013, подтвердив неправомерность истребования налоговым органом документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС в связи с отражением в разделе 7 этой декларации операций, освобождаемых от НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Аналогичное решение принял Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013, подтвердив неправомерность истребования налоговым органом документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС в связи с отражением в разделе 7 этой декларации операций, освобождаемых от НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним).
Статья: Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
Статья: Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Несмотря на то что официально комиссии по легализации отменены <1>, на практике налоговые органы продолжают направлять письма с вызовом на "беседу" в налоговую инспекцию. По сути, налоговыми органами предпринимается попытка подменить классические контрольные мероприятия в форме налоговых проверок понуждением к добровольному уточнению обязательств и доплате НДС в бюджет.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Несмотря на то что официально комиссии по легализации отменены <1>, на практике налоговые органы продолжают направлять письма с вызовом на "беседу" в налоговую инспекцию. По сути, налоговыми органами предпринимается попытка подменить классические контрольные мероприятия в форме налоговых проверок понуждением к добровольному уточнению обязательств и доплате НДС в бюджет.