ФНС поддержка мсп
Подборка наиболее важных документов по запросу ФНС поддержка мсп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Кроме того, на основании ст. 8 Федерального закона об МСП ФНС ведет Единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки. В Законе имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в этом реестре. Эти сведения размещаются на сайте ФНС и являются общедоступными.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Кроме того, на основании ст. 8 Федерального закона об МСП ФНС ведет Единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки. В Законе имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в этом реестре. Эти сведения размещаются на сайте ФНС и являются общедоступными.
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)По данным налогового органа, всего за 2019 - 2020 гг. помощь получили более 1 млн 620 тыс. субъектов МСП, а также самозанятых граждан. При этом многие предприниматели смогли воспользоваться помощью неоднократно: всего в Реестре содержатся сведения о более чем 4 млн 340 тыс. фактах поддержки. Получить сведения из Реестра можно как посредством межведомственного обмена, так и через специальные сервисы ФНС: "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" и "Открытые данные".
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)По данным налогового органа, всего за 2019 - 2020 гг. помощь получили более 1 млн 620 тыс. субъектов МСП, а также самозанятых граждан. При этом многие предприниматели смогли воспользоваться помощью неоднократно: всего в Реестре содержатся сведения о более чем 4 млн 340 тыс. фактах поддержки. Получить сведения из Реестра можно как посредством межведомственного обмена, так и через специальные сервисы ФНС: "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" и "Открытые данные".
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сведений в единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление сведений в единый реестр субъектов МСП - получателей поддержки
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации <3>. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, "ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы "Налог-3". Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы "Личный кабинет налогоплательщика", "НДС-офис иностранной организации", Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), "Прозрачный бизнес", мобильное приложение для самозанятых граждан "Мой налог" <4>.
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации <3>. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, "ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы "Налог-3". Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы "Личный кабинет налогоплательщика", "НДС-офис иностранной организации", Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), "Прозрачный бизнес", мобильное приложение для самозанятых граждан "Мой налог" <4>.
Вопрос: О предложении по распространению на организации, оказывающие банные услуги, порядка освобождения от НДС по аналогии с предприятиями общественного питания.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-07-07/72156)Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 03-07-07/72156)Данные положения введены в Кодекс во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года (от 26 июня 2021 г. N Пр-1096) об обеспечении начиная с 2022 г. реализации пилотного проекта по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги общественного питания и среднесписочная численность работников каждого из которых не превышает 1 500 человек, права применять общий режим налогообложения, предусматривающий освобождение от уплаты НДС в случае, если годовая выручка каждого такого юридического лица или индивидуального предпринимателя не превышает 2 млрд рублей, и применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - пилотный проект).
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<22> Путин пообещал продлить меры поддержки малому и среднему бизнесу // РБК. 2020. 29 октября.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<22> Путин пообещал продлить меры поддержки малому и среднему бизнесу // РБК. 2020. 29 октября.
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)В статье исследована практика налогового регулирования малого предпринимательства с позиций повышения значимости этой сферы бизнеса в развитии экономики России. Объектом исследования является эффективность применения специальных налоговых режимов как инструмента государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предметом исследования выступает налоговое и специальное законодательство, регулирующее деятельность предпринимателей в России, а также данные статистической налоговой отчетности ФНС России. Прослежена тенденция снижения роли субъектов малого предпринимательства в формировании доходов бюджетной системы за период 2018 - 2022 гг. Рассмотрена в сравнении динамика количества налогоплательщиков специальных налоговых режимов и сумм уплачиваемых ими налогов в разрезе частного и корпоративного предпринимательства. Сделаны заключения о востребованности специальных режимов налогообложения со стороны малого предпринимательства и недостаточной их роли в обеспечении потребностей государства. Приведена сравнительная характеристика действующих специальных налоговых режимов, обозначена необходимость сокращения их количества и пересмотра показателей, ограничивающих возможность их применения. В целях избегания резкого увеличения налоговой нагрузки малого бизнеса при утрате права на специальные налоговые режимы и, как следствие, применения различных схем дробления бизнеса предложена авторская модель дифференцированных ставок налога на прибыль организаций.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)В статье исследована практика налогового регулирования малого предпринимательства с позиций повышения значимости этой сферы бизнеса в развитии экономики России. Объектом исследования является эффективность применения специальных налоговых режимов как инструмента государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предметом исследования выступает налоговое и специальное законодательство, регулирующее деятельность предпринимателей в России, а также данные статистической налоговой отчетности ФНС России. Прослежена тенденция снижения роли субъектов малого предпринимательства в формировании доходов бюджетной системы за период 2018 - 2022 гг. Рассмотрена в сравнении динамика количества налогоплательщиков специальных налоговых режимов и сумм уплачиваемых ими налогов в разрезе частного и корпоративного предпринимательства. Сделаны заключения о востребованности специальных режимов налогообложения со стороны малого предпринимательства и недостаточной их роли в обеспечении потребностей государства. Приведена сравнительная характеристика действующих специальных налоговых режимов, обозначена необходимость сокращения их количества и пересмотра показателей, ограничивающих возможность их применения. В целях избегания резкого увеличения налоговой нагрузки малого бизнеса при утрате права на специальные налоговые режимы и, как следствие, применения различных схем дробления бизнеса предложена авторская модель дифференцированных ставок налога на прибыль организаций.
Статья: Реализация принципов государственной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательстве субъектов Российской Федерации (на примере г. Москвы и Московской области)
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Закрепление в Законе о развитии предпринимательской деятельности принципа "открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" не вполне корректно, так как полномочия по ведению данного реестра отнесены указанным Законом к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, - Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Закрепление в Законе о развитии предпринимательской деятельности принципа "открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" не вполне корректно, так как полномочия по ведению данного реестра отнесены указанным Законом к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, - Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Обязательна ли для субъекта МСП регистрация в реестре субъектов МСП для того, чтобы применять единый пониженный тариф страховых взносов (до 31.12.2022 - пониженные тарифы)
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России и ФНС России, пониженные тарифы страховых взносов вправе применять только зарегистрированные в реестре субъектов МСП плательщики. Эту точку зрения поддерживает ряд судов.
Обязательна ли для субъекта МСП регистрация в реестре субъектов МСП для того, чтобы применять единый пониженный тариф страховых взносов (до 31.12.2022 - пониженные тарифы)
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Минфина России и ФНС России, пониженные тарифы страховых взносов вправе применять только зарегистрированные в реестре субъектов МСП плательщики. Эту точку зрения поддерживает ряд судов.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<836> Информация ФНС России "В Реестр МСП внесены сведения о социальных предприятиях" // [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 07.02.2023).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<836> Информация ФНС России "В Реестр МСП внесены сведения о социальных предприятиях" // [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 07.02.2023).
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<6> Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" // Статистика для национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"; Сайт ФНС. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1698678913109 (дата обращения: 20.10.2023).
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<6> Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" // Статистика для национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"; Сайт ФНС. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1698678913109 (дата обращения: 20.10.2023).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 472: В рамках Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 "О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства" с 01.02.2022 в России стартовал эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, самозанятым и гражданам на базе Цифровой платформы МСП. Участниками эксперимента стали Минцифры, Минэкономразвития России, Банк России, ФНС, Корпорация МСП.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 472: В рамках Постановления Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 "О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства" с 01.02.2022 в России стартовал эксперимент по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, самозанятым и гражданам на базе Цифровой платформы МСП. Участниками эксперимента стали Минцифры, Минэкономразвития России, Банк России, ФНС, Корпорация МСП.
Информация: Подать заявление о применении АвтоУСН можно через сервис "Государственная онлайн-регистрация бизнеса"
("Официальный сайт ФНС России", 2023)Напоминаем, что АвтоУСН - специальный налоговый режим, при котором отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. Он предназначен для организаций и ИП с численностью не более пяти человек, годовым доходом менее 60 млн рублей, которые открыли счета в уполномоченных банках, выплачивают зарплату безналично и не применяют иных специальных налоговых режимов. Данный проект был разработан в рамках Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и действует в четырех пилотных регионах - в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Более подробно об особенностях данного режима можно узнать на промостранице на сайте ФНС России.
("Официальный сайт ФНС России", 2023)Напоминаем, что АвтоУСН - специальный налоговый режим, при котором отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. Он предназначен для организаций и ИП с численностью не более пяти человек, годовым доходом менее 60 млн рублей, которые открыли счета в уполномоченных банках, выплачивают зарплату безналично и не применяют иных специальных налоговых режимов. Данный проект был разработан в рамках Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и действует в четырех пилотных регионах - в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Более подробно об особенностях данного режима можно узнать на промостранице на сайте ФНС России.