Фирменное наименование некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Фирменное наименование некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)В российской литературе уже отмечаются ошибочность отказа в применении по аналогии норм о фирменном наименовании коммерческих организаций в отношении НКО <141> и неправильность исключения из-под действия норм о фирменном наименовании некоммерческих юридических лиц <142>. Стоит отметить, что исторически в отечественном праве был период, когда и НКО могли по сути обладать правами на фирменное наименование <143>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)В российской литературе уже отмечаются ошибочность отказа в применении по аналогии норм о фирменном наименовании коммерческих организаций в отношении НКО <141> и неправильность исключения из-под действия норм о фирменном наименовании некоммерческих юридических лиц <142>. Стоит отметить, что исторически в отечественном праве был период, когда и НКО могли по сути обладать правами на фирменное наименование <143>.
Готовое решение: Как публичные АО раскрывают информацию о своей деятельности и каков порядок освобождения от этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)Отчет эмитента нужно составить в соответствии с Приложением 3 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (п. 11.11 данного Положения). Вместо информации, которая должна быть в этом отчете в соответствии с указанным Приложением, можно включить ссылку на раскрытую информацию с указанием адреса страницы в Интернете, наименования и структурной единицы (раздела, пункта) документа, в котором раскрыта данная информация, а также отчетного периода, за который он составлен. Если информацию раскрывает контролирующая или подконтрольная организация, нужно указать еще ее полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) (п. 11.12 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).
(КонсультантПлюс, 2025)Отчет эмитента нужно составить в соответствии с Приложением 3 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (п. 11.11 данного Положения). Вместо информации, которая должна быть в этом отчете в соответствии с указанным Приложением, можно включить ссылку на раскрытую информацию с указанием адреса страницы в Интернете, наименования и структурной единицы (раздела, пункта) документа, в котором раскрыта данная информация, а также отчетного периода, за который он составлен. Если информацию раскрывает контролирующая или подконтрольная организация, нужно указать еще ее полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) (п. 11.12 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об использовании ответчиком наименования истца, в том числе с целью введения в заблуждение третьих лиц относительно деятельности, осуществляемой ответчиком. При этом суд указал, что защита фирменного наименования, прежде всего, обусловлена нормами о конкуренции среди коммерческих организаций, поскольку целью деятельности таких юридических лиц является извлечение прибыли. Некоммерческая организация не вправе требовать прекращения использования наименования, так как фирменное наименование некоммерческой организации не является средством индивидуализации, и соответственно, некоммерческая организация не может предъявлять требования о правовой охране указанного наименования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об использовании ответчиком наименования истца, в том числе с целью введения в заблуждение третьих лиц относительно деятельности, осуществляемой ответчиком. При этом суд указал, что защита фирменного наименования, прежде всего, обусловлена нормами о конкуренции среди коммерческих организаций, поскольку целью деятельности таких юридических лиц является извлечение прибыли. Некоммерческая организация не вправе требовать прекращения использования наименования, так как фирменное наименование некоммерческой организации не является средством индивидуализации, и соответственно, некоммерческая организация не может предъявлять требования о правовой охране указанного наименования.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Запись об обременении бездокументарных ценных бумаг, залогом которых обеспечиваются требования по облигациям, должна содержать указание на то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций, а также полное фирменное наименование (для коммерческих организаций) или наименование (для некоммерческих организаций) эмитента таких облигаций, их серию, регистрационный номер выпуска и дату регистрации.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"Запись об обременении бездокументарных ценных бумаг, залогом которых обеспечиваются требования по облигациям, должна содержать указание на то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций, а также полное фирменное наименование (для коммерческих организаций) или наименование (для некоммерческих организаций) эмитента таких облигаций, их серию, регистрационный номер выпуска и дату регистрации.
"Доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: гражданско-правовые проблемы правового режима и оборота"
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)В соответствии с законом (п. 1.2 ст. 26 Закона об ООО) устав общества может предусматривать право на выход из общества не для всех участников, а только для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества (например, путем указания фамилии, имени, отчества участника, фирменного наименования, наименования некоммерческой организации и пр.), либо путем указания признаков, которыми обладают участники, имеющие право на выход. Например, в уставе общества право на выход может быть предоставлено только участникам, доля которых не превышает 10% уставного капитала. Такой вариант позволяет избежать неблагоприятных имущественных последствий для общества от выхода участников, обладающих значительной долей, тем самым укрепляя стабильность общества, но не ограничивая право на выход миноритариев, для которых доли в таком обществе становятся более привлекательными.
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Статут", 2023)В соответствии с законом (п. 1.2 ст. 26 Закона об ООО) устав общества может предусматривать право на выход из общества не для всех участников, а только для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества (например, путем указания фамилии, имени, отчества участника, фирменного наименования, наименования некоммерческой организации и пр.), либо путем указания признаков, которыми обладают участники, имеющие право на выход. Например, в уставе общества право на выход может быть предоставлено только участникам, доля которых не превышает 10% уставного капитала. Такой вариант позволяет избежать неблагоприятных имущественных последствий для общества от выхода участников, обладающих значительной долей, тем самым укрепляя стабильность общества, но не ограничивая право на выход миноритариев, для которых доли в таком обществе становятся более привлекательными.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Следует также отметить, что владельцами товарного знака могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, а для обладания фирменным наименованием в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 1473 ГК РФ необходим статус коммерческой организации. Некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели права на фирменное наименование не имеют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Следует также отметить, что владельцами товарного знака могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, а для обладания фирменным наименованием в соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 1473 ГК РФ необходим статус коммерческой организации. Некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели права на фирменное наименование не имеют.
Статья: Как вы лодку назовете, или Когда из-за названия фирмы придется спорить с ФНС
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Арбитражный суд налоговую полностью поддержал: в фирменном наименовании организации нельзя использовать слова, обозначающие другие организационно-правовые формы, в том числе относящиеся к некоммерческим организациям. Подобные названия фирм могут вводить контрагентов в заблуждение, поэтому ИФНС была вправе отказать в регистрации <10>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)Арбитражный суд налоговую полностью поддержал: в фирменном наименовании организации нельзя использовать слова, обозначающие другие организационно-правовые формы, в том числе относящиеся к некоммерческим организациям. Подобные названия фирм могут вводить контрагентов в заблуждение, поэтому ИФНС была вправе отказать в регистрации <10>.
Статья: Выход из общества с ограниченной ответственностью
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В соответствии с п. 1.2 ст. 26 Закона об ООО устав общества может предусматривать право на выход из общества не для всех, а только для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества (например, путем указания фамилии, имени, отчества участника, фирменного наименования, наименования некоммерческой организации и проч.), либо путем указания признаков, которыми обладают участники, имеющие право на выход. Например, в уставе общества право на выход может быть предоставлено только участникам, доля которых не превышает 10% уставного капитала. Данный вариант позволяет избежать неблагоприятных имущественных последствий для общества от выхода участников, обладающих значительной долей, таким образом укрепляя стабильность общества, но не ограничивая право на выход миноритариев, для которых доли в таком обществе становятся более привлекательными.
(Козлова Н.В., Филиппова С.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)В соответствии с п. 1.2 ст. 26 Закона об ООО устав общества может предусматривать право на выход из общества не для всех, а только для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества (например, путем указания фамилии, имени, отчества участника, фирменного наименования, наименования некоммерческой организации и проч.), либо путем указания признаков, которыми обладают участники, имеющие право на выход. Например, в уставе общества право на выход может быть предоставлено только участникам, доля которых не превышает 10% уставного капитала. Данный вариант позволяет избежать неблагоприятных имущественных последствий для общества от выхода участников, обладающих значительной долей, таким образом укрепляя стабильность общества, но не ограничивая право на выход миноритариев, для которых доли в таком обществе становятся более привлекательными.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Различие в правовом регулировании защиты прав на фирменное наименование и на наименование некоммерческой организации обусловлено как особенностями правового положения некоммерческих организаций, так и целями, для которых они создаются.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Различие в правовом регулировании защиты прав на фирменное наименование и на наименование некоммерческой организации обусловлено как особенностями правового положения некоммерческих организаций, так и целями, для которых они создаются.