Фирменное наименование и коммерческое обозначение
Подборка наиболее важных документов по запросу Фирменное наименование и коммерческое обозначение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие могут быть последствия использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Запрет использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Запрет использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.8. Пункт 8 ст. 1483 ГК РФ (тождественные или сходные до степени смешения с фирменным наименованием, коммерческим обозначением или селекционным достижением товары)
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1.8. Пункт 8 ст. 1483 ГК РФ (тождественные или сходные до степени смешения с фирменным наименованием, коммерческим обозначением или селекционным достижением товары)
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
(ред. от 23.07.2025)Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
Федеральный закон от 19.04.2024 N 80-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Использование символики спортивного соревнования и обозначений, сходных до степени смешения с символикой спортивного соревнования, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к IFA, организатору спортивного соревнования или мероприятиям, об одобрении IFA и (или) организатором спортивного соревнования товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с IFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с IFA или организатором спортивного соревнования, оформленного в письменной форме и подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики спортивного соревнования, которая является результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, в отношении которых IFA и (или) организатор спортивного соревнования обладают исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О международных соревнованиях "Всемирные игры дружбы" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Использование символики спортивного соревнования и обозначений, сходных до степени смешения с символикой спортивного соревнования, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к IFA, организатору спортивного соревнования или мероприятиям, об одобрении IFA и (или) организатором спортивного соревнования товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с IFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с IFA или организатором спортивного соревнования, оформленного в письменной форме и подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики спортивного соревнования, которая является результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, в отношении которых IFA и (или) организатор спортивного соревнования обладают исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
Статья: Правовая охрана логотипа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Логотип как графическое изображение может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Логотип, зарегистрированный в качестве товарного знака, наряду с другими элементами (фирменным наименованием, коммерческим обозначением, другими товарными знаками) может являться составной частью принадлежащего компании комплекса прав на "бренд", который определяется как "название, слово, знак, символ, дизайн или сочетание всех вышеперечисленных элементов, предназначенные для идентификации товаров и услуг какого-либо одного продавца или группы продавцов, позволяющие отличать их от продукции конкурентов" (Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы: Учебное пособие для магистров. М.: Проспект, 2017, Цит. по: Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ.; под ред. В.Б. Колчанова. 2-е изд. СПб., 2014).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Логотип как графическое изображение может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Логотип, зарегистрированный в качестве товарного знака, наряду с другими элементами (фирменным наименованием, коммерческим обозначением, другими товарными знаками) может являться составной частью принадлежащего компании комплекса прав на "бренд", который определяется как "название, слово, знак, символ, дизайн или сочетание всех вышеперечисленных элементов, предназначенные для идентификации товаров и услуг какого-либо одного продавца или группы продавцов, позволяющие отличать их от продукции конкурентов" (Ворожевич А.С. Защита брендов: стратегии, системы, методы: Учебное пособие для магистров. М.: Проспект, 2017, Цит. по: Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер. с англ.; под ред. В.Б. Колчанова. 2-е изд. СПб., 2014).
Статья: Исключительное право как возможность запрещать использование нематериального объекта по усмотрению правообладателя: анализ и критика концепции
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)<4> Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 122.
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)<4> Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 122.
Готовое решение: Что понимается под средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)Есть закрытый перечень средств индивидуализации, которые охраняются как результаты интеллектуальной деятельности. Это фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, географическое указание и наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1225, гл. 76 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Есть закрытый перечень средств индивидуализации, которые охраняются как результаты интеллектуальной деятельности. Это фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, географическое указание и наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1225, гл. 76 ГК РФ).
Статья: Знак обслуживания
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие знака обслуживания.
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие знака обслуживания.
Статья: К вопросу об отмене антимонопольных иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности
(Пузыревский С.А.)
("Юрист", 2024, N 11)При этом гл. 2.1 Закона о защите конкуренции предусматривает защиту владельца исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов, действующих на одном товарном рынке с правообладателем. Так, ст. 14.5 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности. Статья 14.6 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, если при этом незаконно использовались обозначения, тождественные товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения.
(Пузыревский С.А.)
("Юрист", 2024, N 11)При этом гл. 2.1 Закона о защите конкуренции предусматривает защиту владельца исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов, действующих на одном товарном рынке с правообладателем. Так, ст. 14.5 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности. Статья 14.6 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, если при этом незаконно использовались обозначения, тождественные товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Ответ: Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения являются интеллектуальной собственностью - результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Ответ: Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения являются интеллектуальной собственностью - результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
Статья: Возмещение убытков как способ защиты исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Во-первых, практически во всех институтах права интеллектуальной собственности, в которых предусмотрена компенсация как альтернативный способ защиты исключительного права, правообладатель может требовать выплаты двукратной стоимости права использования объекта. Процесс доказывания размера убытков и размера компенсации в данной ситуации будет одинаковым, однако в случае с компенсацией у правообладателя есть шанс взыскать стоимость права использования, умноженную на повышающий коэффициент. Разумеется, о такой альтернативе нельзя говорить, если компенсация в целом или данный ее вид соответствующим институтом интеллектуальной собственности не предусмотрен. Например, этот вид компенсации не предусмотрен в отношении таких объектов интеллектуальной собственности, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, географическое указание, наименование места происхождения товара, секрет производства (ноу-хау). Для обладателей исключительных прав на эти объекты возмещение убытков как способ защиты более актуален.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Во-первых, практически во всех институтах права интеллектуальной собственности, в которых предусмотрена компенсация как альтернативный способ защиты исключительного права, правообладатель может требовать выплаты двукратной стоимости права использования объекта. Процесс доказывания размера убытков и размера компенсации в данной ситуации будет одинаковым, однако в случае с компенсацией у правообладателя есть шанс взыскать стоимость права использования, умноженную на повышающий коэффициент. Разумеется, о такой альтернативе нельзя говорить, если компенсация в целом или данный ее вид соответствующим институтом интеллектуальной собственности не предусмотрен. Например, этот вид компенсации не предусмотрен в отношении таких объектов интеллектуальной собственности, как фирменное наименование, коммерческое обозначение, географическое указание, наименование места происхождения товара, секрет производства (ноу-хау). Для обладателей исключительных прав на эти объекты возмещение убытков как способ защиты более актуален.
Статья: Создание смешения как вид недобросовестной конкуренции
(Клименко А.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
(Клименко А.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
Статья: Понятие интеллектуальных прав в сравнении с термином "интеллектуальная собственность"
(Рудаков С.Е.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Анализ определений интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности в российском законодательстве позволяет заключить, что эти понятия разграничены. Первые представляют собой совокупность исключительных, личных неимущественных и иных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Второй термин, в свою очередь, включает в себя весь комплекс объектов интеллектуальных прав, которым предоставляется правовая охрана. Концепция интеллектуальной собственности находит отражение и в международном праве. Пункт viii ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 года <7> содержит общее определение интеллектуальной собственности как совокупности прав, относящихся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписям, вещательным организациям, изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям и защите от недобросовестной конкуренции.
(Рудаков С.Е.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)Анализ определений интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности в российском законодательстве позволяет заключить, что эти понятия разграничены. Первые представляют собой совокупность исключительных, личных неимущественных и иных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Второй термин, в свою очередь, включает в себя весь комплекс объектов интеллектуальных прав, которым предоставляется правовая охрана. Концепция интеллектуальной собственности находит отражение и в международном праве. Пункт viii ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 года <7> содержит общее определение интеллектуальной собственности как совокупности прав, относящихся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписям, вещательным организациям, изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям и защите от недобросовестной конкуренции.