Финансовым институтом для целей закона FATCA
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовым институтом для целей закона FATCA (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Принятый в 2010 г. Закон США Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) <5> в борьбе с бегством капиталов и сокрытием фондов за пределы США обязал иностранные финансовые институты и национальные юрисдикции по запросу США раскрывать информацию о счетах американских резидентов. В своем развитии FATCA стал основой для заключения соглашений с разными странами. На основе американского Закона в 2014 г. был принят Единый стандарт автоматического обмена финансовой информацией - Common Reporting Standart (CRS), правовой формой которого стала открытая для присоединения Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (MCAA), направленная на раскрытие информации о зарубежных счетах и фондах налогоплательщиков (в том числе об их владельцах и состоянии счетов). В России автообмен информацией в соответствии с CRS начал осуществляться с 2017 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 693 <6> и пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ <7>.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Принятый в 2010 г. Закон США Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) <5> в борьбе с бегством капиталов и сокрытием фондов за пределы США обязал иностранные финансовые институты и национальные юрисдикции по запросу США раскрывать информацию о счетах американских резидентов. В своем развитии FATCA стал основой для заключения соглашений с разными странами. На основе американского Закона в 2014 г. был принят Единый стандарт автоматического обмена финансовой информацией - Common Reporting Standart (CRS), правовой формой которого стала открытая для присоединения Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (MCAA), направленная на раскрытие информации о зарубежных счетах и фондах налогоплательщиков (в том числе об их владельцах и состоянии счетов). В России автообмен информацией в соответствии с CRS начал осуществляться с 2017 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 693 <6> и пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ <7>.
Статья: Трансформация международного налогово-правового регулирования и национальные интересы
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Примечателен тот факт, что одним из государств, не присоединившихся к многосторонним соглашениям компетентных органов, являются США. Обмен финансовой информацией с данным государством осуществляется в соответствии с принятым в 2010 г. Законом США "О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act, далее - FATCA) <57>. Положения этого законодательного акта предусматривают контроль со стороны иностранных финансовых институтов за счетами американских налогоплательщиков с последующим информированием Службы внутренних доходов США (под угрозой удержания 30% от сумм международных банковских переводов). Российские банки получили возможность для информационного обмена с налоговыми органами иностранных государств после принятия в июне 2014 г. Закона об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами <58>. В соответствии с разъяснениями Банка России <59> упомянутый Федеральный закон принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих избежать применения санкций, предусмотренных FATCA, а также с учетом необходимости минимизировать ущерб национальным интересам Российской Федерации <60>.
(Кучеров И.И., Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Примечателен тот факт, что одним из государств, не присоединившихся к многосторонним соглашениям компетентных органов, являются США. Обмен финансовой информацией с данным государством осуществляется в соответствии с принятым в 2010 г. Законом США "О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act, далее - FATCA) <57>. Положения этого законодательного акта предусматривают контроль со стороны иностранных финансовых институтов за счетами американских налогоплательщиков с последующим информированием Службы внутренних доходов США (под угрозой удержания 30% от сумм международных банковских переводов). Российские банки получили возможность для информационного обмена с налоговыми органами иностранных государств после принятия в июне 2014 г. Закона об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами <58>. В соответствии с разъяснениями Банка России <59> упомянутый Федеральный закон принят в целях создания для российских финансовых организаций условий, позволяющих избежать применения санкций, предусмотренных FATCA, а также с учетом необходимости минимизировать ущерб национальным интересам Российской Федерации <60>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 01.03.2024 N ЕД-7-14/169@
"Об утверждении Требований к порядку предоставления комплексного сервиса "Старт бизнеса онлайн"7. Подтверждает, что: не осуществляет деятельность, лицензируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации; представитель Клиента - юридического лица/Клиент - индивидуальный предприниматель и/или его родственники <7> не являются российскими <8>, иностранными <9> публичными должностными лицами и должностными лицами международных организаций <10> и не планируют совершать операции от имени таких лиц; не имеет бенефициарных владельцев; не имеет выгодоприобретателей; не оказывает услуги микрофинансирования; является налоговым резидентом только Российской Федерации; все контролирующие лица организации являются налоговыми резидентами только Российской Федерации; представитель Клиента - юридического лица/Клиент - индивидуальный предприниматель не родился в США; не является лицом, неотделимым от собственника для целей налогообложения в США (disregarded entity); Клиент - юридическое лицо не является финансовым институтом для целей Закона США "О налогообложении иностранных счетов" Foreign Account Tax Compliance Act и Единого стандарта по обмену налоговой информацией "Common Reporting Standard" (FATCA/CRS); не выступает в роли посредника (по договорам поручительства, комиссии, доверительного управления, агентским договорам либо иным гражданско-правовым договорам в пользу третьих лиц); налогоплательщикам США (юр. лицам/физ. лицам) не принадлежат или принадлежат в объеме не более 10% доли в уставном капитале Клиента - юридического лица.
"Об утверждении Требований к порядку предоставления комплексного сервиса "Старт бизнеса онлайн"7. Подтверждает, что: не осуществляет деятельность, лицензируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации; представитель Клиента - юридического лица/Клиент - индивидуальный предприниматель и/или его родственники <7> не являются российскими <8>, иностранными <9> публичными должностными лицами и должностными лицами международных организаций <10> и не планируют совершать операции от имени таких лиц; не имеет бенефициарных владельцев; не имеет выгодоприобретателей; не оказывает услуги микрофинансирования; является налоговым резидентом только Российской Федерации; все контролирующие лица организации являются налоговыми резидентами только Российской Федерации; представитель Клиента - юридического лица/Клиент - индивидуальный предприниматель не родился в США; не является лицом, неотделимым от собственника для целей налогообложения в США (disregarded entity); Клиент - юридическое лицо не является финансовым институтом для целей Закона США "О налогообложении иностранных счетов" Foreign Account Tax Compliance Act и Единого стандарта по обмену налоговой информацией "Common Reporting Standard" (FATCA/CRS); не выступает в роли посредника (по договорам поручительства, комиссии, доверительного управления, агентским договорам либо иным гражданско-правовым договорам в пользу третьих лиц); налогоплательщикам США (юр. лицам/физ. лицам) не принадлежат или принадлежат в объеме не более 10% доли в уставном капитале Клиента - юридического лица.
Вопрос: В чем состоит обязанность российских кредитных организаций в рамках исполнения FATCA?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ежегодно сообщать в IRS информацию о счетах налогоплательщиков США или счетах иностранных организаций, в которых налогоплательщики США владеют значительной долей участия (более 10%), о финансовых институтах, которые не участвуют в FATCA, а также о держателях счетов, отказавшихся предоставлять сведения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- ежегодно сообщать в IRS информацию о счетах налогоплательщиков США или счетах иностранных организаций, в которых налогоплательщики США владеют значительной долей участия (более 10%), о финансовых институтах, которые не участвуют в FATCA, а также о держателях счетов, отказавшихся предоставлять сведения;
Статья: Эволюция правового института автоматического обмена информацией по налоговым вопросам
(Агеев С.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Ключевые слова: автоматический обмен информацией, Общий стандарт отчетности, План BEPS, FATCA, Директива ЕС об административном сотрудничестве, финансовые счета, межстрановая отчетность, трансграничные схемы налогового планирования, решения налоговых органов, модельные конвенции.
(Агеев С.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Ключевые слова: автоматический обмен информацией, Общий стандарт отчетности, План BEPS, FATCA, Директива ЕС об административном сотрудничестве, финансовые счета, межстрановая отчетность, трансграничные схемы налогового планирования, решения налоговых органов, модельные конвенции.
Статья: Новый концепт соразмерности универсальных и национальных ценностей в российском законодательстве
(Лукьянова В.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)попытки отдельных государств обеспечить действие норм и институтов, установленных актами своего национального законодательства, за рубежом. Наиболее ярким примером является Закон США "О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов" (FATCA), в соответствии с которым все финансовые организации мира должны передавать налоговым органам США информацию о счетах американских налогоплательщиков (физических и юридических лиц), а также иностранных юридических лиц, в которых американские налогоплательщики имеют существенную долю владения (свыше 10%) <3>.
(Лукьянова В.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)попытки отдельных государств обеспечить действие норм и институтов, установленных актами своего национального законодательства, за рубежом. Наиболее ярким примером является Закон США "О налоговой дисциплине в отношении иностранных счетов" (FATCA), в соответствии с которым все финансовые организации мира должны передавать налоговым органам США информацию о счетах американских налогоплательщиков (физических и юридических лиц), а также иностранных юридических лиц, в которых американские налогоплательщики имеют существенную долю владения (свыше 10%) <3>.