Финансовый контроль и финансовый аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовый контроль и финансовый аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внутренний финансовый аудит
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив представленные доказательства... суды установили, что факт оказания услуг ответчиком подтвержден. Оказанные услуги приняты заказчиком без претензий и замечаний, оплачены в соответствии с установленной в контракте ценой. Доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении исполнителем условий контракта, наличии каких-либо претензий заказчика по объему и качеству фактически оказанных услуг, соблюдении сторонами процедуры согласования недостатков оказанных услуг, не представлены... материалы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита не могут являться достаточными доказательствами ненадлежащего выполнения работ..."
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив представленные доказательства... суды установили, что факт оказания услуг ответчиком подтвержден. Оказанные услуги приняты заказчиком без претензий и замечаний, оплачены в соответствии с установленной в контракте ценой. Доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении исполнителем условий контракта, наличии каких-либо претензий заказчика по объему и качеству фактически оказанных услуг, соблюдении сторонами процедуры согласования недостатков оказанных услуг, не представлены... материалы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита не могут являться достаточными доказательствами ненадлежащего выполнения работ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)2. Внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)2. Внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"8. При подготовке стандартов организации деятельности Счетной палаты, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований учитываются международные стандарты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"8. При подготовке стандартов организации деятельности Счетной палаты, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований учитываются международные стандарты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.
Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510
(ред. от 23.05.2025)
"О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации")93) организует и осуществляет в установленном порядке внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в войсках национальной гвардии и в организациях, находящихся в ведении Росгвардии;
(ред. от 23.05.2025)
"О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации")93) организует и осуществляет в установленном порядке внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в войсках национальной гвардии и в организациях, находящихся в ведении Росгвардии;
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве конкурирующими категориями - гиперонимами являются "бюджет", "финансы" и "казна". Так, терминологический аппарат позитивного бюджетного права содержит следующие термины: "финансовый год" и производные от него - "отчетный финансовый год", "текущий финансовый год", "очередной финансовый год", "государственный финансовый контроль", "муниципальный финансовый контроль" и производные от них - "внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний финансовый аудит", "финансовый орган", "предельные объемы финансирования", "финансовая отчетность", "финансовое обеспечение" <27>.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В бюджетном праве конкурирующими категориями - гиперонимами являются "бюджет", "финансы" и "казна". Так, терминологический аппарат позитивного бюджетного права содержит следующие термины: "финансовый год" и производные от него - "отчетный финансовый год", "текущий финансовый год", "очередной финансовый год", "государственный финансовый контроль", "муниципальный финансовый контроль" и производные от них - "внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль", "внутренний финансовый контроль", "внутренний финансовый аудит", "финансовый орган", "предельные объемы финансирования", "финансовая отчетность", "финансовое обеспечение" <27>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)130. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)130. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)На уровне внутреннего финансового аудита пока осуществляется автоматизация бизнес-процесса, что подтверждается письмом Минфина России от 25.05.2023 N 02-10-13/48003, согласно которому идет процедура доработки подсистем (компонентов, модулей) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части создания полномочия "Просмотр сотрудниками главных администраторов бюджетных средств сведений по бюджетным средствам (Аудитор)" <1>. Введение в эксплуатацию данного модуля позволит внутренним аудиторам получить возможность к просмотру отдельных данных государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также аналогичным системам на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, в которых идет формирование документов сотрудниками главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и их поступление указанным лицам. Предполагается, что предоставление указанного доступа к системам управления общественными финансами структурным подразделениям, ответственным за проведение аудиторских мероприятий, позволит повысить эффективность планирования и проведения аудиторских мероприятий. Соответственно, говорить о цифровизации процессов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита преждевременно, хотя не стоит исключать право каждого главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и администратора поступлений в бюджет внедрять самостоятельные разработки.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В документах Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI) финансовый аудит (financial audit, regularity audit) рассматривается как тип (type) аудита в одном ряду c аудитом эффективности (performance audit) и аудитом законности (соответствия) (compliance audit, legality audit) <1>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В документах Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI) финансовый аудит (financial audit, regularity audit) рассматривается как тип (type) аудита в одном ряду c аудитом эффективности (performance audit) и аудитом законности (соответствия) (compliance audit, legality audit) <1>.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В табл. 1 систематизированы принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита, осуществляемого отдельными участниками бюджетного процесса.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В табл. 1 систематизированы принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита, осуществляемого отдельными участниками бюджетного процесса.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)3. Внутриорганизационный финансовый контроль (внутренний финансовый аудит) осуществляется непосредственно внутри организации и превалирует над иными видами финансового контроля, является обязательным для всех участников бюджетного процесса, в том числе образовательных организаций. Данный вид финансового контроля проводится на постоянной основе, непрерывно, при осуществлении бюджетных полномочий и неотделим от них.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Ю.А. Кутырев подчеркивает, что "появилась необходимость в стандартизации и во внедрении федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что позволит создать синергетический эффект в системе контроля в сфере бюджетных отношений" [12, с. 2].
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, реализуемом отдельными участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, этапы контрольных мероприятий или контрольной деятельности не поименованы. Их состав, представленный на рис. 1, определен на основании структуры и содержания разработанных федеральных стандартов. Так, во внутреннем государственном (муниципальном) финансовом контроле можно выделить этап планирования проверок, ревизий и обследований, который заключается в формировании плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода <2>. Назначение и подготовка к проведению контрольного мероприятия, его проведение, оформление результатов относятся к этапу проведения проверок, ревизий, обследований <3>. Последний этап "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" включает в себя формирование документов в целях реализации результатов контрольного мероприятия (акт проверки (ревизии), возражения к нему (при наличии), заключение, составленное по результатам обследования, возражения к нему (при наличии), представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения) <4>.