Финансовый контроль автономных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовый контроль автономных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Органы муниципального финконтроля не вправе проверять правильность заполнения личных карточек работников учреждения в рамках внутреннего финконтроля
(КонсультантПлюс, 2025)Органы муниципального финконтроля не вправе проверять правильность заполнения личных карточек работников учреждения в рамках внутреннего финконтроля
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)Орган муниципального финконтроля (КРУ) не вправе проверять правильность заполнения личных карточек работников учреждения в рамках внутреннего финконтроля
(КонсультантПлюс, 2025)Орган муниципального финконтроля (КРУ) не вправе проверять правильность заполнения личных карточек работников учреждения в рамках внутреннего финконтроля
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует согласиться с Д.М. Мошковой, что для каждого типа образовательной организации характерны определенные финансовые операции и расходы, подлежащие контролю, что и определяет специфику финансового контроля деятельности образовательных организаций в целом. Так, например, предметом финансового контроля деятельности казенных учреждений выступает финансовая деятельность, которая направлена на исполнение бюджетной сметы, а финансовый контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений направлен на выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности <11>.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует согласиться с Д.М. Мошковой, что для каждого типа образовательной организации характерны определенные финансовые операции и расходы, подлежащие контролю, что и определяет специфику финансового контроля деятельности образовательных организаций в целом. Так, например, предметом финансового контроля деятельности казенных учреждений выступает финансовая деятельность, которая направлена на исполнение бюджетной сметы, а финансовый контроль деятельности бюджетных и автономных учреждений направлен на выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности <11>.
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское сопровождение в качестве ключевого элемента реализации финансового контроля процесса расхода бюджетных средств изначально было введено в начале 2014 г. Указанное было продиктовано необходимостью повысить эффективность финансового контроля субсидий, выделяемых унитарным предприятиям и автономным учреждениям для приобретения недвижимого имущества, и вложений в объекты капитального строительства, передаваемых в государственную собственность. Унитарным предприятиям и автономным учреждениям, получающим соответствующие субсидии, предписана обязанность открытия отдельных лицевых счетов в Федеральном казначействе, в том числе через ее территориальные управления <7>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское сопровождение в качестве ключевого элемента реализации финансового контроля процесса расхода бюджетных средств изначально было введено в начале 2014 г. Указанное было продиктовано необходимостью повысить эффективность финансового контроля субсидий, выделяемых унитарным предприятиям и автономным учреждениям для приобретения недвижимого имущества, и вложений в объекты капитального строительства, передаваемых в государственную собственность. Унитарным предприятиям и автономным учреждениям, получающим соответствующие субсидии, предписана обязанность открытия отдельных лицевых счетов в Федеральном казначействе, в том числе через ее территориальные управления <7>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 606
(ред. от 22.09.2021)
"О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации"
(вместе с "Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации")12. Контроль за соблюдением условий и порядка предоставления денежной части премии юридическим лицам - лауреатам премии осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений - лауреатов премии, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 22.09.2021)
"О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации"
(вместе с "Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации")12. Контроль за соблюдением условий и порядка предоставления денежной части премии юридическим лицам - лауреатам премии осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений - лауреатов премии, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом контроле за финансовым состоянием учреждений и установления ответственности руководителя бюджетного учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом контроле за финансовым состоянием учреждений и установления ответственности руководителя бюджетного учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Из приведенного явствует, что главный администратор бюджетных средств и администратор бюджетных средств отнесены не только к участникам бюджетного процесса, но они также являются заказчиками, осуществляющими внутренний финансовый контроль (аудит) закупок.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Из приведенного явствует, что главный администратор бюджетных средств и администратор бюджетных средств отнесены не только к участникам бюджетного процесса, но они также являются заказчиками, осуществляющими внутренний финансовый контроль (аудит) закупок.
Статья: КСП вправе проверять выплаты по трудовым договорам, идущие из бюджета
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Таким образом, в рассматриваемом случае КСП является органом внешнего муниципального финансового контроля. Она уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов муниципального финансового контроля (в том числе автономного учреждения) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Таким образом, в рассматриваемом случае КСП является органом внешнего муниципального финансового контроля. Она уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов муниципального финансового контроля (в том числе автономного учреждения) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Готовое решение: Что считают неэффективным использованием государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вопросы эффективности использования государственного (муниципального) имущества могут проверить в рамках своих контрольных мероприятий Счетная палата РФ, региональные и муниципальные контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы ведомственного контроля, если на них возложены такие функции (ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, ч. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вопросы эффективности использования государственного (муниципального) имущества могут проверить в рамках своих контрольных мероприятий Счетная палата РФ, региональные и муниципальные контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы ведомственного контроля, если на них возложены такие функции (ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, ч. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208).
Статья: Развитие контроля в государственном устройстве Российской Федерации
(Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)3. Порфирьева А.В., Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль: методология сквозного контроля автономных учреждений: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 152 с. EDN: TIEYKT.
(Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)3. Порфирьева А.В., Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль: методология сквозного контроля автономных учреждений: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 152 с. EDN: TIEYKT.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Справка: Реестры государственного (муниципального) имущества: предоставление и исключение сведений
(КонсультантПлюс, 2025)На это указано в ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208, п. 3.2.2.2 СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)", Классификаторах нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)На это указано в ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208, п. 3.2.2.2 СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)", Классификаторах нарушений.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Причиной особого внимания к данному объекту контроля со стороны публично-правовых образований и самостоятельного выделения его в законодательно закрепленном перечне объектов является то, что государственный финансовый контроль должен осуществляться не только за расходами, но и за доходами бюджетов (к каковым относятся, например, и доходы от использования имущества, в том числе дивиденды по акциям или в виде прибыли на долю участия в уставном капитале), а также за эффективностью управления не только средствами бюджетов, но и имуществом публично-правового образования (в том числе долями, акциями и т.п.). Таким образом, корпоративные коммерческие организации как объекты внешнего финансового контроля в данном случае становятся субъектами отношений, регулируемых бюджетным законодательством (а точнее - законодательством, регулирующим осуществление бюджетного контроля). Это согласуется с выводом Н.А. Поветкиной, в соответствии с которым происходит расширение круга участников бюджетных отношений, в том числе за счет включения в него юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, причем автор оценивает это как позитивный процесс <11>. В литературе также подчеркивается, что все отношения, возникающие по поводу осуществления бюджетного контроля, признаются бюджетными, так как права и обязанности их участников регулируются бюджетным законодательством <12>.
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)К реализации полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в столице Республики контрольно-счетная палата приступила с 1 июля 2022 г. В результате к имеющимся объектам контроля контрольно-счетной палаты прибавились еще около 1 200 муниципальных казенных, автономных и бюджетных учреждений, муниципальных предприятий и хозяйствующих обществ с участием муниципалитетов, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)К реализации полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в столице Республики контрольно-счетная палата приступила с 1 июля 2022 г. В результате к имеющимся объектам контроля контрольно-счетной палаты прибавились еще около 1 200 муниципальных казенных, автономных и бюджетных учреждений, муниципальных предприятий и хозяйствующих обществ с участием муниципалитетов, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая организацию исполнения бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъекта РФ или муниципального образования, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного (муниципального) финансового контроля;
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая организацию исполнения бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъекта РФ или муниципального образования, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного (муниципального) финансового контроля;