Финансовый анализ
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовый анализ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банкротство организаций. Споры с арбитражным управляющим, кредиторами и иными лицами: Арбитражный управляющий (Конкурсный кредитор) хочет привлечь Бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)финансовым анализом, составленным аудиторской организацией >>>
(КонсультантПлюс, 2025)финансовым анализом, составленным аудиторской организацией >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС и налог на прибыль, налоговый орган сделал вывод о создании налогоплательщиком с зависимыми обществами схемы дробления бизнеса в целях минимизации налоговых обязательств. Суд установил, что общество сдавало в аренду имущество взаимозависимым лицам, которые сдавали его в субаренду, а также в соответствии с условиями договора осуществляли текущий и капитальный ремонт арендуемых помещений. Арендаторы привлекли для осуществления ремонта сети канализации, фасада, кровли подрядчиков, в отношении отчетности которых у налогового органа возникли претензии. Налоговый орган объединил показатели деятельности общества и двух его арендаторов и исключил из состава расходов по налогу на прибыль затраты арендаторов по сделкам с подрядчиками и из налоговых вычетов сумму НДС по операциям с подрядчиками. Суд признал неправомерным доначисление налога на прибыль и НДС обществу. Суд указал, что за исключением ссылки на взаимозависимость и подконтрольность обществу организаций-арендаторов никаких иных признаков, указывающих на организацию налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса", налоговым органом не приведено, в решении налогового органа не приведены доказательства того, что в действительности операции по аренде между обществом и взаимозависимыми организациями не совершались, сделки носили формальный характер, создавая видимость хозяйственных операций. Признаки, свидетельствующие о том, что основной целью сделок была не конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель - получение дохода от сдачи имущества в аренду, а налоговая экономия, в решении налогового органа не отражены, равно как и отсутствует какой-либо финансовый анализ такой экономии.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС и налог на прибыль, налоговый орган сделал вывод о создании налогоплательщиком с зависимыми обществами схемы дробления бизнеса в целях минимизации налоговых обязательств. Суд установил, что общество сдавало в аренду имущество взаимозависимым лицам, которые сдавали его в субаренду, а также в соответствии с условиями договора осуществляли текущий и капитальный ремонт арендуемых помещений. Арендаторы привлекли для осуществления ремонта сети канализации, фасада, кровли подрядчиков, в отношении отчетности которых у налогового органа возникли претензии. Налоговый орган объединил показатели деятельности общества и двух его арендаторов и исключил из состава расходов по налогу на прибыль затраты арендаторов по сделкам с подрядчиками и из налоговых вычетов сумму НДС по операциям с подрядчиками. Суд признал неправомерным доначисление налога на прибыль и НДС обществу. Суд указал, что за исключением ссылки на взаимозависимость и подконтрольность обществу организаций-арендаторов никаких иных признаков, указывающих на организацию налогоплательщиком схемы "дробления бизнеса", налоговым органом не приведено, в решении налогового органа не приведены доказательства того, что в действительности операции по аренде между обществом и взаимозависимыми организациями не совершались, сделки носили формальный характер, создавая видимость хозяйственных операций. Признаки, свидетельствующие о том, что основной целью сделок была не конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель - получение дохода от сдачи имущества в аренду, а налоговая экономия, в решении налогового органа не отражены, равно как и отсутствует какой-либо финансовый анализ такой экономии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70. Анализ финансового состояния должника
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70. Анализ финансового состояния должника
Статья: Анализ кредитного качества подрядчиков и компаний с контрактной спецификой: как скорректировать оценку риска
(Сидоров А.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Надеюсь, что описанные в статье нюансы расчета финансовых факторов по подрядчикам и контрактникам, анализа и интерпретации этих факторов помогут в работе с данными контрагентами и подскажут, каким образом стоит скорректировать финансовый анализ в банке, чтобы оценка кредитного риска была наиболее корректной. Базой для финансового анализа является унифицированное занесение реестров контрактов в ИТ-системы банка для дальнейшего их анализа на модельном уровне. Если такой возможности на текущем этапе нет, то рекомендую хотя бы вести сбор уже вручную агрегированных значений Fcash по реестрам контрактов клиентов. Если делать это хотя бы несколько кварталов (а лучше - лет), то можно будет сформировать типичный профиль вашего клиента-подрядчика и строить на этой основе кредитную политику, которая основана на объективных данных и синхронизирована с реальностью, а не опирается лишь на интуитивные значения.
(Сидоров А.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Надеюсь, что описанные в статье нюансы расчета финансовых факторов по подрядчикам и контрактникам, анализа и интерпретации этих факторов помогут в работе с данными контрагентами и подскажут, каким образом стоит скорректировать финансовый анализ в банке, чтобы оценка кредитного риска была наиболее корректной. Базой для финансового анализа является унифицированное занесение реестров контрактов в ИТ-системы банка для дальнейшего их анализа на модельном уровне. Если такой возможности на текущем этапе нет, то рекомендую хотя бы вести сбор уже вручную агрегированных значений Fcash по реестрам контрактов клиентов. Если делать это хотя бы несколько кварталов (а лучше - лет), то можно будет сформировать типичный профиль вашего клиента-подрядчика и строить на этой основе кредитную политику, которая основана на объективных данных и синхронизирована с реальностью, а не опирается лишь на интуитивные значения.
Статья: Налоговое стимулирование предприятий высокотехнологичного сектора экономики: проблемы и решения
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)7. Поведишникова С.В., Чепулянис А.В. Амортизационный фонд как инструмент инвестиционной политики компании // Аудит и финансовый анализ. 2017. N 1. С. 238 - 242.
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)7. Поведишникова С.В., Чепулянис А.В. Амортизационный фонд как инструмент инвестиционной политики компании // Аудит и финансовый анализ. 2017. N 1. С. 238 - 242.
Статья: Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в качестве залога
(Мазур Н.З., Попова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Попова А.В., начальник управления оценки и финансового анализа ООО "ВКО-Интеллект" (г. Москва).
(Мазур Н.З., Попова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Попова А.В., начальник управления оценки и финансового анализа ООО "ВКО-Интеллект" (г. Москва).
Статья: Проблемные аспекты представления информации о денежных средствах и их эквивалентах в бухгалтерской отчетности
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2008. 208 с. ISBN: 978-5-16-003068-5. EDN: QSTKOH.
(Куликова Л.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2008. 208 с. ISBN: 978-5-16-003068-5. EDN: QSTKOH.
Статья: Новые правила уплаты государственной пошлины в делах о банкротстве
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Первая проблема связана с тем, что суды стали требовать уплаты госпошлины за любые требования и обращения к суду, носящие в том числе процессуальный характер. Формально Верховный Суд Российской Федерации указал на необходимость взимания госпошлины за рассмотрение материально-правовых споров, т.е. таких споров, которые, в отсутствие банкротного дела и, соответственно, необходимости применять правила подсудности по связи дел, явились бы основанием для возбуждения отдельного производства по делу и рассматривались в общем порядке в рамках искового или иных видов производства. Однако на практике использование в Обзоре N 1 за 2024 г. открытого перечня обособленных споров и отсутствие нормативного закрепления содержания этого термина привели к тому, что нижестоящие суды стали требовать уплаты госпошлины по любым требованиям, в том числе тем, которые носят процессуальный характер и не связаны с рассмотрением материально-правового притязания (спора о праве). Примером может служить истребование сведений и документов у должника (руководителя должника), необходимых арбитражному управляющему для исполнения возложенных на него обязанностей (проведения финансового анализа, выявления недействительных сделок и т.д.), которое осуществляется судом по правилам ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК, АПК РФ). Так, Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2024 г. по делу N А33-9402/2024 было оставлено без движения заявление финансового управляющего об истребовании доказательств (сведений и документов у должника) по причине отсутствия доказательств уплаты государственной пошлины <4>. Однако нет никаких оснований при истребовании документов в порядке ст. 66 АПК взимать госпошлину в делах о банкротстве и не взимать ее при том же процессуальном действии, совершаемом в исковом производстве.
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)Первая проблема связана с тем, что суды стали требовать уплаты госпошлины за любые требования и обращения к суду, носящие в том числе процессуальный характер. Формально Верховный Суд Российской Федерации указал на необходимость взимания госпошлины за рассмотрение материально-правовых споров, т.е. таких споров, которые, в отсутствие банкротного дела и, соответственно, необходимости применять правила подсудности по связи дел, явились бы основанием для возбуждения отдельного производства по делу и рассматривались в общем порядке в рамках искового или иных видов производства. Однако на практике использование в Обзоре N 1 за 2024 г. открытого перечня обособленных споров и отсутствие нормативного закрепления содержания этого термина привели к тому, что нижестоящие суды стали требовать уплаты госпошлины по любым требованиям, в том числе тем, которые носят процессуальный характер и не связаны с рассмотрением материально-правового притязания (спора о праве). Примером может служить истребование сведений и документов у должника (руководителя должника), необходимых арбитражному управляющему для исполнения возложенных на него обязанностей (проведения финансового анализа, выявления недействительных сделок и т.д.), которое осуществляется судом по правилам ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК, АПК РФ). Так, Определением Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2024 г. по делу N А33-9402/2024 было оставлено без движения заявление финансового управляющего об истребовании доказательств (сведений и документов у должника) по причине отсутствия доказательств уплаты государственной пошлины <4>. Однако нет никаких оснований при истребовании документов в порядке ст. 66 АПК взимать госпошлину в делах о банкротстве и не взимать ее при том же процессуальном действии, совершаемом в исковом производстве.
Статья: Систематизация процедур аудита финансовых результатов: отраслевой аспект
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)<5> Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: Практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2024. 208 с.
(Сафонова М.Ф., Олейник И.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)<5> Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: Практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2024. 208 с.
Статья: Особенности организации и методики экономической экспертизы биологических активов
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Захарова Е.В., Алборов Г.Р., Злобина О.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)6. Остаев Г.Я., Злобина О.О., Хосиев Б.Н. Судебная экономическая экспертиза: финансовый анализ имущества и имущественных прав должника // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2022. N 1. С. 119 - 132. URL: https://academy-skrf.ru/izdat/2022/Vestnik_1_2022.pdf.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Захарова Е.В., Алборов Г.Р., Злобина О.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)6. Остаев Г.Я., Злобина О.О., Хосиев Б.Н. Судебная экономическая экспертиза: финансовый анализ имущества и имущественных прав должника // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2022. N 1. С. 119 - 132. URL: https://academy-skrf.ru/izdat/2022/Vestnik_1_2022.pdf.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Изменения в п. 9 комментируемой статьи внесены с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, принятым в части регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, предлагается замена применяемых терминов "организации государственного сектора" и "организации бюджетной сферы" одним - "организации бюджетной сферы", в частности, в целях недопущения правовой неопределенности при применении терминов "государственный сектор", "институциональная единица государственного сектора", "организация государственного сектора" с учетом последних методологических изменений в системе федеральных классификаторов секторов экономики для целей статистики финансового анализа (КИСЭ).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Изменения в п. 9 комментируемой статьи внесены с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, принятым в части регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, предлагается замена применяемых терминов "организации государственного сектора" и "организации бюджетной сферы" одним - "организации бюджетной сферы", в частности, в целях недопущения правовой неопределенности при применении терминов "государственный сектор", "институциональная единица государственного сектора", "организация государственного сектора" с учетом последних методологических изменений в системе федеральных классификаторов секторов экономики для целей статистики финансового анализа (КИСЭ).
Статья: Представление информации о финансовом капитале в интегрированной отчетности: современное состояние и перспективы
(Куликова Л.И., Гарынцев Э.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Предмет. Подходы к определению финансового капитала, анализ примеров показателей финансового капитала, используемых различными организациями при формировании интегрированной отчетности.
(Куликова Л.И., Гарынцев Э.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Предмет. Подходы к определению финансового капитала, анализ примеров показателей финансового капитала, используемых различными организациями при формировании интегрированной отчетности.