Финансовые и нефинансовые организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовые и нефинансовые организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы формирования информации о нефинансовых активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности: направления совершенствования
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Предмет. Процессы формирования информации о нефинансовых активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и направления их совершенствования.
(Клычова Г.С., Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Предмет. Процессы формирования информации о нефинансовых активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и направления их совершенствования.
Статья: Анализ институтов развития в контексте их реформирования: целевые и нормативно-правовые аспекты
(Оболенская Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Введение. В последние несколько лет Правительством РФ уделяется повышенное внимание такому инструменту государственной поддержки экономики и бизнеса, как институты развития. Сюда входят различные финансовые и нефинансовые организации: банки развития, корпорации развития, организации инновационной инфраструктуры <1>. Среди них следует отметить государственную корпорацию развития "ВЭБ РФ" (далее - ВЭБ.РФ), которой придана особая роль в рамках реформы институтов развития. Еще один значимый пример - Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), наименование и полномочия которой расширены в связи с актуальностью поддержки арктических проектов <2>.
(Оболенская Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Введение. В последние несколько лет Правительством РФ уделяется повышенное внимание такому инструменту государственной поддержки экономики и бизнеса, как институты развития. Сюда входят различные финансовые и нефинансовые организации: банки развития, корпорации развития, организации инновационной инфраструктуры <1>. Среди них следует отметить государственную корпорацию развития "ВЭБ РФ" (далее - ВЭБ.РФ), которой придана особая роль в рамках реформы институтов развития. Еще один значимый пример - Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), наименование и полномочия которой расширены в связи с актуальностью поддержки арктических проектов <2>.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 25.12.2024 N 678
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 22.07.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" и N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"28. Нефинансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 22.07.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" и N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"28. Нефинансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги
Приказ Росстата от 07.11.2025 N 618
(ред. от 18.11.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"38. Если нефинансовая организация оказывает финансовые услуги
(ред. от 18.11.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"38. Если нефинансовая организация оказывает финансовые услуги
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Примечание. Критерии приводятся для нефинансовых организаций. Для финансовых организаций критерии контроля устанавливаются Правительством РФ (в ряде случаев по согласованию с Центральным банком РФ).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Примечание. Критерии приводятся для нефинансовых организаций. Для финансовых организаций критерии контроля устанавливаются Правительством РФ (в ряде случаев по согласованию с Центральным банком РФ).
Статья: Банковские экосистемы: перспективы правового регулирования
(Яковлева П.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)В настоящее время правовое регулирование деятельности банковских экосистем отсутствует. Потребность в его разработке объясняется тем, что при экосистемной бизнес-модели происходит размытие отраслевых границ между финансовыми организациями и нефинансовым сектором, и влияние банковских экосистем распространяется широко за пределы деятельности ее участников. Неконтролируемое развитие экосистем на базе банков может привести к реализации ряда рисков как для самих банков, так и для финансовой стабильности в целом.
(Яковлева П.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)В настоящее время правовое регулирование деятельности банковских экосистем отсутствует. Потребность в его разработке объясняется тем, что при экосистемной бизнес-модели происходит размытие отраслевых границ между финансовыми организациями и нефинансовым сектором, и влияние банковских экосистем распространяется широко за пределы деятельности ее участников. Неконтролируемое развитие экосистем на базе банков может привести к реализации ряда рисков как для самих банков, так и для финансовой стабильности в целом.
Информация: Комментарий к среднесрочному прогнозу Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.
("Официальный сайт Банка России", 2024)<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В связи с вышесказанным в последнее десятилетие на российском и международном рынках большую популярность приобрела ESG-повестка, объединяющая совокупность практик в области экологического (E), социального (S) и управленческого (G) аспектов. Среди заинтересованных сторон ESG-трансформации хозяйственной деятельности выделяют государство и регуляторов, финансовые и нефинансовые организации, а также общество. При этом именно финансовые институты выступают стимуляторами повестки устойчивого развития.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)В связи с вышесказанным в последнее десятилетие на российском и международном рынках большую популярность приобрела ESG-повестка, объединяющая совокупность практик в области экологического (E), социального (S) и управленческого (G) аспектов. Среди заинтересованных сторон ESG-трансформации хозяйственной деятельности выделяют государство и регуляторов, финансовые и нефинансовые организации, а также общество. При этом именно финансовые институты выступают стимуляторами повестки устойчивого развития.
Статья: Меры по предупреждению коррупции
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов Организации.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов Организации.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-инновация за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)По строке 114 отразите среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) за отчетный год. Из нее по строке 115 выделите число работников с высшим образованием. При заполнении данных строк руководствуйтесь Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (в части заполнения формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников") (п. 11 Указаний N 538).
(КонсультантПлюс, 2024)По строке 114 отразите среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) за отчетный год. Из нее по строке 115 выделите число работников с высшим образованием. При заполнении данных строк руководствуйтесь Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (в части заполнения формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников") (п. 11 Указаний N 538).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- целевой иностранный кредит - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- целевой иностранный кредит - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России в рамках формирования статистики прямых инвестиций разрабатывает данные об операциях прямых инвестиций в разрезе институциональных секторов экономики (органы государственного управления, банки, прочие секторы). Данные международной инвестиционной позиции Российской Федерации по секторам и финансовым инструментам содержат информацию о накопленных объемах прямых инвестиций в разрезе секторов и подсекторов (органы государственного управления, банки, другие финансовые организации, нефинансовые организации, домашние хозяйства). Указанные данные опубликованы на сайте Банка России за 2021 год и более ранние периоды. В настоящее время распространение детализированных показателей прямых инвестиций приостановлено, рассматриваются возможности возобновления публикации отдельных представлений.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банк России в рамках формирования статистики прямых инвестиций разрабатывает данные об операциях прямых инвестиций в разрезе институциональных секторов экономики (органы государственного управления, банки, прочие секторы). Данные международной инвестиционной позиции Российской Федерации по секторам и финансовым инструментам содержат информацию о накопленных объемах прямых инвестиций в разрезе секторов и подсекторов (органы государственного управления, банки, другие финансовые организации, нефинансовые организации, домашние хозяйства). Указанные данные опубликованы на сайте Банка России за 2021 год и более ранние периоды. В настоящее время распространение детализированных показателей прямых инвестиций приостановлено, рассматриваются возможности возобновления публикации отдельных представлений.
Статья: Обеспечительная передача титула, не предусмотренная законом: исследование практики судов общей юрисдикции
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Интересно, насколько часто кредиторы прибегают к подобным механизмам защиты своих сделок от признания их недействительными, и еще интереснее, какие кредиторы - физические лица, финансовые или нефинансовые организации - используют эти механизмы чаще. Итак, обеспечительная передача титула между физическими лицами встретилась в 827 судебных актах, и в 105 определениях граждане использовали тот или иной вариант оформления обеспечительной передачи с участием третьего лица (12,7%). Как правило, третье лицо (родственник должника) передает право на объект для обеспечения исполнения обязательства должника по возврату займа. В свою очередь, из 258 определений по делам с участием организаций на стороне кредитора третьи лица привлекались для оформления обеспечительной передачи в 102 определениях (39,53%). Разница очевидна: компании прикрывают обеспечительную передачу тщательнее, чем граждане.
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Интересно, насколько часто кредиторы прибегают к подобным механизмам защиты своих сделок от признания их недействительными, и еще интереснее, какие кредиторы - физические лица, финансовые или нефинансовые организации - используют эти механизмы чаще. Итак, обеспечительная передача титула между физическими лицами встретилась в 827 судебных актах, и в 105 определениях граждане использовали тот или иной вариант оформления обеспечительной передачи с участием третьего лица (12,7%). Как правило, третье лицо (родственник должника) передает право на объект для обеспечения исполнения обязательства должника по возврату займа. В свою очередь, из 258 определений по делам с участием организаций на стороне кредитора третьи лица привлекались для оформления обеспечительной передачи в 102 определениях (39,53%). Разница очевидна: компании прикрывают обеспечительную передачу тщательнее, чем граждане.