Финансово-Экономическое обоснование закона
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансово-Экономическое обоснование закона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Взносы членов товарищества" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Делая вывод о том, что истец не доказал наличие имущества общего пользования и несение расходов на содержание имущества общего пользование, суд апелляционной инстанции не учел, что по смыслу положений ч. 3, 4 ст. 5, ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 217-ФЗ размер платы определяется на основании финансово-экономического обоснования устанавливаемой платы и сметы, утверждаемых общим собранием, а не суммой фактически произведенных платежей."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"В нарушение указанных норм права, проверяя доводы истцов о том, что решение по утверждению финансово-экономического обоснования по размеру членских и целевых взносов принято неквалифицированным большинством, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил не из числа лиц, принявших участие в голосовании, а от общего количества членов товарищества, что является ошибочным. В ч. 2, 3 ст. 17 Федерального закона N 217-ФЗ предусмотрено, что по вопросу об утверждении финансово-экономического обоснования по размеру членских и целевых взносов решение общего собрания принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на собрании членов товарищества и лиц, ведущих садоводство в индивидуальном порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К 10-летию Федерального закона "О полиции": некоторые аспекты истории создания и принятия
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<61> Разработанное ФЭД МВД России финансово-экономическое обоснование реализации Закона о полиции разбило миф о колоссальных затратах, связанных, например, только с переименованием милиции в полицию. Так, на замену служебных удостоверений планировалось затратить около 65 млн рублей; на замену вывесок на зданиях, информационных стендах, световых табло - 25 млн рублей; на перекраску служебного автотранспорта - 300 млн рублей; на изготовление нагрудных знаков на форменное обмундирование сотрудников полиции, несущих службу в общественных местах, - 105 млн рублей; на замену печатей, штампов, бланочной продукции - 20 млн рублей. Большая часть этих затрат была не одномоментной, а распределена постепенно - до 1 января 2012 г. Всего же общая потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Федерального закона "О полиции" составляла на 2011 г. почти 1 285 млн рублей.
(Футо С.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<61> Разработанное ФЭД МВД России финансово-экономическое обоснование реализации Закона о полиции разбило миф о колоссальных затратах, связанных, например, только с переименованием милиции в полицию. Так, на замену служебных удостоверений планировалось затратить около 65 млн рублей; на замену вывесок на зданиях, информационных стендах, световых табло - 25 млн рублей; на перекраску служебного автотранспорта - 300 млн рублей; на изготовление нагрудных знаков на форменное обмундирование сотрудников полиции, несущих службу в общественных местах, - 105 млн рублей; на замену печатей, штампов, бланочной продукции - 20 млн рублей. Большая часть этих затрат была не одномоментной, а распределена постепенно - до 1 января 2012 г. Всего же общая потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию проекта Федерального закона "О полиции" составляла на 2011 г. почти 1 285 млн рублей.
Статья: Возрастной критерий уголовно-правовой деликтоспособности лица
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)Почему же изготовление и незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ уголовно наказуемы лишь с 16 лет? Ведь есть и осознание общественной опасности в 14-летнем возрасте, и к гуманизму при такой выборке тоже нельзя апеллировать, потому что этот принцип применяется, когда есть необходимость смягчить слишком жесткую ответственность или простить общественно опасное деяние, сопряженное с особым психоэмоциональным напряжением для несовершеннолетнего. Ни того ни другого мы здесь не наблюдаем. Очевидно, дело в стремлении законодателя сэкономить меры уголовной репрессии - нетрудно предположить, насколько возрастет количество регистрируемых тех же наркопреступлений, если установить за них ответственность с 14 лет. Порой поражает легковесность доводов финансово-экономического обоснования проектов федеральных законов, направленных на снижение возраста уголовной ответственности, в которых утверждается, что подобные изменения уголовного закона не требуют внесения изменений в федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не требуют дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти. При таком подходе к законотворчеству неудивительно, что многие законодательные инициативы обречены на провал.
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)Почему же изготовление и незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ уголовно наказуемы лишь с 16 лет? Ведь есть и осознание общественной опасности в 14-летнем возрасте, и к гуманизму при такой выборке тоже нельзя апеллировать, потому что этот принцип применяется, когда есть необходимость смягчить слишком жесткую ответственность или простить общественно опасное деяние, сопряженное с особым психоэмоциональным напряжением для несовершеннолетнего. Ни того ни другого мы здесь не наблюдаем. Очевидно, дело в стремлении законодателя сэкономить меры уголовной репрессии - нетрудно предположить, насколько возрастет количество регистрируемых тех же наркопреступлений, если установить за них ответственность с 14 лет. Порой поражает легковесность доводов финансово-экономического обоснования проектов федеральных законов, направленных на снижение возраста уголовной ответственности, в которых утверждается, что подобные изменения уголовного закона не требуют внесения изменений в федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не требуют дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти. При таком подходе к законотворчеству неудивительно, что многие законодательные инициативы обречены на провал.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"53(2). Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на указанные доходы и расходы и распространяющиеся на определенный круг юридических и физических лиц.
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"53(2). Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на указанные доходы и расходы и распространяющиеся на определенный круг юридических и физических лиц.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<43> Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному на этапе разработки Закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ, его реализация не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<43> Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному на этапе разработки Закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ, его реализация не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Выше говорилось (см. комментарий к ст. 2 Закона), что в финансово-экономическом обосновании законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечено лишь то, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием и исполнением комментируемого Закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. А вот в пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов" (см. введение) ВС России произвел соответствующий расчет и указал, что потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на возмещение судебных издержек и возмещение вреда в расчете на год составят 654 970,9 тыс. рублей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Выше говорилось (см. комментарий к ст. 2 Закона), что в финансово-экономическом обосновании законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечено лишь то, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием и исполнением комментируемого Закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. А вот в пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов" (см. введение) ВС России произвел соответствующий расчет и указал, что потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на возмещение судебных издержек и возмещение вреда в расчете на год составят 654 970,9 тыс. рублей.
Статья: Налоговая система с 2025 года. Самое важное
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Изменение порогов для упрощенной системы также положительно скажется на поступлениях. В частности, Минфин отмечает, что федеральный бюджет сможет получать НДС в объеме 473 миллиардов рублей в год, а в консолидированные бюджеты регионов по УСН на сумму порядка 258 миллиардов рублей в год. "При этом потери региональных бюджетов по налогу на прибыль организаций составят в размере 324 миллиардов рублей и по налогу на имущество организаций в объеме 58 миллиардов рублей в год. Превышение потерь над дополнительными поступлениями будет компенсировано из федерального бюджета", - отмечает Минфин. Всего же в течение шести лет дополнительные поступления в бюджет страны благодаря предложенным изменениям фискальной системы составят порядка 2,5 триллиона рублей, отмечается в финансово-экономическом обосновании, приложенном к проекту закона.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Изменение порогов для упрощенной системы также положительно скажется на поступлениях. В частности, Минфин отмечает, что федеральный бюджет сможет получать НДС в объеме 473 миллиардов рублей в год, а в консолидированные бюджеты регионов по УСН на сумму порядка 258 миллиардов рублей в год. "При этом потери региональных бюджетов по налогу на прибыль организаций составят в размере 324 миллиардов рублей и по налогу на имущество организаций в объеме 58 миллиардов рублей в год. Превышение потерь над дополнительными поступлениями будет компенсировано из федерального бюджета", - отмечает Минфин. Всего же в течение шести лет дополнительные поступления в бюджет страны благодаря предложенным изменениям фискальной системы составят порядка 2,5 триллиона рублей, отмечается в финансово-экономическом обосновании, приложенном к проекту закона.
Статья: Прописка и регистрация (цивилистический аспект)
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указано, что принятие закона не потребует дополнительных расходов. Если уж вводить правила, предлагающиеся в законопроекте или подобные им, то надо бы озаботиться и изысканием средств, необходимых для обеспечения прав граждан (на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указано, что принятие закона не потребует дополнительных расходов. Если уж вводить правила, предлагающиеся в законопроекте или подобные им, то надо бы озаботиться и изысканием средств, необходимых для обеспечения прав граждан (на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретных решений, оказывающих влияние на указанные доходы и расходы и распространяющихся на определенный круг юридических и физических лиц.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретных решений, оказывающих влияние на указанные доходы и расходы и распространяющихся на определенный круг юридических и физических лиц.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<28> Отметим, что принятие и реализация Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ не потребовали дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. См.: Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116411-7 (дата обращения: 15.03.2023).
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)<28> Отметим, что принятие и реализация Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ не потребовали дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. См.: Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116411-7 (дата обращения: 15.03.2023).