Финансово-Бюджетный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансово-Бюджетный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при осуществлении финансово-бюджетного контроля органами казначейства в установленном порядке могут проводиться проверки (ревизии), обследования и экспертные исследования, в том числе с целью установления достоверности сведений, приведенных в утвержденных сметах, актах выполненных работ, справках о стоимости выполненных работ и др..."
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при осуществлении финансово-бюджетного контроля органами казначейства в установленном порядке могут проводиться проверки (ревизии), обследования и экспертные исследования, в том числе с целью установления достоверности сведений, приведенных в утвержденных сметах, актах выполненных работ, справках о стоимости выполненных работ и др..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при осуществлении финансово-бюджетного контроля органами казначейства в установленном порядке могут проводиться проверки (ревизии), обследования и экспертные исследования, в том числе с целью установления достоверности сведений, приведенных в утвержденных сметах, актах выполненных работ, справках о стоимости выполненных работ и др..."
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому при осуществлении финансово-бюджетного контроля органами казначейства в установленном порядке могут проводиться проверки (ревизии), обследования и экспертные исследования, в том числе с целью установления достоверности сведений, приведенных в утвержденных сметах, актах выполненных работ, справках о стоимости выполненных работ и др..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вести реестр закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер ответственности за отсутствие реестра закупок малого объема или за нарушение порядка ведения реестра не установлено. Указание на меры ответственности по данному нарушению отсутствует и в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер ответственности за отсутствие реестра закупок малого объема или за нарушение порядка ведения реестра не установлено. Указание на меры ответственности по данному нарушению отсутствует и в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
Нормативные акты
Статья: Участие граждан в финансовой деятельности государства: исследовательские вопросы обозначения правового принципа
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<11> См.: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)<11> См.: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Новые правовые институты бюджетного права должны вписываться в уже существующую структуру, не нагромождая ее слабыми внешними и внутренними связями. Так, институт бюджетного мониторинга связан с такими элементами системы бюджетного права, как деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Бюджетный мониторинг "осуществляется в целях совершенствования системы государственного финансового (бюджетного) контроля за использованием бюджетных средств, предотвращения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, минимизации вовлеченности субъектов соответствующих правоотношений в проведение незаконных финансовых операций и иную противоправную деятельность при использовании средств, предоставленных из федерального бюджета" <22>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Новые правовые институты бюджетного права должны вписываться в уже существующую структуру, не нагромождая ее слабыми внешними и внутренними связями. Так, институт бюджетного мониторинга связан с такими элементами системы бюджетного права, как деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Бюджетный мониторинг "осуществляется в целях совершенствования системы государственного финансового (бюджетного) контроля за использованием бюджетных средств, предотвращения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, минимизации вовлеченности субъектов соответствующих правоотношений в проведение незаконных финансовых операций и иную противоправную деятельность при использовании средств, предоставленных из федерального бюджета" <22>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания заслуживает государственная автоматизированная информационная система "Управление" (далее - ГАС "Управление", ГАСУ), которая была внедрена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" <1>. Федеральное казначейство не является оператором всей системы, одна из подсистем, центральная информационная подсистема "Контур", имеет другого оператора, а именно Федеральную службу охраны РФ. Фактически у системы два оператора, между которыми зоны ответственности разделены. Данная система является примером реализации бюджетного мониторинга со стороны Федерального казначейства, поскольку позволяет собирать, анализировать и контролировать реализацию государственных программ, выполнение приоритетных национальных проектов. Система состоит из двух частей: одна является открытой, которая находится в открытом доступе для всего общества, реализуя возможность осуществления публичного финансового контроля со стороны общества, другая - закрытая, которая содержит сведения, реестры, аналитические инструменты, позволяющие контролировать, формировать технологические карты межведомственного взаимодействия и на основе совокупности всех данных формировать и принимать обоснованные управленческие решения органами власти. ГАС "Управление" позволяет с учетом введенных финансовых показателей, а также отражения движения бюджетных средств анализировать процессы и осуществлять бюджетный мониторинг во всех секторах экономики, включая финансово-банковскую, социальную не только на уровне Федерации, но и субъектов РФ, а также обеспечивать реализацию внутреннего финансового (бюджетного) контроля с целью оценки эффективности финансового менеджмента органов государственной власти и местного самоуправления. На портале ГАС "Управление" также размещается информация, позволяющая видеть результаты контрольно-надзорной деятельности органов власти.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания заслуживает государственная автоматизированная информационная система "Управление" (далее - ГАС "Управление", ГАСУ), которая была внедрена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" <1>. Федеральное казначейство не является оператором всей системы, одна из подсистем, центральная информационная подсистема "Контур", имеет другого оператора, а именно Федеральную службу охраны РФ. Фактически у системы два оператора, между которыми зоны ответственности разделены. Данная система является примером реализации бюджетного мониторинга со стороны Федерального казначейства, поскольку позволяет собирать, анализировать и контролировать реализацию государственных программ, выполнение приоритетных национальных проектов. Система состоит из двух частей: одна является открытой, которая находится в открытом доступе для всего общества, реализуя возможность осуществления публичного финансового контроля со стороны общества, другая - закрытая, которая содержит сведения, реестры, аналитические инструменты, позволяющие контролировать, формировать технологические карты межведомственного взаимодействия и на основе совокупности всех данных формировать и принимать обоснованные управленческие решения органами власти. ГАС "Управление" позволяет с учетом введенных финансовых показателей, а также отражения движения бюджетных средств анализировать процессы и осуществлять бюджетный мониторинг во всех секторах экономики, включая финансово-банковскую, социальную не только на уровне Федерации, но и субъектов РФ, а также обеспечивать реализацию внутреннего финансового (бюджетного) контроля с целью оценки эффективности финансового менеджмента органов государственной власти и местного самоуправления. На портале ГАС "Управление" также размещается информация, позволяющая видеть результаты контрольно-надзорной деятельности органов власти.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Поскольку, как было указано выше, не существует единой системы принципов финансового (бюджетного) контроля, наряду с указанными нами отраслевыми принципами отдельными авторами также выделяются, например, такие принципы, как независимость контролирующих органов, эффективность контроля, четкость и ясность результатов контроля <467>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Поскольку, как было указано выше, не существует единой системы принципов финансового (бюджетного) контроля, наряду с указанными нами отраслевыми принципами отдельными авторами также выделяются, например, такие принципы, как независимость контролирующих органов, эффективность контроля, четкость и ясность результатов контроля <467>.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)11. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля // Дайджест-Финансы. 2011. Т. 16. Вып. 10. С. 31 - 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-formirovaniya-effektivnoy-sistemy-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-finansovo-byudzhetnogo-kontrolya.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)11. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля // Дайджест-Финансы. 2011. Т. 16. Вып. 10. С. 31 - 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-formirovaniya-effektivnoy-sistemy-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-finansovo-byudzhetnogo-kontrolya.
Статья: Участник закупки - "упрощенец"
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- проведенный счетной палатой последующий финансовый (бюджетный) контроль направлен на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, а действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично-значимые цели;
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)- проведенный счетной палатой последующий финансовый (бюджетный) контроль направлен на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, а действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично-значимые цели;
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<4> Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Кисловодск, 2012. С. 60.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<4> Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Кисловодск, 2012. С. 60.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> См. также: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)<34> Наряду с понятиями "государственный финансовый контроль" и "бюджетный контроль" в целях уточнения предметной области может применяться понятие "финансово-бюджетный контроль". См., например: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)<34> Наряду с понятиями "государственный финансовый контроль" и "бюджетный контроль" в целях уточнения предметной области может применяться понятие "финансово-бюджетный контроль". См., например: Поветкина Н.А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. 2015. N 12. С. 15 - 17.