Финансовая система России
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовая система России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деофшоризация финансовой системы Российской Федерации: понятие, цели, актуальные направления реализации
(Кондукторов А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
(Кондукторов А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 46. О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 46. О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Вопрос: О вопросах, касающихся применения и заполнения кредитными организациями платежных распоряжений при переходе национальной платежной системы на международный стандарт финансовых сообщений ISO 20022.
(Письмо Банка России от 27.06.2025 N 45-52/5257)Вопрос: Кредитные организации благодарят за предоставленные разъяснения на вопросы по миграции российского платежного рынка на международный стандарт ISO 20022 <1>.
(Письмо Банка России от 27.06.2025 N 45-52/5257)Вопрос: Кредитные организации благодарят за предоставленные разъяснения на вопросы по миграции российского платежного рынка на международный стандарт ISO 20022 <1>.
Статья: Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу
(Свинцицкий А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Итак, изменения в законодательстве и национальных стандартах в сфере защиты информации и операционной надежности отражают переход к более зрелому, унифицированному и прозрачному регулированию. Банкам предстоит адаптировать процессы под новые требования, усиливая контроль, прозрачность и документирование. При этом важно не только обеспечить формальное соответствие, но и интегрировать требования в практику управления рисками информационной безопасности, защиты информации и операционной надежности, не забывая учитывать особенности деятельности организации и их влияние на устойчивость всей финансовой системы Российской Федерации.
(Свинцицкий А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Итак, изменения в законодательстве и национальных стандартах в сфере защиты информации и операционной надежности отражают переход к более зрелому, унифицированному и прозрачному регулированию. Банкам предстоит адаптировать процессы под новые требования, усиливая контроль, прозрачность и документирование. При этом важно не только обеспечить формальное соответствие, но и интегрировать требования в практику управления рисками информационной безопасности, защиты информации и операционной надежности, не забывая учитывать особенности деятельности организации и их влияние на устойчивость всей финансовой системы Российской Федерации.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
Вопрос: Об отдельных вопросах, касающихся организации взаимодействия информационных систем организаций финансового рынка с инфраструктурой электронного правительства.
(Письмо Банка России от 11.02.2025 N 56-16/1177)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, касающиеся соблюдения Методических рекомендаций Банка России по организации взаимодействия информационных систем организаций финансового рынка с инфраструктурой электронного правительства <1> (далее - Методические рекомендации).
(Письмо Банка России от 11.02.2025 N 56-16/1177)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, касающиеся соблюдения Методических рекомендаций Банка России по организации взаимодействия информационных систем организаций финансового рынка с инфраструктурой электронного правительства <1> (далее - Методические рекомендации).
Статья: Концептуальные вопросы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности: новации, дискуссии и перспективы
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 9)Предмет. Проблемы, связанные с концептуальными основами формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе российских бухгалтерских стандартов.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 9)Предмет. Проблемы, связанные с концептуальными основами формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе российских бухгалтерских стандартов.
Статья: Актуальные вопросы работы финансовой системы
("Официальный сайт Банка России", 2025)Но после заморозки резервов Банка России в долларах США и евро Россия применила, по сути, зеркальную меру. Были введены ограничение на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и запрет на вывод ими средств из российской финансовой системы. Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний и государственному долгу перед держателями долга из стран, которые поддерживают санкции против России, будут проходить только с разрешения Правительственной комиссии. То есть в ответ на заморозку части российских резервов Россия также ввела ограничения на движения средств, которые могли бы быть перечислены в недружественные страны, на сопоставимую сумму.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Но после заморозки резервов Банка России в долларах США и евро Россия применила, по сути, зеркальную меру. Были введены ограничение на движение капитала, запрет на продажу ценных бумаг иностранными инвесторами и запрет на вывод ими средств из российской финансовой системы. Кроме того, выплаты по корпоративному долгу российских компаний и государственному долгу перед держателями долга из стран, которые поддерживают санкции против России, будут проходить только с разрешения Правительственной комиссии. То есть в ответ на заморозку части российских резервов Россия также ввела ограничения на движения средств, которые могли бы быть перечислены в недружественные страны, на сопоставимую сумму.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, обращаемых в рамках фондов государственных и муниципальных предприятий и учреждений, несмотря на то что регулируются нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "Об автономных учреждениях", Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иных специальных федеральных законах, отдельных положениях бюджетного и налогового законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, ведомственных нормативных актах, уставах непосредственно самих предприятий и учреждений), обусловлены они общими принципами и формами осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также ее функциями и зависят от структуры финансовой системы Российской Федерации как возникающие в связи с функционированием соответствующего звена такой финансовой системы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, обращаемых в рамках фондов государственных и муниципальных предприятий и учреждений, несмотря на то что регулируются нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "Об автономных учреждениях", Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иных специальных федеральных законах, отдельных положениях бюджетного и налогового законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, ведомственных нормативных актах, уставах непосредственно самих предприятий и учреждений), обусловлены они общими принципами и формами осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также ее функциями и зависят от структуры финансовой системы Российской Федерации как возникающие в связи с функционированием соответствующего звена такой финансовой системы.