Финансирование политических партий
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование политических партий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о содержании и конституционно-правовых пределах взаимодействия политических партий
(Курбанова З.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Для начала стоит отметить самое распространенное взаимодействие политических партий - межпартийное, которое включает в себя несколько составляющих: взаимодействие партий в ходе избирательного процесса, взаимодействие партий в парламенте, а также иные, внепарламентские виды взаимодействия (международное взаимодействие политических партий, взаимодействие непарламентских политических партий, взаимодействие оппозиционных партий и т.д.). Взаимодействие политических партий с иными субъектами можно разделить на взаимодействие с государством в лице государственных органов (к примеру, в ходе влияния на деятельность Президента РФ или в ходе формирования коалиционного правительства в зарубежных государствах и др.) и взаимодействие с общественными объединениями, причем в этом случае затрагиваются в числе прочего вопросы получения финансирования политических партий со стороны общественных объединений.
(Курбанова З.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Для начала стоит отметить самое распространенное взаимодействие политических партий - межпартийное, которое включает в себя несколько составляющих: взаимодействие партий в ходе избирательного процесса, взаимодействие партий в парламенте, а также иные, внепарламентские виды взаимодействия (международное взаимодействие политических партий, взаимодействие непарламентских политических партий, взаимодействие оппозиционных партий и т.д.). Взаимодействие политических партий с иными субъектами можно разделить на взаимодействие с государством в лице государственных органов (к примеру, в ходе влияния на деятельность Президента РФ или в ходе формирования коалиционного правительства в зарубежных государствах и др.) и взаимодействие с общественными объединениями, причем в этом случае затрагиваются в числе прочего вопросы получения финансирования политических партий со стороны общественных объединений.
Статья: Поступления денежных средств политическим партиям России в 2020 г.
(Долгих Ф.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Данная статья является логическим продолжением серии исследований проблем финансирования российских политических партий <1>. Методологической основой выступают работы М.А. Какителашвили <2> и Г.Н. Митина <3>, связанные с финансированием политических партий.
(Долгих Ф.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)Данная статья является логическим продолжением серии исследований проблем финансирования российских политических партий <1>. Методологической основой выступают работы М.А. Какителашвили <2> и Г.Н. Митина <3>, связанные с финансированием политических партий.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Статья: Взаимодействие партийных и избирательных систем в государствах СНГ (современные тенденции)
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Вопросы финансирования политических партий давно являются предметом научного интереса многих авторов. От форм государственной поддержки политических партий зависит легитимность и демократичность проводимых в государстве выборов <29>. Избирательное законодательство государств - участников СНГ содержит нормы о финансировании политических партий. В Узбекистане помимо отдельного Закона от 26 декабря 1996 г. N 337-1 "О политических партиях" и избирательного законодательства принят Закон от 30 апреля 2004 г. N 617-II "О финансировании политических партий". Как правило, законодатель в странах СНГ допускает государственное финансирование политических партий только по итогам выборов, в качестве компенсации за потраченные средства в ходе избирательной кампании.
(Евдокимов В.Б., Какителашвили М.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Вопросы финансирования политических партий давно являются предметом научного интереса многих авторов. От форм государственной поддержки политических партий зависит легитимность и демократичность проводимых в государстве выборов <29>. Избирательное законодательство государств - участников СНГ содержит нормы о финансировании политических партий. В Узбекистане помимо отдельного Закона от 26 декабря 1996 г. N 337-1 "О политических партиях" и избирательного законодательства принят Закон от 30 апреля 2004 г. N 617-II "О финансировании политических партий". Как правило, законодатель в странах СНГ допускает государственное финансирование политических партий только по итогам выборов, в качестве компенсации за потраченные средства в ходе избирательной кампании.
Статья: Криминальный ценз как основание для ограничения пассивного избирательного права
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Схожий подход установлен не только в европейских странах, но и, например, в Японии. Граждане, осужденные к лишению свободы, лишаются права быть избранными, но только до истечения срока такого наказания. К категории японских граждан, утрачивающих пассивное избирательное право на более длительные сроки, относятся те, чье право голоса или право быть избранным было приостановлено: во-первых, по приговору за преступления, связанные с выборами или финансированием политических партий, в течение пяти лет с момента истечения срока лишения свободы за такие преступления, во-вторых, за взяточничество, получение выгод, вымогательство выгод при занятии государственной должности - в течение установленного срока наказания и до истечения десяти лет с момента истечения срока тюремного заключения за указанные преступления <10>.
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Схожий подход установлен не только в европейских странах, но и, например, в Японии. Граждане, осужденные к лишению свободы, лишаются права быть избранными, но только до истечения срока такого наказания. К категории японских граждан, утрачивающих пассивное избирательное право на более длительные сроки, относятся те, чье право голоса или право быть избранным было приостановлено: во-первых, по приговору за преступления, связанные с выборами или финансированием политических партий, в течение пяти лет с момента истечения срока лишения свободы за такие преступления, во-вторых, за взяточничество, получение выгод, вымогательство выгод при занятии государственной должности - в течение установленного срока наказания и до истечения десяти лет с момента истечения срока тюремного заключения за указанные преступления <10>.
Статья: К вопросу о новых подходах к формированию представительных органов государственной власти в зарубежных странах
(Симонишвили Л.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Так, первоначальная норма Органического закона о политических партиях 2011 г. Грузии предусматривала надбавку к финансированию политической партии в размере 10%, если в представленном ею списке среди каждых 10 кандидатов не менее 30% составляют представители противоположного пола <15>. Позже, с 2013 г., в Закон были внесены поправки, которые предусмотрели увеличение стимулирования до 30%.
(Симонишвили Л.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Так, первоначальная норма Органического закона о политических партиях 2011 г. Грузии предусматривала надбавку к финансированию политической партии в размере 10%, если в представленном ею списке среди каждых 10 кандидатов не менее 30% составляют представители противоположного пола <15>. Позже, с 2013 г., в Закон были внесены поправки, которые предусмотрели увеличение стимулирования до 30%.
Статья: Влияние конституционного принципа многопартийности в Российской Федерации на взаимоотношения государства и партий
(Иванкина Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Должно ли государство устанавливать нормы, регулирующие вопросы создания, деятельности и финансирования политических партий? Если да, то где те пределы, за которые государство выходить не должно? Представляется, что именно конституция, являясь основным законом государства, должна очерчивать те самые рамки государственного вмешательства, которые должны обеспечить адекватное функционирование национальной партийной системы.
(Иванкина Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Должно ли государство устанавливать нормы, регулирующие вопросы создания, деятельности и финансирования политических партий? Если да, то где те пределы, за которые государство выходить не должно? Представляется, что именно конституция, являясь основным законом государства, должна очерчивать те самые рамки государственного вмешательства, которые должны обеспечить адекватное функционирование национальной партийной системы.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день во всех странах Прибалтики созданы государственные органы, ответственные за противодействие коррупции. Так, в Латвии в качестве органа исполнительной власти сформировано Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией <9>. Бюро наделено широкими полномочиями как в сфере расследования коррупционных преступлений, так и в отношении предупреждения коррупции, включая, например, организацию обучающих мероприятий, контроль за деятельностью отдельных должностных лиц и отслеживания порядка финансирования политических партий. На этот государственный орган также возложены обязанности по разработке антикоррупционной политики и оценке ее эффективности, проведения экспертизы нормативных правовых актов и участия в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день во всех странах Прибалтики созданы государственные органы, ответственные за противодействие коррупции. Так, в Латвии в качестве органа исполнительной власти сформировано Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией <9>. Бюро наделено широкими полномочиями как в сфере расследования коррупционных преступлений, так и в отношении предупреждения коррупции, включая, например, организацию обучающих мероприятий, контроль за деятельностью отдельных должностных лиц и отслеживания порядка финансирования политических партий. На этот государственный орган также возложены обязанности по разработке антикоррупционной политики и оценке ее эффективности, проведения экспертизы нормативных правовых актов и участия в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции.
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Цель коррупции в предпринимательской сфере - получение предпринимателем выгоды. И самые большие чеки возможны на уровне принятия решений по распределению бюджетных денежных средств, а это уже, как правило, решается на уровне следующего вида коррупции, возможного в предпринимательской сфере, - на уровне политической коррупции. Этот вид коррупции часто предполагает лоббирование интересов предпринимателей на уровне принятия закона в пользу интересов предпринимателей и получение средств депутатами от предпринимателей для финансирования политических партий. К политическим можно отнести:
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Цель коррупции в предпринимательской сфере - получение предпринимателем выгоды. И самые большие чеки возможны на уровне принятия решений по распределению бюджетных денежных средств, а это уже, как правило, решается на уровне следующего вида коррупции, возможного в предпринимательской сфере, - на уровне политической коррупции. Этот вид коррупции часто предполагает лоббирование интересов предпринимателей на уровне принятия закона в пользу интересов предпринимателей и получение средств депутатами от предпринимателей для финансирования политических партий. К политическим можно отнести:
Статья: Актуальные задачи для конституционного законодательства в Конвенции ООН против коррупции 2003 г.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<7> "Каждое Государство-участник также рассматривает возможность принятия надлежащих законодательных и административных мер... с тем чтобы усилить прозрачность в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и, где это применимо, финансировании политических партий".
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<7> "Каждое Государство-участник также рассматривает возможность принятия надлежащих законодательных и административных мер... с тем чтобы усилить прозрачность в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и, где это применимо, финансировании политических партий".
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Правовой статус политических партий в демократических странах включает в себя такие элементы, как создание и регистрация партий, государственная поддержка и государственное финансирование политических партий, особенности участия партий в выборах, конституционно-правовая ответственность политических партий, включающая приостановление деятельности партий и их ликвидацию <14>. Объективно одним из основных элементов конституционно-правового статуса политических партий, вытекающих из права граждан на объединение, является процесс создания и регистрации политических партий. В рамках данной работы будут рассмотрены основные ограничения на создание политических партий, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, в сравнении с ограничениями, которые существуют в других демократических государствах. Будут приведены примеры судебной оценки установленных запретов. Помимо этого, будут рассмотрены ограничения на создание и деятельность политических партий, которые вытекают из деятельности органов исполнительной власти. В первую очередь будет рассмотрена правоприменительная практика регистрирующего органа, Министерства юстиции Российской Федерации, при толковании законодательства о политических партиях.
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)Правовой статус политических партий в демократических странах включает в себя такие элементы, как создание и регистрация партий, государственная поддержка и государственное финансирование политических партий, особенности участия партий в выборах, конституционно-правовая ответственность политических партий, включающая приостановление деятельности партий и их ликвидацию <14>. Объективно одним из основных элементов конституционно-правового статуса политических партий, вытекающих из права граждан на объединение, является процесс создания и регистрации политических партий. В рамках данной работы будут рассмотрены основные ограничения на создание политических партий, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, в сравнении с ограничениями, которые существуют в других демократических государствах. Будут приведены примеры судебной оценки установленных запретов. Помимо этого, будут рассмотрены ограничения на создание и деятельность политических партий, которые вытекают из деятельности органов исполнительной власти. В первую очередь будет рассмотрена правоприменительная практика регистрирующего органа, Министерства юстиции Российской Федерации, при толковании законодательства о политических партиях.
Статья: Конституционный запрет открывать счета в иностранных банках: закрепление, содержание, перспективы
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Данное направление ограничений нельзя назвать необычным для российской и общей конституционной доктрины. На подобной логике основываются ограничения реализации политических прав для иностранцев, поскольку, не будучи частью народа-суверена, они не вправе оказывать в той же мере, как и граждане, влияние на формирование политической воли в рамках соответствующего национального правопорядка. На этих же мотивах базируются запреты на иностранное финансирование политических партий и избирательных кампаний, сокращаются доли владений в общенациональных СМИ для иностранных компаний и физических лиц и т.п.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Данное направление ограничений нельзя назвать необычным для российской и общей конституционной доктрины. На подобной логике основываются ограничения реализации политических прав для иностранцев, поскольку, не будучи частью народа-суверена, они не вправе оказывать в той же мере, как и граждане, влияние на формирование политической воли в рамках соответствующего национального правопорядка. На этих же мотивах базируются запреты на иностранное финансирование политических партий и избирательных кампаний, сокращаются доли владений в общенациональных СМИ для иностранных компаний и физических лиц и т.п.
Статья: Венецианская комиссия и Европейский суд по правам человека: точки соприкосновения
(Ковлер А.И., Фокин Е.А.)
("Международное правосудие", 2021, N 2)Одним из известных дел, в которых Венецианская комиссия участвовала третьей стороной, было дело Баскская национальная партия и региональная организация "Иппаральде" против Франции <34>. Французский закон о политической деятельности (финансовой транспарентности) 1988 года запрещает финансирование политической партии любым иностранным юридическим лицом (в данном случае "родственной" испанской партией), соответственно, "экранные" ассоциации, финансирующие партии, не могут получать финансовую поддержку от иностранных политических партий.
(Ковлер А.И., Фокин Е.А.)
("Международное правосудие", 2021, N 2)Одним из известных дел, в которых Венецианская комиссия участвовала третьей стороной, было дело Баскская национальная партия и региональная организация "Иппаральде" против Франции <34>. Французский закон о политической деятельности (финансовой транспарентности) 1988 года запрещает финансирование политической партии любым иностранным юридическим лицом (в данном случае "родственной" испанской партией), соответственно, "экранные" ассоциации, финансирующие партии, не могут получать финансовую поддержку от иностранных политических партий.