Финансирование МАУ
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование МАУ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 N 16-3278/2023 (УИД 63RS0017-01-2022-000308-93)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки позиции заявителя, отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает МАУ "Новатор" от соблюдения требований закона, и не исключает вину МАУ "Новатор" в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки позиции заявителя, отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает МАУ "Новатор" от соблюдения требований закона, и не исключает вину МАУ "Новатор" в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 N 16-3272/2023 (УИД 63RS0017-01-2022-000221-63)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки позиции заявителя, отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает МАУ "Новатор" от соблюдения требований закона, и не исключает вину МАУ "Новатор" в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Вопреки позиции заявителя, отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает МАУ "Новатор" от соблюдения требований закона, и не исключает вину МАУ "Новатор" в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
Готовое решение: Кто несет расходы по содержанию государственного или муниципального имущества в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения получают в рамках финансирования государственного (муниципального) задания средства на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, кроме (ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные и автономные учреждения получают в рамках финансирования государственного (муниципального) задания средства на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, кроме (ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся поступления государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам (в том числе контрактам или иным договорам, расторгнутым в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий контракта или иного договора, сумм ранее перечисленных денежных обеспечений), от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также поступления в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала).
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Также на данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов относятся поступления государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам (в том числе контрактам или иным договорам, расторгнутым в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий контракта или иного договора, сумм ранее перечисленных денежных обеспечений), от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также поступления в рамках внутренних расчетов (от головного учреждения, обособленного подразделения, филиала).
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)органы местного самоуправления Российской Федерации, казенные, бюджетные и автономные учреждения, финансируемые за счет местных бюджетов муниципальных образований;
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)органы местного самоуправления Российской Федерации, казенные, бюджетные и автономные учреждения, финансируемые за счет местных бюджетов муниципальных образований;
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<19> Согласно п. 3 ст. 242.8 БК РФ косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)<19> Согласно п. 3 ст. 242.8 БК РФ косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Согласно п. 6 Положения о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 <14>, в реестр не может быть включена НКО, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Тем не менее в реестре присутствуют получившие статус СОНКО муниципальные автономные учреждения. Хотя возможные цели и направления их деятельности <15> в принципе позволяют рассматривать их как СОНКО, создаются они публично-правовым образованием и обладают имуществом на праве оперативного управления. Учредитель финансирует созданное им для определенных целей учреждение и является собственником его имущества (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ), что вызывает естественные вопросы относительно правового режима финансовой и имущественной поддержки, получаемой автономным учреждением от государственных органов и органов местного самоуправления в качестве СОНКО.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Согласно п. 6 Положения о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 <14>, в реестр не может быть включена НКО, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Тем не менее в реестре присутствуют получившие статус СОНКО муниципальные автономные учреждения. Хотя возможные цели и направления их деятельности <15> в принципе позволяют рассматривать их как СОНКО, создаются они публично-правовым образованием и обладают имуществом на праве оперативного управления. Учредитель финансирует созданное им для определенных целей учреждение и является собственником его имущества (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ), что вызывает естественные вопросы относительно правового режима финансовой и имущественной поддержки, получаемой автономным учреждением от государственных органов и органов местного самоуправления в качестве СОНКО.
Готовое решение: Какой порядок финансирования казенного, бюджетного и автономного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Основным источником финансирования деятельности бюджетных (автономных) учреждений являются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Для их получения нужно, чтобы учредитель сформировал государственное (муниципальное) задание (п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
(КонсультантПлюс, 2025)Основным источником финансирования деятельности бюджетных (автономных) учреждений являются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Для их получения нужно, чтобы учредитель сформировал государственное (муниципальное) задание (п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Данное определение демонстрирует видовое многообразие автономных учреждений, причем правоспособность автономного учреждения позволяет решать ему публичные задачи. Автономное учреждение - это инструмент устранения социальных проблем, ориентированный на результат, адекватный рыночным условиям и расширяющий самостоятельность государственных учреждений. Некоммерческий характер основной деятельности автономного учреждения обеспечивается финансированием со стороны учредителя на постоянной основе. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. При этом автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, для выполнения которого выделяется бюджетная субсидия (ч. 2 - 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Данное определение демонстрирует видовое многообразие автономных учреждений, причем правоспособность автономного учреждения позволяет решать ему публичные задачи. Автономное учреждение - это инструмент устранения социальных проблем, ориентированный на результат, адекватный рыночным условиям и расширяющий самостоятельность государственных учреждений. Некоммерческий характер основной деятельности автономного учреждения обеспечивается финансированием со стороны учредителя на постоянной основе. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. При этом автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, для выполнения которого выделяется бюджетная субсидия (ч. 2 - 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Приведем некоторые примеры такого руководства. Так, Приказом Министерства финансов от 25 марта 2011 г. N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности в 2023 г. установлены Приказом Федерального казначейства от 22 августа 2022 г. N 24н.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Приведем некоторые примеры такого руководства. Так, Приказом Министерства финансов от 25 марта 2011 г. N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Сроки представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности в 2023 г. установлены Приказом Федерального казначейства от 22 августа 2022 г. N 24н.
Готовое решение: Как в учете учреждения-подрядчика отражаются расходы на строительную опалубку
(КонсультантПлюс, 2025)казенным учреждением, а также бюджетным или автономным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из бюджета РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)казенным учреждением, а также бюджетным или автономным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из бюджета РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ);
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)С учетом представленных положений Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н определен состав, содержание и порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности учреждений, получающих финансирование из бюджета (табл. 1) <9>. Все представленные формы являются унифицированными.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)С учетом представленных положений Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н определен состав, содержание и порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности учреждений, получающих финансирование из бюджета (табл. 1) <9>. Все представленные формы являются унифицированными.
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетными и автономными учреждениями уровня субъекта РФ (муниципального уровня), источник финансирования которых - межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Их целевое назначение - софинансирование капвложений в объекты капстроительства. В таком случае сопровождению подлежат расчеты по контракту.
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетными и автономными учреждениями уровня субъекта РФ (муниципального уровня), источник финансирования которых - межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта РФ. Их целевое назначение - софинансирование капвложений в объекты капстроительства. В таком случае сопровождению подлежат расчеты по контракту.