Фиктивная постановка
Подборка наиболее важных документов по запросу Фиктивная постановка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.2. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ
Статья: Особенности применения уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
(ред. от 17.11.2025)Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"12. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, судам необходимо руководствоваться определениями понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иными положениями, содержащимися в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и в статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"12. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, судам необходимо руководствоваться определениями понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иными положениями, содержащимися в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и в статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Статья: Правовое обеспечение противодействия незаконной миграции
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Ключевые слова: гражданство, незаконная миграция, организация незаконной миграции, фиктивная постановка на миграционный учет, фиктивная регистрация по месту пребывания, преступление.
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Ключевые слова: гражданство, незаконная миграция, организация незаконной миграции, фиктивная постановка на миграционный учет, фиктивная регистрация по месту пребывания, преступление.
Статья: Иски прокуроров о взыскании в доход государства полученного сторонами в результате совершения антисоциальных сделок: проблемы и перспективы
(Борисова Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Несомненно, гражданско-правовая конфискация не должна подменять публичные санкции и приводить к удвоению мер ответственности. В то же время для обеспечения защиты интересов государства представляется правильным в случаях, когда сделка образует состав публичного правонарушения, применять подход, описанный в Концепции развития гражданского законодательства РФ: взыскивать полученное сторонами в доход государства на основании ст. 169 ГК РФ, если "общественно неприемлемое имущественное деяние не получило адекватной санкции (в том числе конфискационной) в уголовном или административном праве" <15>. При этом применение ст. 169 ГК РФ как акцессорного механизма, очевидно, требует принятия дополнительных мер: 1) необходимо дополнить нормы специальных законов <16> указанием на возможность применения конфискации по сделкам, осуществляемым при незаконной банковской деятельности, фиктивной постановке граждан на учет по месту пребывания в жилых помещениях, организации "вне закона" азартных игр и пр. <17>; 2) разъяснить особенности акцессорного применения ст. 169 ГК РФ по отношению к конфискации в административном или уголовном праве в Постановлении Пленума ВС РФ N 25 <18>, положения которого должны обязательно учитываться судами при разрешении конкретных дел <19>. Это будет иметь существенное значение для обеспечения единства судебной практики. Так, сегодня одни суды отказывают прокурорам в удовлетворении исков о применении последствий ничтожности антисоциальных сделок и взыскании полученного сторонами в доход государства по причине отсутствия указания на закон, такую возможность предусматривающий <20>. Другие суды, напротив, принимают решения о взыскании полученного сторонами по сделке в доход Российской Федерации, не ссылаясь на нормы какого-либо специального закона <21>.
(Борисова Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Несомненно, гражданско-правовая конфискация не должна подменять публичные санкции и приводить к удвоению мер ответственности. В то же время для обеспечения защиты интересов государства представляется правильным в случаях, когда сделка образует состав публичного правонарушения, применять подход, описанный в Концепции развития гражданского законодательства РФ: взыскивать полученное сторонами в доход государства на основании ст. 169 ГК РФ, если "общественно неприемлемое имущественное деяние не получило адекватной санкции (в том числе конфискационной) в уголовном или административном праве" <15>. При этом применение ст. 169 ГК РФ как акцессорного механизма, очевидно, требует принятия дополнительных мер: 1) необходимо дополнить нормы специальных законов <16> указанием на возможность применения конфискации по сделкам, осуществляемым при незаконной банковской деятельности, фиктивной постановке граждан на учет по месту пребывания в жилых помещениях, организации "вне закона" азартных игр и пр. <17>; 2) разъяснить особенности акцессорного применения ст. 169 ГК РФ по отношению к конфискации в административном или уголовном праве в Постановлении Пленума ВС РФ N 25 <18>, положения которого должны обязательно учитываться судами при разрешении конкретных дел <19>. Это будет иметь существенное значение для обеспечения единства судебной практики. Так, сегодня одни суды отказывают прокурорам в удовлетворении исков о применении последствий ничтожности антисоциальных сделок и взыскании полученного сторонами в доход государства по причине отсутствия указания на закон, такую возможность предусматривающий <20>. Другие суды, напротив, принимают решения о взыскании полученного сторонами по сделке в доход Российской Федерации, не ссылаясь на нормы какого-либо специального закона <21>.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
Статья: Трудовая миграция: право, экономика, безопасность
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В Российской Федерации, например, наиболее распространенными являются деликты, связанные с фиктивной постановкой на учет и регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания либо по месту жительства в жилом помещении; незаконное привлечение к трудовой деятельности. Работодатели чаще всего нарушают законодательство в части трудового и налогового законодательства, документооборота, стандартов и нормативов охраны труда, нередко нарушаются правила допуска иностранного работника к исполнению им трудовых обязанностей без надлежащего медицинского освидетельствования, без необходимого, верифицированного образовательного статуса. Таким образом, в этом сегменте общественных отношений есть не только накопленные проблемы, но и возможности для совершенствования эффективности государственной миграционной политики. Но каковы правовые средства, наиболее эффективно применяемые в различных странах, каковы уроки для моделирования миграционной политики?
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В Российской Федерации, например, наиболее распространенными являются деликты, связанные с фиктивной постановкой на учет и регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания либо по месту жительства в жилом помещении; незаконное привлечение к трудовой деятельности. Работодатели чаще всего нарушают законодательство в части трудового и налогового законодательства, документооборота, стандартов и нормативов охраны труда, нередко нарушаются правила допуска иностранного работника к исполнению им трудовых обязанностей без надлежащего медицинского освидетельствования, без необходимого, верифицированного образовательного статуса. Таким образом, в этом сегменте общественных отношений есть не только накопленные проблемы, но и возможности для совершенствования эффективности государственной миграционной политики. Но каковы правовые средства, наиболее эффективно применяемые в различных странах, каковы уроки для моделирования миграционной политики?
Готовое решение: Ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность может наступить за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность может наступить за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в РФ.
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Фиктивная регистрация лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ либо фиктивная постановка на учет такого лица по месту пребывания в РФ влечет уголовную ответственность (ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Фиктивная регистрация лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ либо фиктивная постановка на учет такого лица по месту пребывания в РФ влечет уголовную ответственность (ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ).
Статья: Контроль со стороны органов и подразделений МВД России за пребыванием и проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации: проблемы, инновации, перспективы
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Активная работа по выявлению и пресечению фактов злоупотребления иностранными гражданами правом на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство в упрощенном порядке, проводимая территориальными органами МВД России, способствовала сокращению количества выданных иностранным гражданам разрешений на временное проживание (-50,4%, 44 551) и видов на жительство (-21,3%, 214 982). Достигнута положительная динамика в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания на территории России (ст. 322.3 УК РФ; +3,3%, 36 110). В отношении 1 757 лиц приняты решения о прекращении гражданства Российской Федерации.
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Активная работа по выявлению и пресечению фактов злоупотребления иностранными гражданами правом на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство в упрощенном порядке, проводимая территориальными органами МВД России, способствовала сокращению количества выданных иностранным гражданам разрешений на временное проживание (-50,4%, 44 551) и видов на жительство (-21,3%, 214 982). Достигнута положительная динамика в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания на территории России (ст. 322.3 УК РФ; +3,3%, 36 110). В отношении 1 757 лиц приняты решения о прекращении гражданства Российской Федерации.
Статья: Миграция, политика и преступность в России: современные тенденции
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)После наблюдаемого в 2020 - 2021 гг. снижения выявленных фактов фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) в 2022 г. наметилась противоположная динамика. Так, число зарегистрированных преступлений данного вида увеличилось на 11,2% (с 28 919 в 2021 г. до 32 164 в 2022 г.), в 2023 г. рост данного вида преступлений составил 8,7% (34 950). Также второй год подряд наблюдается увеличение числа предварительно расследованных преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ. После снижения в 2021 г. на 20%, в 2022 г. этот показатель вырос на 15% (с 27 119 в 2021 г. до 31 186) и на 8,9% в 2023 г. (33 971). Одновременно на 23,3% (с 21 603 до 26 644) возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ, уголовные дела о которых направлены в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением.
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)После наблюдаемого в 2020 - 2021 гг. снижения выявленных фактов фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) в 2022 г. наметилась противоположная динамика. Так, число зарегистрированных преступлений данного вида увеличилось на 11,2% (с 28 919 в 2021 г. до 32 164 в 2022 г.), в 2023 г. рост данного вида преступлений составил 8,7% (34 950). Также второй год подряд наблюдается увеличение числа предварительно расследованных преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ. После снижения в 2021 г. на 20%, в 2022 г. этот показатель вырос на 15% (с 27 119 в 2021 г. до 31 186) и на 8,9% в 2023 г. (33 971). Одновременно на 23,3% (с 21 603 до 26 644) возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ, уголовные дела о которых направлены в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением.
Статья: Ложная информация в уголовном праве: категории заведомой ложности и недостоверности
(Алексеева Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)На первый взгляд законодатель дает некоторые основания не проводить различий между ложностью и недостоверностью: в частности, в п. 1 примечания к статье 322.3 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за фиктивную постановку иностранных граждан или апатридов на учет по месту пребывания, говорится о "заведомо недостоверных (ложных) сведениях или документах". С точки зрения юридической техники относительно специальных видов мошенничества подразумевается, что сообщаемые для хищения сведения могут быть недостоверными и ложными либо недостоверными или ложными. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по ст. 159.1 УК РФ также подталкивают к выводу, что "для наделения данных категорий разным содержанием оснований нет" <4>, и практика это подтверждает: в приговорах распространена формулировка "путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений" (например, ложных и недостоверных сведений о месте работы и доходах <5>, о трудовом стаже <6>).
(Алексеева Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)На первый взгляд законодатель дает некоторые основания не проводить различий между ложностью и недостоверностью: в частности, в п. 1 примечания к статье 322.3 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за фиктивную постановку иностранных граждан или апатридов на учет по месту пребывания, говорится о "заведомо недостоверных (ложных) сведениях или документах". С точки зрения юридической техники относительно специальных видов мошенничества подразумевается, что сообщаемые для хищения сведения могут быть недостоверными и ложными либо недостоверными или ложными. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по ст. 159.1 УК РФ также подталкивают к выводу, что "для наделения данных категорий разным содержанием оснований нет" <4>, и практика это подтверждает: в приговорах распространена формулировка "путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений" (например, ложных и недостоверных сведений о месте работы и доходах <5>, о трудовом стаже <6>).
Статья: Меры по совершенствованию государственного контроля в сфере миграции: правообразующий и правоприменительный аспекты
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Достигнута положительная динамика также в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) (+50%, 9) <16>.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Достигнута положительная динамика также в работе по выявлению и расследованию преступных деяний, связанных с фиктивной постановкой на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ) (+50%, 9) <16>.