Фиксированные платежи ип при регистрации в конце года
Подборка наиболее важных документов по запросу Фиксированные платежи ип при регистрации в конце года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 210-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудновец Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Из жалобы и представленных материалов следует, что М.А. Чудновец, в 1998 году зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в связи с истечением срока действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности с ноября 2002 года предпринимательскую деятельность прекратила, став штатным сотрудником аудиторской организации, о чем уведомила управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Красноярска. Однако несмотря на это ей было направлено требование об уплате за 2003 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 1800 руб., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 66 руб. 60 коп. Поскольку М.В. Чудновец указанные суммы не уплатила, управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Красноярска обратилось с заявлением о взыскании с нее этих сумм в Арбитражный суд Красноярского края, который решением от 29 октября 2004 года со ссылкой на предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" удовлетворил требования управления.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудновец Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Из жалобы и представленных материалов следует, что М.А. Чудновец, в 1998 году зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в связи с истечением срока действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности с ноября 2002 года предпринимательскую деятельность прекратила, став штатным сотрудником аудиторской организации, о чем уведомила управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Красноярска. Однако несмотря на это ей было направлено требование об уплате за 2003 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 1800 руб., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 66 руб. 60 коп. Поскольку М.В. Чудновец указанные суммы не уплатила, управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Красноярска обратилось с заявлением о взыскании с нее этих сумм в Арбитражный суд Красноярского края, который решением от 29 октября 2004 года со ссылкой на предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" удовлетворил требования управления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП без наемных работников применяет ПСН. Срок действия патента - восемь месяцев. Фиксированные страховые взносы будут уплачены после окончания срока действия патента. Вправе ли ИП уменьшить налог по ПСН на указанные страховые взносы?
(Консультация эксперта, 2023)При этом, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (п. 5 ст. 430 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2023)При этом, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (п. 5 ст. 430 НК РФ).
Статья: Особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда
(Бобошко Д.Ю.)
("Аудитор", 2020, N 9)Чтобы начать отчислять взносы, самозанятому достаточно подать заявление через приложение "Мой налог", через которое осуществляется уплата НПД. Такая функция стала доступна с марта 2020 г. [4]. Личное посещение ПФР для регистрации в Пенсионном фонде России в качестве страхователей, что является необходимым условием при уплате добровольных взносов, теперь также не требуется [13]. Зарегистрироваться в качестве страхователя можно через приложение "Мой налог". До марта 2020 г. самозанятые лично или по почте подавали заявление о регистрации в Пенсионном фонде, а сами платежи совершали по реквизитам через банк. После регистрации в ПФР через приложение самозанятый получает доступ к информации о сумме взносов для уплаты в текущем году (стоимость страхового года), сведениям об учтенных платежах в Пенсионном фонде и размере стажа, который будет отражен на лицевом счете по окончании года.
(Бобошко Д.Ю.)
("Аудитор", 2020, N 9)Чтобы начать отчислять взносы, самозанятому достаточно подать заявление через приложение "Мой налог", через которое осуществляется уплата НПД. Такая функция стала доступна с марта 2020 г. [4]. Личное посещение ПФР для регистрации в Пенсионном фонде России в качестве страхователей, что является необходимым условием при уплате добровольных взносов, теперь также не требуется [13]. Зарегистрироваться в качестве страхователя можно через приложение "Мой налог". До марта 2020 г. самозанятые лично или по почте подавали заявление о регистрации в Пенсионном фонде, а сами платежи совершали по реквизитам через банк. После регистрации в ПФР через приложение самозанятый получает доступ к информации о сумме взносов для уплаты в текущем году (стоимость страхового года), сведениям об учтенных платежах в Пенсионном фонде и размере стажа, который будет отражен на лицевом счете по окончании года.
Нормативные акты
<Информация> ПФ РФ
"Самозанятые могут платить взносы на пенсию через мобильное приложение "Мой налог"Размер стоимости страхового года рассчитывается с даты регистрации самозанятого в ПФР в качестве страхователя и с учетом нахождения на учете до конца года. В случае уплаты страховых взносов ниже фиксированной суммы в стаж будет засчитан период, пропорциональный сделанному платежу.
"Самозанятые могут платить взносы на пенсию через мобильное приложение "Мой налог"Размер стоимости страхового года рассчитывается с даты регистрации самозанятого в ПФР в качестве страхователя и с учетом нахождения на учете до конца года. В случае уплаты страховых взносов ниже фиксированной суммы в стаж будет засчитан период, пропорциональный сделанному платежу.
Письмо ГНИ по Московской области от 16.06.1997 N 04-20
<О Методических рекомендациях по применению Закона Московской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области", принятого решением Московской областной Думы от 10.07.96 N 10/98>5. Стоимость патента, уплачиваемая
<О Методических рекомендациях по применению Закона Московской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Московской области", принятого решением Московской областной Думы от 10.07.96 N 10/98>5. Стоимость патента, уплачиваемая
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 30.08.2021 N 03-15-05/69870 <Об уплате страховых взносов за себя на ОПС и ОМС индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат (вознаграждений) физлицам>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2021, N 19)Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность не с начала календарного года или прекратил ее до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам. За неполный месяц деятельности фиксированный размер взносов нужно считать пропорционально количеству дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения ИП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2021, N 19)Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность не с начала календарного года или прекратил ее до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам. За неполный месяц деятельности фиксированный размер взносов нужно считать пропорционально количеству дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения ИП.
Статья: Страховые взносы ИП: неполный расчетный период
(Черных С.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 28)Деятельность не с начала или не до конца года
(Черных С.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 28)Деятельность не с начала или не до конца года
Статья: Порядок расчета и уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем на собственное страхование в 2017 году
(Алимов С.А.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2017, N 3)Фиксированные взносы на собственное пенсионное, медицинское и социальное страхование индивидуальный предприниматель должен заплатить до конца года - единовременно или несколькими платежами.
(Алимов С.А.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2017, N 3)Фиксированные взносы на собственное пенсионное, медицинское и социальное страхование индивидуальный предприниматель должен заплатить до конца года - единовременно или несколькими платежами.
Вопрос: Я являюсь только зарегистрированным индивидуальным предпринимателем. Какую декларацию по УСН необходимо сдавать за 9 месяцев? Обязательно ли сдавать ее в электронном виде (на дискете)? Что за фиксированные платежи необходимо платить при УСН?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 20)За 9 месяцев налогоплательщику-"упрощенцу" необходимо представить декларацию по обязательным страховым взносам (ОПС). Она заполняется исходя из выплаченных сумм наемным работникам. Если наемного труда нет, предприниматель сдает нулевую декларацию по ОПС. За себя ИП должен уплачивать фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (на 2009 г. она равна 7274 руб. 40 коп. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799). Сумма рассчитывается пропорционально времени с момента государственной регистрации до конца календарного года. Всю сумму можно уплатить единовременно, но не позднее 31 декабря 2009 г.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 20)За 9 месяцев налогоплательщику-"упрощенцу" необходимо представить декларацию по обязательным страховым взносам (ОПС). Она заполняется исходя из выплаченных сумм наемным работникам. Если наемного труда нет, предприниматель сдает нулевую декларацию по ОПС. За себя ИП должен уплачивать фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (на 2009 г. она равна 7274 руб. 40 коп. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799). Сумма рассчитывается пропорционально времени с момента государственной регистрации до конца календарного года. Всю сумму можно уплатить единовременно, но не позднее 31 декабря 2009 г.
Статья: Деятельность ИП велась неполный расчетный период. Как исчислить страховые взносы?
(Еременко Н.Н.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 9)По правилам, установленным п. 5 ст. 430 НК РФ, если коммерсант - плательщик страховых взносов прекращает деятельность в течение расчетного периода, то фиксированный размер пенсионных и медицинских страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
(Еременко Н.Н.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 9)По правилам, установленным п. 5 ст. 430 НК РФ, если коммерсант - плательщик страховых взносов прекращает деятельность в течение расчетного периода, то фиксированный размер пенсионных и медицинских страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Вопрос: Я являюсь только зарегистрированным индивидуальным предпринимателем. Какую декларацию по УСН необходимо сдавать за 9 месяцев? Обязательно ли сдавать ее в электронном виде (на дискете)? Что за фиксированные платежи необходимо платить при УСН?
("Консультант", 2010, N 4)За 9 месяцев налогоплательщику-"упрощенцу" необходимо представить декларацию по обязательным страховым взносам (ОПС). Она заполняется исходя из выплаченных сумм наемным работникам. Если наемного труда нет, предприниматель сдает нулевую декларацию по ОПС. За себя ИП должен уплачивать фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (на 2009 г. она равна 7274 руб. 40 коп. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799). Сумма рассчитывается пропорционально времени с момента государственной регистрации до конца календарного года. Всю сумму можно уплатить единовременно, но не позднее 31 декабря 2009 г.
("Консультант", 2010, N 4)За 9 месяцев налогоплательщику-"упрощенцу" необходимо представить декларацию по обязательным страховым взносам (ОПС). Она заполняется исходя из выплаченных сумм наемным работникам. Если наемного труда нет, предприниматель сдает нулевую декларацию по ОПС. За себя ИП должен уплачивать фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (на 2009 г. она равна 7274 руб. 40 коп. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799). Сумма рассчитывается пропорционально времени с момента государственной регистрации до конца календарного года. Всю сумму можно уплатить единовременно, но не позднее 31 декабря 2009 г.
Статья: Как работать на новом спецрежиме (комментарий к Законам от 27.11.2018 N 422-ФЗ, от 27.11.2018 N 425-ФЗ)
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2019, N 1)Расчетный период по страховым взносам для ИП начнется с даты снятия с учета в качестве плательщика НПД <47>. В этом случае фиксированные взносы нужно будет заплатить в размере, определяемом пропорционально оставшемуся до конца года времени <48>.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2019, N 1)Расчетный период по страховым взносам для ИП начнется с даты снятия с учета в качестве плательщика НПД <47>. В этом случае фиксированные взносы нужно будет заплатить в размере, определяемом пропорционально оставшемуся до конца года времени <48>.
Вопрос: ИП зарегистрировался в апреле, со дня постановки на учет - "доходная" УСН. Работников нет. Взносы за себя уплатил в июне по ошибке в полной сумме за весь год, налог на них не уменьшал. Можно ли при расчете налога за год уменьшить его на всю сумму уплаченных взносов?
("Главная книга", 2021, N 24)Ответ: Нет, принять к вычету всю сумму уплаченных взносов в таком случае нельзя. Обязанность по уплате фиксированных взносов возникает у ИП только с момента регистрации в этом качестве и сохраняется до момента исключения из ЕГРИП, даже если деятельность фактически не велась. А учесть уплаченные взносы при расчете налога при УСН можно только в пределах исчисленных сумм, а не на платежи в любом размере <1>.
("Главная книга", 2021, N 24)Ответ: Нет, принять к вычету всю сумму уплаченных взносов в таком случае нельзя. Обязанность по уплате фиксированных взносов возникает у ИП только с момента регистрации в этом качестве и сохраняется до момента исключения из ЕГРИП, даже если деятельность фактически не велась. А учесть уплаченные взносы при расчете налога при УСН можно только в пределах исчисленных сумм, а не на платежи в любом размере <1>.
Статья: Если предприниматель-"упрощенец" утратил право применять ПСНО
(Каменная Ю.Ю.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5)Снова применять ПСНО по тем видам деятельности, по которым было утрачено право на патент до истечения его срока, можно со следующего календарного года (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Однако Минфин допускает ситуацию, когда можно начать снова применять ПСНО после утраты на него права ранее. Например, если предприниматель зафиксирует прекращение деятельности и вновь зарегистрируется в качестве ИП (Письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-11-12/18502).
(Каменная Ю.Ю.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5)Снова применять ПСНО по тем видам деятельности, по которым было утрачено право на патент до истечения его срока, можно со следующего календарного года (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Однако Минфин допускает ситуацию, когда можно начать снова применять ПСНО после утраты на него права ранее. Например, если предприниматель зафиксирует прекращение деятельности и вновь зарегистрируется в качестве ИП (Письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-11-12/18502).
Статья: Самозанятость граждан: проблемы становления механизма правового регулирования административного принуждения в сфере обеспечения самозанятости
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Административное и муниципальное право", 2017, N 4)Статья написана с использованием СПС "Консультант". Термин "самозанятость" не часто попадает в поле зрения научного анализа ученых-юристов. Данное обстоятельство обусловлено лаконичным упоминанием рассматриваемой категории в нормативно-правовых актах. Нет единого мнения о толковании данной дефиниции в научной литературе. Исследователь Бубновская Т.А. в статье "Самозанятость в российском туризме как способ импортозамещения в данной отрасли" выделяет несколько подходов к пониманию сущности данной категории, сформировавшихся в научных трудах [2, с. 25 - 28]. Первое (Е.А. Абрамова) исходит из того, что самозанятые граждане - это предприниматели. Е.А. Абрамова делит самозанятых на две категории - подлежащих и не подлежащих налогообложению [2, с. 25 - 26; 1, с. 7, 11]. Второй подход (Г.У. Козачун, Е.Ю. Легчилина) выделяет традиционную и инновационную самозанятость. К первой относят лиц, потерявших работу и стремящихся себя чем-нибудь занять. Инновационная занятость предполагает участие в высокотехнологичных, наукоемких отраслях [2, с. 25 - 26; 8, с. 134, 137]. Наконец, третий подход (А.П. Киреенко и М.О. Климова) тесно увязывают самозанятость с "теневым" рынком и считают, что к самозанятым относятся только те официально зарегистрированные предприниматели, которые осуществляют деятельность без привлечения наемных работников [2, с. 25 - 26, 7, с. 12, 9]. Т.А. Бубновская отмечает, что "понятие "самозанятость" встречается не только в литературе, но и в нормативных правовых актах, при этом легального определения данного термина нет, вследствие чего существуют значительные разночтения в толковании. Так, в одном и том же Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" встречаем следующие упоминания: в п. 7 ст. 7 - "предпринимательство и самозанятость", а в п. 8 ст. 7.1-1 - "содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание... единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации"... два вышеуказанных пункта находятся в явном противоречии друг другу, т.к. в первом случае предпринимательство и самозанятость являются двумя разнопорядковыми видами деятельности, а во втором случае самозанятость - это определенный подготовительный этап на пути к предпринимательской деятельности" [2, с. 26 - 27]. Полностью соглашаясь с вышеуказанной позицией, считаем необходимым отметить, что анализ других законов и подзаконных актов, в которых фигурирует понятие "самозанятость", иллюстрирует правовой крен в сторону определенного соотношения данной категории с предпринимательской деятельностью. Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в п. 6 ч. 2 ст. 6 "Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации провозглашено "обеспечение занятости населения и развитие самозанятости". В Приказе Минпромторга России N 2733 от 25 декабря 2014 года "Об утверждении стратегии развития торговли Российской Федерации" в ст. 3.2 "Развитие малого бизнеса" отмечено, что "малые торговые форматы также обеспечивают самозанятость граждан и являются самыми распространенными стартовыми площадками для начинающих предпринимателей". Пожалуй, самая интересная нормативная трактовка сущности понятия "самозанятость" содержится в распоряжении Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г." (далее - Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации). В разделе 5 "Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей" отмечено, что "для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (для самозанятых граждан), будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. В то же время указанные граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности". Таким образом, в подзаконном нормативно-правовом акте на формально-юридическом уровне нашла отражение дефиниция "самозанятый гражданин" как субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что данная дефиниция наконец-то провела разграничительную черту между понятиями "предпринимательство" и "самозанятость". По сути, это однокоренные понятия, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающиеся по признаку формальной легализации. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы официально, а самозанятые граждане - нет. Основной проблемой структурирования указанной дефиниции является ее трансформация из научной трактовки в формально-юридическую плоскость. В настоящее время ученые предлагают несколько определений самозанятости. "Самозанятость, - отмечают О.Н. Васильева и С.С. Дахненко, - самостоятельная, самоорганизованная деятельность физического лица, направленная на получение доходов от определенного вида деятельности в сфере производства и/или продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, легитимный характер которой определяется наличием патента" [3, с. 237]. В целом, разделяя указанную точку зрения, необходимо отметить, что предложенная дефиниция в большей степени ориентирована на официально легализовавшую себя категорию самозанятых граждан посредством получения патента. Открытым остается вопрос о той категории самозанятых граждан, которые себя не легализовали, но занимаются деятельностью, направленной на получение дохода. Ученый С.А. Глотов в статье "Самозанятость населения: есть проблемы?!" отмечает по этому поводу, что "самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не работающие на основе патента, - это категория людей, которые пока никак не взаимодействуют с государством" [4, с. 239]. Автор отмечает, что "перечень самозанятых граждан широк: репетиторы; няни; парикмахеры и мастера маникюра, принимающие на дому, швеи, работающие дома; торговцы плодами, ягодами и фруктами, выращенными или собранными лично; водители; фотографы; журналисты; копирайтеры; мастера по ремонту бытовой и компьютерной техники, выезжающие на дом; мастера по ремонту ювелирных изделий; граждане, сдающие в аренду недвижимость" [4, с. 240]. С.А. Глотов проанализировал проект закона, внесенный 27 января 2017 года председателями комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам и по госстроительству и законодательству Андреем Макаровым и Павлом Крашенинниковым, которым самозанятые граждане освобождаются от обязательной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. "В законе, - отмечает исследователь, - предусмотрено, что все граждане, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны будут добровольно уведомить свой территориальный орган ФНС об этом и встать на учет" [4, с. 239]. С.А. Глотов отмечает, что законопроект предлагает внести в изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, позволяющий гражданам осуществлять отдельные виды приносящей доход деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, самозанятые граждане должны будут подавать декларацию 3-НДФЛ, что упростит им жизнь, поскольку при ИП отчетность выше [4, с. 241]. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства предусмотрен комплекс правовых льгот и преференций для самозанятых граждан, выражающийся в освобождении их от уплаты налогов и обязательных платежей сроком на 3 года в государственные внебюджетные фонды при условии наличия соответствующего уведомления и освобождения от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Предложенный законопроект устанавливает двухлетний срок освобождения от уплаты налогов от этой деятельности [4, с. 239]. Таким образом, законопроект и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства вырисовывают будущий контур механизма легализации самозанятых граждан посредством административно-правовых средств. Его основными компонентами выступают: во-первых, определение четкого перечня (реестра) видов деятельности самозанятых граждан; во-вторых, добровольная постановка самозанятых граждан на учет в ФНС; в-третьих, предоставление определенного срока (2 или 3 года) освобождения от уплаты налогов от занятия деятельностью; в-четвертых, по истечении определенного срока, приобретение официального статуса самозанятого гражданина посредством регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо приобретения патента; в-пятых, фиксация мер административного принуждения, направленных на пресечение и наказание самозанятых граждан, официально не легализовавших свой статус. Исследователь Е.Г. Крылова в статье "Финансово-экономическая основа предпринимательской деятельности самозанятого населения в Российской Федерации" отмечает, что "продажа патентов (разрешений) является нормальной практикой решения проблемы самозанятости граждан, однако установление на них единой цены для всех предпринимателей данной категории недопустимо. Различие доходности их бизнеса должно предусматривать сугубо дифференцированный подход" [9, с. 252]. В связи с изложенным актуальным представляется вопрос о юридических последствиях негативного характера для самозанятых лиц, продолжающих работать на себя и не легализовавших официально свой статус. В российском законодательстве предусмотрена как уголовная (ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство"), так и административная (ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)") ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность. Так, совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, выражающегося в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Анализ мер административного принуждения за незаконное предпринимательство иллюстрирует наличие административно-наказательных мер, налагаемых на физических лиц за незаконную предпринимательскую деятельность, и отсутствие превентивного, пресекательного и восстановительного характера, которые могут быть применены к самозанятым гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, по отношению к указанным лицам должен быть сформулирован комплекс мер административно-превентивного, административно-пресекательного и административно-восстановительного характера, который позволит гармонизировать взаимоотношения указанной категории граждан и государства. При формулировке данных мер следует учитывать опыт их применения в конкурентной, банковской и иных сферах российского законодательства [6, с. 255]. Мерой административно-предупредительного характера может стать выносимое уполномоченным органом государственной власти, например ФНС России, предостережение самозанятого гражданина о возможности применения мер административного наказания при осуществлении предпринимательской деятельности без официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Мерой административно-пресекательного характера может стать выносимое уполномоченным органом государственной власти, например ФНС России, предупреждение, которое должно быть вынесено в отношении самозанятого гражданина и выражаться в формулировании требования о необходимости прекратить предпринимательскую деятельность до приобретения официального статуса индивидуального предпринимателя. В качестве административно-восстановительной меры может быть применено предписание о необходимости выплатить все причитающиеся налоги и обязательные платежи с момента применения административно-предупредительной меры - предостережения. Наконец, если применение указанных мер оказалось недостаточным для пресечения выявленного нарушения, должна быть применена административно-наказательная мера принуждения, предусмотренная ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Административный штраф за указанное правонарушение в настоящее время составляет от 500 до 2 000 рублей. Конечно, эту сумму необходимо увеличить, что станет дополнительным стимулом для нарушителя (самозанятого гражданина) ограничиться иными видами административно-принудительных мер и не доводить ситуацию до применения мер административного наказания. Следует также отметить, что, несмотря на все более четкие правовые контуры, которые приобретает понятие "самозанятость" в формально-юридическом контексте, необходимо детально структурировать четкое юридическое определение данной категории на уровне федерального закона, что позволит уполномоченным субъектам провести эффективное ранжирование трудоспособного населения и выделить категории "самозанятых граждан". В законодательстве необходимо четко определить перечень мер административно-предупредительного, административно-пресекательного и административно-наказательного характера, которые могут быть применены к "самозанятым гражданам". На уровне подзаконных нормативных актов необходимо зафиксировать порядок (форму, сроки) применения мер административного принуждения. Упомянутая выше ст. 171 УК РФ ("Незаконное предпринимательство") содержится в главе 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности". В коллективной монографии "Декриминализация преступлений в сфере экономической деятельности" авторы предлагают декриминализировать ряд составов экономических преступлений, в том числе ст. 171 УК РФ, "где уголовная ответственность лица сопряжена с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности в той или иной сфере. При этом каких-либо собственно уголовных действий (насилие, фальсификация, подлог и т.п., то есть тех, которые требуют оперативного или криминалистического воздействия) он не совершает" [5, с. 129]. По мысли авторов монографии, ст. 171 УК РФ, наряду со ст. 172 УК РФ "Незаконная банковская деятельность", ст. 176 УК РФ "Незаконное получение кредита", ст. 195 УК РФ "Неправомерные действия при банкротстве" и другими, относится к группе составов экономических преступлений, нарушающих порядок регистрации или получения правомочий на осуществление предпринимательской деятельности [5, с. 129 - 130]. Таким образом, можно констатировать, что механизм административно-правовой регламентации института самозанятости граждан, по сути, находится в стадии становления. В действующих нормативных актах и проектах определены лишь общие контуры легализации указанной категории лиц. Законодателю предстоит определиться со структурированием рассматриваемой дефиниции, а также, не дожидаясь окончания двух-трехлетнего срока освобождения указанных лиц от налогообложения, начать разработку комплекса мер административно-принудительного характера, которые позволят соблюсти баланс интересов государства, стремящегося расширить источники налоговых поступлений, и самозанятых граждан, для которых переход в легальную плоскость не будет означать усиление налогового бремени и административных репрессий.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Административное и муниципальное право", 2017, N 4)Статья написана с использованием СПС "Консультант". Термин "самозанятость" не часто попадает в поле зрения научного анализа ученых-юристов. Данное обстоятельство обусловлено лаконичным упоминанием рассматриваемой категории в нормативно-правовых актах. Нет единого мнения о толковании данной дефиниции в научной литературе. Исследователь Бубновская Т.А. в статье "Самозанятость в российском туризме как способ импортозамещения в данной отрасли" выделяет несколько подходов к пониманию сущности данной категории, сформировавшихся в научных трудах [2, с. 25 - 28]. Первое (Е.А. Абрамова) исходит из того, что самозанятые граждане - это предприниматели. Е.А. Абрамова делит самозанятых на две категории - подлежащих и не подлежащих налогообложению [2, с. 25 - 26; 1, с. 7, 11]. Второй подход (Г.У. Козачун, Е.Ю. Легчилина) выделяет традиционную и инновационную самозанятость. К первой относят лиц, потерявших работу и стремящихся себя чем-нибудь занять. Инновационная занятость предполагает участие в высокотехнологичных, наукоемких отраслях [2, с. 25 - 26; 8, с. 134, 137]. Наконец, третий подход (А.П. Киреенко и М.О. Климова) тесно увязывают самозанятость с "теневым" рынком и считают, что к самозанятым относятся только те официально зарегистрированные предприниматели, которые осуществляют деятельность без привлечения наемных работников [2, с. 25 - 26, 7, с. 12, 9]. Т.А. Бубновская отмечает, что "понятие "самозанятость" встречается не только в литературе, но и в нормативных правовых актах, при этом легального определения данного термина нет, вследствие чего существуют значительные разночтения в толковании. Так, в одном и том же Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" встречаем следующие упоминания: в п. 7 ст. 7 - "предпринимательство и самозанятость", а в п. 8 ст. 7.1-1 - "содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание... единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации"... два вышеуказанных пункта находятся в явном противоречии друг другу, т.к. в первом случае предпринимательство и самозанятость являются двумя разнопорядковыми видами деятельности, а во втором случае самозанятость - это определенный подготовительный этап на пути к предпринимательской деятельности" [2, с. 26 - 27]. Полностью соглашаясь с вышеуказанной позицией, считаем необходимым отметить, что анализ других законов и подзаконных актов, в которых фигурирует понятие "самозанятость", иллюстрирует правовой крен в сторону определенного соотношения данной категории с предпринимательской деятельностью. Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в п. 6 ч. 2 ст. 6 "Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве одной из целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации провозглашено "обеспечение занятости населения и развитие самозанятости". В Приказе Минпромторга России N 2733 от 25 декабря 2014 года "Об утверждении стратегии развития торговли Российской Федерации" в ст. 3.2 "Развитие малого бизнеса" отмечено, что "малые торговые форматы также обеспечивают самозанятость граждан и являются самыми распространенными стартовыми площадками для начинающих предпринимателей". Пожалуй, самая интересная нормативная трактовка сущности понятия "самозанятость" содержится в распоряжении Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г." (далее - Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации). В разделе 5 "Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей" отмечено, что "для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (для самозанятых граждан), будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на 3 года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. В то же время указанные граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности". Таким образом, в подзаконном нормативно-правовом акте на формально-юридическом уровне нашла отражение дефиниция "самозанятый гражданин" как субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что данная дефиниция наконец-то провела разграничительную черту между понятиями "предпринимательство" и "самозанятость". По сути, это однокоренные понятия, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающиеся по признаку формальной легализации. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы официально, а самозанятые граждане - нет. Основной проблемой структурирования указанной дефиниции является ее трансформация из научной трактовки в формально-юридическую плоскость. В настоящее время ученые предлагают несколько определений самозанятости. "Самозанятость, - отмечают О.Н. Васильева и С.С. Дахненко, - самостоятельная, самоорганизованная деятельность физического лица, направленная на получение доходов от определенного вида деятельности в сфере производства и/или продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, легитимный характер которой определяется наличием патента" [3, с. 237]. В целом, разделяя указанную точку зрения, необходимо отметить, что предложенная дефиниция в большей степени ориентирована на официально легализовавшую себя категорию самозанятых граждан посредством получения патента. Открытым остается вопрос о той категории самозанятых граждан, которые себя не легализовали, но занимаются деятельностью, направленной на получение дохода. Ученый С.А. Глотов в статье "Самозанятость населения: есть проблемы?!" отмечает по этому поводу, что "самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не работающие на основе патента, - это категория людей, которые пока никак не взаимодействуют с государством" [4, с. 239]. Автор отмечает, что "перечень самозанятых граждан широк: репетиторы; няни; парикмахеры и мастера маникюра, принимающие на дому, швеи, работающие дома; торговцы плодами, ягодами и фруктами, выращенными или собранными лично; водители; фотографы; журналисты; копирайтеры; мастера по ремонту бытовой и компьютерной техники, выезжающие на дом; мастера по ремонту ювелирных изделий; граждане, сдающие в аренду недвижимость" [4, с. 240]. С.А. Глотов проанализировал проект закона, внесенный 27 января 2017 года председателями комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам и по госстроительству и законодательству Андреем Макаровым и Павлом Крашенинниковым, которым самозанятые граждане освобождаются от обязательной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. "В законе, - отмечает исследователь, - предусмотрено, что все граждане, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны будут добровольно уведомить свой территориальный орган ФНС об этом и встать на учет" [4, с. 239]. С.А. Глотов отмечает, что законопроект предлагает внести в изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, позволяющий гражданам осуществлять отдельные виды приносящей доход деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, самозанятые граждане должны будут подавать декларацию 3-НДФЛ, что упростит им жизнь, поскольку при ИП отчетность выше [4, с. 241]. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства предусмотрен комплекс правовых льгот и преференций для самозанятых граждан, выражающийся в освобождении их от уплаты налогов и обязательных платежей сроком на 3 года в государственные внебюджетные фонды при условии наличия соответствующего уведомления и освобождения от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности. Предложенный законопроект устанавливает двухлетний срок освобождения от уплаты налогов от этой деятельности [4, с. 239]. Таким образом, законопроект и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства вырисовывают будущий контур механизма легализации самозанятых граждан посредством административно-правовых средств. Его основными компонентами выступают: во-первых, определение четкого перечня (реестра) видов деятельности самозанятых граждан; во-вторых, добровольная постановка самозанятых граждан на учет в ФНС; в-третьих, предоставление определенного срока (2 или 3 года) освобождения от уплаты налогов от занятия деятельностью; в-четвертых, по истечении определенного срока, приобретение официального статуса самозанятого гражданина посредством регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо приобретения патента; в-пятых, фиксация мер административного принуждения, направленных на пресечение и наказание самозанятых граждан, официально не легализовавших свой статус. Исследователь Е.Г. Крылова в статье "Финансово-экономическая основа предпринимательской деятельности самозанятого населения в Российской Федерации" отмечает, что "продажа патентов (разрешений) является нормальной практикой решения проблемы самозанятости граждан, однако установление на них единой цены для всех предпринимателей данной категории недопустимо. Различие доходности их бизнеса должно предусматривать сугубо дифференцированный подход" [9, с. 252]. В связи с изложенным актуальным представляется вопрос о юридических последствиях негативного характера для самозанятых лиц, продолжающих работать на себя и не легализовавших официально свой статус. В российском законодательстве предусмотрена как уголовная (ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство"), так и административная (ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)") ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность. Так, совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, выражающегося в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Анализ мер административного принуждения за незаконное предпринимательство иллюстрирует наличие административно-наказательных мер, налагаемых на физических лиц за незаконную предпринимательскую деятельность, и отсутствие превентивного, пресекательного и восстановительного характера, которые могут быть применены к самозанятым гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, по отношению к указанным лицам должен быть сформулирован комплекс мер административно-превентивного, административно-пресекательного и административно-восстановительного характера, который позволит гармонизировать взаимоотношения указанной категории граждан и государства. При формулировке данных мер следует учитывать опыт их применения в конкурентной, банковской и иных сферах российского законодательства [6, с. 255]. Мерой административно-предупредительного характера может стать выносимое уполномоченным органом государственной власти, например ФНС России, предостережение самозанятого гражданина о возможности применения мер административного наказания при осуществлении предпринимательской деятельности без официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Мерой административно-пресекательного характера может стать выносимое уполномоченным органом государственной власти, например ФНС России, предупреждение, которое должно быть вынесено в отношении самозанятого гражданина и выражаться в формулировании требования о необходимости прекратить предпринимательскую деятельность до приобретения официального статуса индивидуального предпринимателя. В качестве административно-восстановительной меры может быть применено предписание о необходимости выплатить все причитающиеся налоги и обязательные платежи с момента применения административно-предупредительной меры - предостережения. Наконец, если применение указанных мер оказалось недостаточным для пресечения выявленного нарушения, должна быть применена административно-наказательная мера принуждения, предусмотренная ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Административный штраф за указанное правонарушение в настоящее время составляет от 500 до 2 000 рублей. Конечно, эту сумму необходимо увеличить, что станет дополнительным стимулом для нарушителя (самозанятого гражданина) ограничиться иными видами административно-принудительных мер и не доводить ситуацию до применения мер административного наказания. Следует также отметить, что, несмотря на все более четкие правовые контуры, которые приобретает понятие "самозанятость" в формально-юридическом контексте, необходимо детально структурировать четкое юридическое определение данной категории на уровне федерального закона, что позволит уполномоченным субъектам провести эффективное ранжирование трудоспособного населения и выделить категории "самозанятых граждан". В законодательстве необходимо четко определить перечень мер административно-предупредительного, административно-пресекательного и административно-наказательного характера, которые могут быть применены к "самозанятым гражданам". На уровне подзаконных нормативных актов необходимо зафиксировать порядок (форму, сроки) применения мер административного принуждения. Упомянутая выше ст. 171 УК РФ ("Незаконное предпринимательство") содержится в главе 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности". В коллективной монографии "Декриминализация преступлений в сфере экономической деятельности" авторы предлагают декриминализировать ряд составов экономических преступлений, в том числе ст. 171 УК РФ, "где уголовная ответственность лица сопряжена с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности в той или иной сфере. При этом каких-либо собственно уголовных действий (насилие, фальсификация, подлог и т.п., то есть тех, которые требуют оперативного или криминалистического воздействия) он не совершает" [5, с. 129]. По мысли авторов монографии, ст. 171 УК РФ, наряду со ст. 172 УК РФ "Незаконная банковская деятельность", ст. 176 УК РФ "Незаконное получение кредита", ст. 195 УК РФ "Неправомерные действия при банкротстве" и другими, относится к группе составов экономических преступлений, нарушающих порядок регистрации или получения правомочий на осуществление предпринимательской деятельности [5, с. 129 - 130]. Таким образом, можно констатировать, что механизм административно-правовой регламентации института самозанятости граждан, по сути, находится в стадии становления. В действующих нормативных актах и проектах определены лишь общие контуры легализации указанной категории лиц. Законодателю предстоит определиться со структурированием рассматриваемой дефиниции, а также, не дожидаясь окончания двух-трехлетнего срока освобождения указанных лиц от налогообложения, начать разработку комплекса мер административно-принудительного характера, которые позволят соблюсти баланс интересов государства, стремящегося расширить источники налоговых поступлений, и самозанятых граждан, для которых переход в легальную плоскость не будет означать усиление налогового бремени и административных репрессий.