Федеральный проект искусственный интеллект
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральный проект искусственный интеллект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровизация как импульс к возникновению новых субъектов
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Принципиальное значение имеют такие документы, как Федеральный проект "Искусственный интеллект" и Национальная стратегия искусственного интеллекта на период до 2030 года, в рамках которой будут решаться задачи по созданию отечественных технологий ИИ. Разработан также Национальный проект "Экономика данных", реализация которого началась с 1 января 2025 г. и продлится до 2030 года. Он является продолжением национального проекта "Цифровая экономика", реализация которого завершилась в 2024 г., и включает в том числе мероприятия, связанные с ИИ.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Принципиальное значение имеют такие документы, как Федеральный проект "Искусственный интеллект" и Национальная стратегия искусственного интеллекта на период до 2030 года, в рамках которой будут решаться задачи по созданию отечественных технологий ИИ. Разработан также Национальный проект "Экономика данных", реализация которого началась с 1 января 2025 г. и продлится до 2030 года. Он является продолжением национального проекта "Цифровая экономика", реализация которого завершилась в 2024 г., и включает в том числе мероприятия, связанные с ИИ.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России функционирует Федеральный проект "Искусственный интеллект" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". С 1 сентября 2024 г. руководство Федеральным проектом "Искусственный интеллект" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" переходит к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (ранее было Министерство экономического развития РФ) [315]. Однако отмечается, что научная сфера ИИ находится в компетенции Министерства экономического развития. Кроме того, планируется трансформация Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в Национальный проект "Экономика данных" на период с 2025 по 2030 г. [316].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В России функционирует Федеральный проект "Искусственный интеллект" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". С 1 сентября 2024 г. руководство Федеральным проектом "Искусственный интеллект" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" переходит к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (ранее было Министерство экономического развития РФ) [315]. Однако отмечается, что научная сфера ИИ находится в компетенции Министерства экономического развития. Кроме того, планируется трансформация Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в Национальный проект "Экономика данных" на период с 2025 по 2030 г. [316].
Нормативные акты
Статья: К вопросу о правосубъектности искусственного интеллекта
(Кирилова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Поскольку эта проблема является актуальной для России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 490 был принят Федеральный проект "Искусственный интеллект" и утверждена Национальная стратегия искусственного интеллекта на период до 2030 года, в рамках которой будут решаться задачи по созданию отечественных технологий искусственного интеллекта. Дополнительными правовыми актами в сфере регулирования правоотношений, связанных с ИИ, являются:
(Кирилова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Поскольку эта проблема является актуальной для России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 490 был принят Федеральный проект "Искусственный интеллект" и утверждена Национальная стратегия искусственного интеллекта на период до 2030 года, в рамках которой будут решаться задачи по созданию отечественных технологий искусственного интеллекта. Дополнительными правовыми актами в сфере регулирования правоотношений, связанных с ИИ, являются:
Статья: Правовые стимулы и ограничения в механизме регулирования искусственного интеллекта в контексте реализации правоохранительной функции государства
(Куликов С.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)В соответствии с Указом Президента РФ "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", подготовленного в 2019 г. <1>, сформулированы актуальные задачи в области искусственного интеллекта, а именно: создание Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года; актуализация национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; разработка федерального проекта "Искусственный интеллект" и их финансирование.
(Куликов С.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)В соответствии с Указом Президента РФ "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", подготовленного в 2019 г. <1>, сформулированы актуальные задачи в области искусственного интеллекта, а именно: создание Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года; актуализация национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; разработка федерального проекта "Искусственный интеллект" и их финансирование.
Статья: Перспективы использования искусственного интеллекта в борьбе с коррупцией в системе государственных и муниципальных закупок
(Левшина Н.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)Сложность состоит в том, что правовой статус ИИ в Российской Федерации на сегодняшний день не является четко урегулированным и находится на стадии формирования. При этом в России у ИИ существует законодательное определение: искусственный интеллект - это комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заданных алгоритмов) и получать при взаимодействии с внешней средой результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека (п. 5 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (далее - Стратегия)) <5>. В рамках Стратегии существуют инициативы, проекты (например, Федеральный проект "Искусственный интеллект"), регулярно проводятся форумы, семинары и олимпиады подобной тематики, что говорит о заинтересованности государства в исследовании технологий ИИ, а также о неизбежных грядущих изменениях в привычных всем технологических процессах <6>.
(Левшина Н.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)Сложность состоит в том, что правовой статус ИИ в Российской Федерации на сегодняшний день не является четко урегулированным и находится на стадии формирования. При этом в России у ИИ существует законодательное определение: искусственный интеллект - это комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заданных алгоритмов) и получать при взаимодействии с внешней средой результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека (п. 5 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (далее - Стратегия)) <5>. В рамках Стратегии существуют инициативы, проекты (например, Федеральный проект "Искусственный интеллект"), регулярно проводятся форумы, семинары и олимпиады подобной тематики, что говорит о заинтересованности государства в исследовании технологий ИИ, а также о неизбежных грядущих изменениях в привычных всем технологических процессах <6>.
Статья: Цифровой комплаенс как эффективный способ минимизации информационных рисков
(Панарина М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Развитие и совершенствование применения информационных технологий в различных сферах общественной деятельности представляют одну из задач Национального проекта "Экономика данных". В этот Проект войдут 10 Федеральных проектов: "Цифровая инфраструктура", "Искусственный интеллект", "Цифровые платформы в госуправлении", "Системы и сети передачи данных", "Кадры", "Инфраструктура вычислений и облачных сервисов", "Отечественные решения в сфере IT", "Развитие квантовых технологий", "Кибербезопасность" и "Наука" <28>. Речь идет прежде всего о развитии отечественных облачных платформ, центров обработки данных, вычислительных мощностей собственного производства, протоколов безопасности и шифрования данных (в том числе для обеспечения комплаенс-контроля), а также алгоритмов анализа данных на основании технологий искусственного интеллекта.
(Панарина М.М.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Развитие и совершенствование применения информационных технологий в различных сферах общественной деятельности представляют одну из задач Национального проекта "Экономика данных". В этот Проект войдут 10 Федеральных проектов: "Цифровая инфраструктура", "Искусственный интеллект", "Цифровые платформы в госуправлении", "Системы и сети передачи данных", "Кадры", "Инфраструктура вычислений и облачных сервисов", "Отечественные решения в сфере IT", "Развитие квантовых технологий", "Кибербезопасность" и "Наука" <28>. Речь идет прежде всего о развитии отечественных облачных платформ, центров обработки данных, вычислительных мощностей собственного производства, протоколов безопасности и шифрования данных (в том числе для обеспечения комплаенс-контроля), а также алгоритмов анализа данных на основании технологий искусственного интеллекта.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В России Совет Федерации выступил с законодательной инициативой о запрете использования "алгоритмов, которые могут приводить к дискриминации людей по каким-то признакам... чтобы ни пол, ни раса, ни какие-то индивидуальные предпочтения не служили основанием для того, чтобы человеку отказывали в приеме на работу или каких-либо социальных льготах" <1>. Закон должен будет определить пределы создания, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта, которые до сих пор законодательно не урегулированы. Хозяйствующие субъекты, в деятельности которых технологии искусственного интеллекта занимают все большую долю (Сбербанк, "Газпром нефть", Яндекс, VK, МТС и другие организации), на началах саморегулирования организовали Альянс в сфере искусственного интеллекта и подписали 26.10.2021 Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта в рамках Федерального проекта "Искусственный интеллект" и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. <2>. Указанный Кодекс устанавливает "общие этические принципы и стандарты поведения участников отношений в сфере искусственного интеллекта" <3>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)В России Совет Федерации выступил с законодательной инициативой о запрете использования "алгоритмов, которые могут приводить к дискриминации людей по каким-то признакам... чтобы ни пол, ни раса, ни какие-то индивидуальные предпочтения не служили основанием для того, чтобы человеку отказывали в приеме на работу или каких-либо социальных льготах" <1>. Закон должен будет определить пределы создания, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта, которые до сих пор законодательно не урегулированы. Хозяйствующие субъекты, в деятельности которых технологии искусственного интеллекта занимают все большую долю (Сбербанк, "Газпром нефть", Яндекс, VK, МТС и другие организации), на началах саморегулирования организовали Альянс в сфере искусственного интеллекта и подписали 26.10.2021 Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта в рамках Федерального проекта "Искусственный интеллект" и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. <2>. Указанный Кодекс устанавливает "общие этические принципы и стандарты поведения участников отношений в сфере искусственного интеллекта" <3>.
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Необходимо отметить, что в то время, пока идет процесс согласования паспорта федерального проекта "Искусственный интеллект" в рамках Национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" с целью определения отдельных мероприятий в различных направлениях публичных правоотношений, судебная система страны нуждается в оптимизации процесса при сохранении качества рассмотрения дел и соблюдения этических норм при вынесении судебных решений.
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Необходимо отметить, что в то время, пока идет процесс согласования паспорта федерального проекта "Искусственный интеллект" в рамках Национальной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" с целью определения отдельных мероприятий в различных направлениях публичных правоотношений, судебная система страны нуждается в оптимизации процесса при сохранении качества рассмотрения дел и соблюдения этических норм при вынесении судебных решений.
Статья: Влияние доктринальных подходов на развитие законодательства о применении искусственного интеллекта для целей предпринимательства
(Петюкова О.Н., Толстоброва А.М.)
("Современный юрист", 2025, N 1)<9> Паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17) // СПС "Консультант Плюс".
(Петюкова О.Н., Толстоброва А.М.)
("Современный юрист", 2025, N 1)<9> Паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17) // СПС "Консультант Плюс".
Статья: Нормативное регулирование экспертизы ценности электронных документов
(Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)На правительственном уровне в рамках рассматриваемой проблемы заслуживает внимания Паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17).
(Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)На правительственном уровне в рамках рассматриваемой проблемы заслуживает внимания Паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27.08.2020 N 17).
Статья: Проблема "разрыва ответственности" за вред, причиненный использованием систем и приложений искусственного интеллекта
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<5> Перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" (утв. Президентом РФ 16 декабря 2021 г. N Пр-2371); Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 (ред. от 30 ноября 2022 г.) "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"; паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; абз. "в" п. 19 Указа Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года); Приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2021 г. N 391 "Об утверждении Порядка определения федеральным государственным бюджетным учреждением "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" принадлежности проектов к проектам в сфере искусственного интеллекта".
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<5> Перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" (утв. Президентом РФ 16 декабря 2021 г. N Пр-2371); Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 (ред. от 30 ноября 2022 г.) "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"; паспорт федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; абз. "в" п. 19 Указа Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года); Приказ Минэкономразвития России от 29 июня 2021 г. N 391 "Об утверждении Порядка определения федеральным государственным бюджетным учреждением "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" принадлежности проектов к проектам в сфере искусственного интеллекта".
Статья: Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: новые возможности и правовые проблемы
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<31> См., например, Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утв. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490, распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления", федеральные проекты "Искусственный интеллект", "Цифровое государственное управление".
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<31> См., например, Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утв. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490, распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления", федеральные проекты "Искусственный интеллект", "Цифровое государственное управление".