Федеральный проект чистый воздух
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральный проект чистый воздух (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В рамках национального проекта "Экология" усилия сосредоточиваются на надзоре за законностью и своевременностью при реализации мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха. Проверяется целевое использование органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на такие мероприятия, в том числе на федеральный проект "Чистый воздух", реализуемый в рамках Государственной программы РФ "Охрана окружающей среды", иных государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В рамках национального проекта "Экология" усилия сосредоточиваются на надзоре за законностью и своевременностью при реализации мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха. Проверяется целевое использование органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на такие мероприятия, в том числе на федеральный проект "Чистый воздух", реализуемый в рамках Государственной программы РФ "Охрана окружающей среды", иных государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.
Статья: Цифровизация экологического мониторинга: правовые аспекты
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Разработка указанной информационной системы была завершена в 2019 г. подведомственным Росгидромету НПО "Тайфун". Как утверждают разработчики, данная автоматизированная платформа может быть использована при создании и развитии информационных систем в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" <18>.
(Сатаева Т.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Разработка указанной информационной системы была завершена в 2019 г. подведомственным Росгидромету НПО "Тайфун". Как утверждают разработчики, данная автоматизированная платформа может быть использована при создании и развитии информационных систем в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" <18>.
Нормативные акты
"Паспорт национального проекта "Национальный проект "Экология"4.4. Федеральный проект (Чистый воздух)
Приказ Минприроды России от 09.09.2022 N 599
(ред. от 12.05.2023)
"Об утверждении методики расчета целевого показателя "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха" федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
(ред. от 12.05.2023)
"Об утверждении методики расчета целевого показателя "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха" федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология"МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
Статья: Основные направления правового регулирования "зеленого" налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В России все предприятия в 12 городах с наиболее загрязненным воздухом обяжут установить автоматизированные датчики выбросов в течение 2022 г. Штрафам подвергнутся компании, не сократившие выбросы на 20%. В проекте 487 объектов, включая объекты транспортной инфраструктуры, предприятия и частный сектор. В 2019 г. принят Закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов <14>. Он проводится с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. в промышленных центрах (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита), включенных в федеральный проект "Чистый воздух", который является частью национального проекта "Экология".
(Егорова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В России все предприятия в 12 городах с наиболее загрязненным воздухом обяжут установить автоматизированные датчики выбросов в течение 2022 г. Штрафам подвергнутся компании, не сократившие выбросы на 20%. В проекте 487 объектов, включая объекты транспортной инфраструктуры, предприятия и частный сектор. В 2019 г. принят Закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов <14>. Он проводится с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. в промышленных центрах (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита), включенных в федеральный проект "Чистый воздух", который является частью национального проекта "Экология".
Статья: Проблемы развития экологического и природоресурсного законодательства Российской Федерации в контексте модернизации функционирования публичной власти
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Подтверждением тому может служить проведенное Счетной палатой Российской Федерации обсуждение выполнения Федерального проекта "Чистый воздух" <26> в формате круглого стола "Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?" <27>, где были высказаны прогнозы его реализации, от сдержанно оптимистичных до категорически отрицательных. И с последним мнением следует согласиться уже потому, что указанный федеральный проект не включает все города с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и предусматривает снизить в указанных в проекте городах такой уровень с "высокого" и "очень высокого" до "низкого" или "повышенного" <28>.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Подтверждением тому может служить проведенное Счетной палатой Российской Федерации обсуждение выполнения Федерального проекта "Чистый воздух" <26> в формате круглого стола "Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?" <27>, где были высказаны прогнозы его реализации, от сдержанно оптимистичных до категорически отрицательных. И с последним мнением следует согласиться уже потому, что указанный федеральный проект не включает все города с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и предусматривает снизить в указанных в проекте городах такой уровень с "высокого" и "очень высокого" до "низкого" или "повышенного" <28>.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Норильск с 2018 г. входит в федеральный проект "Чистый воздух" <10>. В результате действия этой программы загрязнение атмосферного воздуха должно снизиться на 20%. По итогам 2021 г. 10% всех нарушений природоохранного законодательства было связано с предприятиями Норильска. После прекращения деятельности на территории бывших производств остаются отходы, которые надо убирать. В городе действует программа очистки территорий бывших промышленных комплексов и рекультивации земель. За реализацией программы надзирает прокуратура, нарушители несут административную ответственность. "Норникель" работает по Серной программе, цель которой - сокращение выбросов диоксида серы в Норильске на 45%. Комплексная программа предприятий "Норникеля" на "чистые" производства только в 2023 г. сократила выбросы в атмосферу на 900 тыс. т, а к 2025 г. будет сокращение более чем на 500 тыс. т <11>.
(Чернов С.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Норильск с 2018 г. входит в федеральный проект "Чистый воздух" <10>. В результате действия этой программы загрязнение атмосферного воздуха должно снизиться на 20%. По итогам 2021 г. 10% всех нарушений природоохранного законодательства было связано с предприятиями Норильска. После прекращения деятельности на территории бывших производств остаются отходы, которые надо убирать. В городе действует программа очистки территорий бывших промышленных комплексов и рекультивации земель. За реализацией программы надзирает прокуратура, нарушители несут административную ответственность. "Норникель" работает по Серной программе, цель которой - сокращение выбросов диоксида серы в Норильске на 45%. Комплексная программа предприятий "Норникеля" на "чистые" производства только в 2023 г. сократила выбросы в атмосферу на 900 тыс. т, а к 2025 г. будет сокращение более чем на 500 тыс. т <11>.
Статья: Роль цифровизации в создании новой экологической политики
(Губин А.М.)
("Юрист", 2022, N 9)Основные задачи направлены на мониторинг и сокращение углеродного следа; на регулирование сокращения выбросов, на снижение уровня загрязнений в атмосфере (федеральный проект "Чистый воздух"); поощрение частных предпринимателей за вклад в научные разработки по декарбонизации; на эффективную деятельность по сбору, обработке и утилизации мусора и бытовых отходов; на утилизацию свалок (федеральный проект "Чистая страна"); на улучшение качества питьевой воды (федеральный проект "Чистая вода"); на сохранение уникальных природных источников, таких как Байкал, Волга и другие; на "Внедрение наилучших доступных технологий" (федеральный проект); на сохранение лесов (федеральный проект); на развитие охотничьего хозяйства; на развитие экотуризма.
(Губин А.М.)
("Юрист", 2022, N 9)Основные задачи направлены на мониторинг и сокращение углеродного следа; на регулирование сокращения выбросов, на снижение уровня загрязнений в атмосфере (федеральный проект "Чистый воздух"); поощрение частных предпринимателей за вклад в научные разработки по декарбонизации; на эффективную деятельность по сбору, обработке и утилизации мусора и бытовых отходов; на утилизацию свалок (федеральный проект "Чистая страна"); на улучшение качества питьевой воды (федеральный проект "Чистая вода"); на сохранение уникальных природных источников, таких как Байкал, Волга и другие; на "Внедрение наилучших доступных технологий" (федеральный проект); на сохранение лесов (федеральный проект); на развитие охотничьего хозяйства; на развитие экотуризма.
Статья: Квотирование выбросов как способ снижения негативного воздействия на атмосферный воздух: проблемы реализации экспериментального правового режима
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, квотирование выбросов, правовая охрана атмосферного воздуха, федеральный проект "Чистый воздух".
(Хлуденева Н.И.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, квотирование выбросов, правовая охрана атмосферного воздуха, федеральный проект "Чистый воздух".
Статья: О совершенствовании законодательных подходов к экологической ответственности на примере исследования положительного опыта США
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<1> См.: Паспорт федерального проекта "Чистый воздух". Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 // СПС "КонсультантПлюс".
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<1> См.: Паспорт федерального проекта "Чистый воздух". Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовые проблемы обеспечения экологического благополучия и охраны природных ресурсов Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Обращает на себя внимание объем экологической информации, используемый для анализа состояния окружающей среды и отдельных природных ресурсов, а также периодичность и широта охвата территории страны соответствующими техническими измерительными средствами. В последнем из опубликованных Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году" указано, что наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводились в 253 городах на 684 станциях, из них регулярные наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе 57 загрязняющих веществ, в том числе 11 тяжелых металлов, выполнялись в 221 городе на 612 станциях <11>. И такая "репрезентативность" наблюдений не позволяет сформировать оптимистичный прогноз реализации федерального проекта "Чистый воздух" Национального проекта "Экология" <12>, но, что более важно, в силу ограниченности наблюдений не дает объективной картины загрязнения атмосферного воздуха и, соответственно, отражения реального уровня обеспечения экологической безопасности в этой части.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Обращает на себя внимание объем экологической информации, используемый для анализа состояния окружающей среды и отдельных природных ресурсов, а также периодичность и широта охвата территории страны соответствующими техническими измерительными средствами. В последнем из опубликованных Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году" указано, что наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводились в 253 городах на 684 станциях, из них регулярные наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе 57 загрязняющих веществ, в том числе 11 тяжелых металлов, выполнялись в 221 городе на 612 станциях <11>. И такая "репрезентативность" наблюдений не позволяет сформировать оптимистичный прогноз реализации федерального проекта "Чистый воздух" Национального проекта "Экология" <12>, но, что более важно, в силу ограниченности наблюдений не дает объективной картины загрязнения атмосферного воздуха и, соответственно, отражения реального уровня обеспечения экологической безопасности в этой части.