Федеральная собственность это
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная собственность это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"2.4.4. Если здание не может быть полностью приватизировано в связи с нахождением в нем объекта федеральной собственности, то приватизация занятого этим зданием участка невозможна (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 39.20 ЗК РФ "Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение"2.2.2. Если здание не может быть полностью приватизировано в связи с нахождением в нем объекта федеральной собственности, то приватизация занятого этим зданием участка невозможна (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-06-09/27072)Вопрос: Об определении имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-06-09/27072)Вопрос: Об определении имущества, которое может находиться в федеральной собственности.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование применения ставок, установленных Приказом N 347, суды сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, эти ставки арендной платы являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование применения ставок, установленных Приказом N 347, суды сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, эти ставки арендной платы являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Статья: Вещные права в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Среди объектов государственной собственности особо выделено имущество, составляющее исключительную федеральную собственность. Это имущество, являющееся основой национального богатства - ресурсы континентального шельфа, охраняемые природные объекты (заповедники, национальные парки), объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооруженных сил, государственные запасы и мобилизационные резервы); объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
(Демидова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)Среди объектов государственной собственности особо выделено имущество, составляющее исключительную федеральную собственность. Это имущество, являющееся основой национального богатства - ресурсы континентального шельфа, охраняемые природные объекты (заповедники, национальные парки), объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооруженных сил, государственные запасы и мобилизационные резервы); объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подробная правовая характеристика механизма контроля за осуществлением переданных полномочий была дана в ранее опубликованной работе <1>. Вместе с тем стоит еще раз обратить внимание на непоследовательность формирования видов контроля, когда из однородной группы отношений искусственно выделяются новые сущности (подлежащие отсечению бритвой Оккама), например формируется контроль за достоверностью сведений об осуществлении отдельных полномочий (по пожарной охране и санитарно-патологической охране лесов). Вследствие этого вместо одной комплексной проверки Рослесхоз должен проводить пять тематических. Но главное - в правовой природе отношений между субъектом контроля и контролируемыми лицами. Дело в том, что леса находятся в собственности Российской Федерации, которая, передавая свои полномочия органу государственной власти субъекта Российской Федерации, фактически возлагает на него управление федеральной собственностью. Эта деятельность финансируется за счет федерального бюджета, а доходы, получаемые от нее, например арендная плата, зачисляются в федеральный бюджет (что, вероятно, снижает заинтересованность региональных властей в результате своей деятельности). Отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по своему характеру сродни отношениям, возникающим при аутсорсинге.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подробная правовая характеристика механизма контроля за осуществлением переданных полномочий была дана в ранее опубликованной работе <1>. Вместе с тем стоит еще раз обратить внимание на непоследовательность формирования видов контроля, когда из однородной группы отношений искусственно выделяются новые сущности (подлежащие отсечению бритвой Оккама), например формируется контроль за достоверностью сведений об осуществлении отдельных полномочий (по пожарной охране и санитарно-патологической охране лесов). Вследствие этого вместо одной комплексной проверки Рослесхоз должен проводить пять тематических. Но главное - в правовой природе отношений между субъектом контроля и контролируемыми лицами. Дело в том, что леса находятся в собственности Российской Федерации, которая, передавая свои полномочия органу государственной власти субъекта Российской Федерации, фактически возлагает на него управление федеральной собственностью. Эта деятельность финансируется за счет федерального бюджета, а доходы, получаемые от нее, например арендная плата, зачисляются в федеральный бюджет (что, вероятно, снижает заинтересованность региональных властей в результате своей деятельности). Отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по своему характеру сродни отношениям, возникающим при аутсорсинге.
Статья: Особенности определения воли публично-правовых образований на выбытие имущества из владения
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Не менее спорным было бы распространение такого подхода только на имущество, находящееся в федеральной собственности. Это означало бы дифференцирование защиты в отношении различных публично-правовых образований, в то время как к регулированию отношений с участием субъектов одного вида в рамках одного института должен применяться единый подход. Вследствие такой дифференциации различалась бы и защита добросовестного приобретателя недвижимости. Приобретатель имущества, находящегося в федеральной собственности, оказывался бы в лучшем положении по сравнению с приобретателями имущества субъекта РФ и муниципального образования, поскольку государственная регистрация права осуществляется только федеральным органом власти.
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Не менее спорным было бы распространение такого подхода только на имущество, находящееся в федеральной собственности. Это означало бы дифференцирование защиты в отношении различных публично-правовых образований, в то время как к регулированию отношений с участием субъектов одного вида в рамках одного института должен применяться единый подход. Вследствие такой дифференциации различалась бы и защита добросовестного приобретателя недвижимости. Приобретатель имущества, находящегося в федеральной собственности, оказывался бы в лучшем положении по сравнению с приобретателями имущества субъекта РФ и муниципального образования, поскольку государственная регистрация права осуществляется только федеральным органом власти.
Статья: Законодательное регулирование сферы делопроизводства: факторы и задачи
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Ее обоснованность заключается также в тех функциях, которые возложены в соответствии с подзаконными актами Российской Федерации на Федеральное архивное агентство. Согласно основополагающей среди них, "Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства об архивном деле, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере" <8>.
(Ланской Г.Н.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Ее обоснованность заключается также в тех функциях, которые возложены в соответствии с подзаконными актами Российской Федерации на Федеральное архивное агентство. Согласно основополагающей среди них, "Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства об архивном деле, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере" <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в число представляемых документов входят списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такими земельными участками распоряжается единый институт развития в жилищной сфере (акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации об Агентстве ипотечного жилищного кредитования) по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Причем эти участки должны быть переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий".
Готовое решение: Как создают, реорганизуют и ликвидируют госкорпорации
(КонсультантПлюс, 2025)При ликвидации ГК "Роскосмос", ГК "Росатом" и ГК "Ростех" их имущество поступает в федеральную собственность. Это прямо установлено в ч. 3 ст. 43 Закона о ГК "Роскосмос", ч. 3 ст. 41 Закона о ГК "Росатом", ч. 2 ст. 18 Закона о ГК "Ростех". Порядок распоряжения имуществом при ликвидации ГК "ВЭБ.РФ" и ГК "Агентство по страхованию вкладов" нормативно не урегулирован.
(КонсультантПлюс, 2025)При ликвидации ГК "Роскосмос", ГК "Росатом" и ГК "Ростех" их имущество поступает в федеральную собственность. Это прямо установлено в ч. 3 ст. 43 Закона о ГК "Роскосмос", ч. 3 ст. 41 Закона о ГК "Росатом", ч. 2 ст. 18 Закона о ГК "Ростех". Порядок распоряжения имуществом при ликвидации ГК "ВЭБ.РФ" и ГК "Агентство по страхованию вкладов" нормативно не урегулирован.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Пробел в водном законодательстве о понятии пруда частично восполнен ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в котором пруд определен как мелководное водохранилище не более 1 кв. км, а его разновидность пруд-копань - как небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Исходя из положений ВК РФ, допускающего принадлежность прудов не только на праве федеральной, но и иных, в том числе праве частной собственности, и вышеуказанного определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 29 мая 2018 г. N 5-КГ18-121 <24> пришла к выводу о том, что в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв. км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами и не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности. В этом же судебном решении юридически значимым назван другой признак пруда - это отсутствие гидравлической связи с иными водными объектами, уточняемый в других судебных решениях - обладающий признаками изолированности и обособленности и не входящий в сеть водотоков и водоемов. При недоказанности этих признаков право частной собственности на спорный пруд, а также на занятый им земельный участок по решению суда прекращается, признается отсутствующим, решения об образовании земельного участка и о предоставлении в собственность признаются незаконными.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Пробел в водном законодательстве о понятии пруда частично восполнен ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в котором пруд определен как мелководное водохранилище не более 1 кв. км, а его разновидность пруд-копань - как небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей. Исходя из положений ВК РФ, допускающего принадлежность прудов не только на праве федеральной, но и иных, в том числе праве частной собственности, и вышеуказанного определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 29 мая 2018 г. N 5-КГ18-121 <24> пришла к выводу о том, что в собственности физического лица может находиться пруд площадью не более 1 кв. км, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего данному лицу на праве собственности, а также не имеющий гидравлической связи с иными водными объектами и не входящий в сеть водотоков и водоемов. Если водоем расположен на водотоке, который находится в собственности Российской Федерации, то такой водный объект может находиться исключительно в федеральной собственности. В этом же судебном решении юридически значимым назван другой признак пруда - это отсутствие гидравлической связи с иными водными объектами, уточняемый в других судебных решениях - обладающий признаками изолированности и обособленности и не входящий в сеть водотоков и водоемов. При недоказанности этих признаков право частной собственности на спорный пруд, а также на занятый им земельный участок по решению суда прекращается, признается отсутствующим, решения об образовании земельного участка и о предоставлении в собственность признаются незаконными.
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок принятия к вычету НДС, который вы исчислили в качестве налогового агента, такой же, как и при аренде государственного, муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус". Это следует из п. 3 ст. 161, п. п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок принятия к вычету НДС, который вы исчислили в качестве налогового агента, такой же, как и при аренде государственного, муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус". Это следует из п. 3 ст. 161, п. п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"при предоставлении бюджетным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное бюджетное учреждение, предоставляющее указанное право".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"при предоставлении бюджетным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, предоставленного этому бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное бюджетное учреждение, предоставляющее указанное право".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рассматриваемый подпункт с 1 июня 2019 г. внесены изменения Законом 2019 г. N 45-ФЗ, принятым по вопросу проведения торгов исключительно в электронной форме. В новой редакции данного подпункта говорится о продаже любого приватизируемого государственного и муниципального имущества, а не только приватизируемого федерального имущества. Этим же Законом введен п. 3 комментируемой статьи, предусматривающий, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подп. 8.1 п. 1 данной статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рассматриваемый подпункт с 1 июня 2019 г. внесены изменения Законом 2019 г. N 45-ФЗ, принятым по вопросу проведения торгов исключительно в электронной форме. В новой редакции данного подпункта говорится о продаже любого приватизируемого государственного и муниципального имущества, а не только приватизируемого федерального имущества. Этим же Законом введен п. 3 комментируемой статьи, предусматривающий, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подп. 8.1 п. 1 данной статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества.