Федеральная программа комплексное развитие сельских территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная программа комплексное развитие сельских территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Новые приоритетные направления аграрного бизнеса, такие как сельский туризм, организация прудов предусмотрены принятыми государственными программами: "Комплексное развитие сельских территорий" [8], "Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" [9], "Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" [10], "Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации" [11]. Указанные программы содержат меры государственной поддержки по данным приоритетным направлениям аграрной деятельности.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Новые приоритетные направления аграрного бизнеса, такие как сельский туризм, организация прудов предусмотрены принятыми государственными программами: "Комплексное развитие сельских территорий" [8], "Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" [9], "Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" [10], "Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации" [11]. Указанные программы содержат меры государственной поддержки по данным приоритетным направлениям аграрной деятельности.
Статья: Концепция правовой доктрины устойчивого комплексного развития сельских поселений Российской Федерации
(Афанасьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Президент Российской Федерации (далее - Президент РФ) в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации постоянно обращает внимание общества на решение задач по повышению привлекательности села для жизни и работы, закреплению людей в сельских поселениях, формированию там современной, комфортной инфраструктуры <3>. Признавая особый правовой статус сельской территории, а значит, и ее специальный правовой режим, на федеральном уровне правовым механизмом, обеспечивающим реализацию комплексного решения целевых задач устойчивого развития сельских территорий, являются положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" <4>, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <5>), Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года" <6>), Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 N 20 <7>), федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" <8>), федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" <9>), Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" <10>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" <11>), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" <12>). В них определены цель, принципы и основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий. В их развитие по рекомендации федеральных органов власти приняты соответствующие документы в субъектах Российской Федерации. Наряду с государственной властью значительная роль в реализации указанной выше цели принадлежит местному самоуправлению. По точному выражению Лоренца фон Штейна, оно "создает вторую органическую систему исполнения рядом с системой правительственной" <13>.
(Афанасьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Президент Российской Федерации (далее - Президент РФ) в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации постоянно обращает внимание общества на решение задач по повышению привлекательности села для жизни и работы, закреплению людей в сельских поселениях, формированию там современной, комфортной инфраструктуры <3>. Признавая особый правовой статус сельской территории, а значит, и ее специальный правовой режим, на федеральном уровне правовым механизмом, обеспечивающим реализацию комплексного решения целевых задач устойчивого развития сельских территорий, являются положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" <4>, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" <5>), Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года" <6>), Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 N 20 <7>), федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" <8>), федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" <9>), Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" <10>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" <11>), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" <12>). В них определены цель, принципы и основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий. В их развитие по рекомендации федеральных органов власти приняты соответствующие документы в субъектах Российской Федерации. Наряду с государственной властью значительная роль в реализации указанной выше цели принадлежит местному самоуправлению. По точному выражению Лоренца фон Штейна, оно "создает вторую органическую систему исполнения рядом с системой правительственной" <13>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" по предоставлению субсидий бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" по предоставлению субсидий бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022 - 2023 годах"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)<1> Под федеральными инструментами понимаются федеральные проекты "Чистая вода", "Инфраструктурное меню" (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, предоставление средств Фонда национального благосостояния публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий"), программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года), государственные программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - ГП "КРСТ"), "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее также - ГП "СКФО"), "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее также - ГП "Крым").
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)<1> Под федеральными инструментами понимаются федеральные проекты "Чистая вода", "Инфраструктурное меню" (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, предоставление средств Фонда национального благосостояния публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ППК "Фонд развития территорий"), программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года), государственные программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - ГП "КРСТ"), "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее также - ГП "СКФО"), "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее также - ГП "Крым").
Статья: Государственная поддержка скотоводства в Республике Татарстан
(Клычова Г.С., Парфенова К.А., Хайруллин А.А., Сергеева М.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)2. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <2>.
(Клычова Г.С., Парфенова К.А., Хайруллин А.А., Сергеева М.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)2. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <2>.
Вопрос: Об отборе проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) в 2020 году.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)В рамках реализации мероприятий госпрограммы КРСТ предоставление средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации и проведение экспертиз по объектам капитального строительства не предусматривается. Государственная поддержка в рамках ВЦП "Современный облик сельских территорий" оказывается на реализацию мероприятий по проектам, в которые включены объекты капитального строительства (реконструкции) с уже готовой (разработанной) проектно-сметной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)В рамках реализации мероприятий госпрограммы КРСТ предоставление средств федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации и проведение экспертиз по объектам капитального строительства не предусматривается. Государственная поддержка в рамках ВЦП "Современный облик сельских территорий" оказывается на реализацию мероприятий по проектам, в которые включены объекты капитального строительства (реконструкции) с уже готовой (разработанной) проектно-сметной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
Информация: Совет Федерации одобрил Закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Среди сенаторских поправок - увеличение ассигнований на развитие региональных автомобильных дорог общего пользования, комплексное развитие сельских территорий, создание сети центров испытаний в области развития технологий беспилотных авиационных систем, оснащение и капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)Среди сенаторских поправок - увеличение ассигнований на развитие региональных автомобильных дорог общего пользования, комплексное развитие сельских территорий, создание сети центров испытаний в области развития технологий беспилотных авиационных систем, оснащение и капитальный ремонт объектов спортивной инфраструктуры, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Статья: Сельские агломерации: проблемы формирования правового статуса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В развитие Госпрограммы КРСТ 2019 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был издан Приказ о порядке разработки и отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций <15>, в котором появляется понятие "сельские агломерации" на подзаконном уровне. В последующем отдельные регионы России утвердили перечни сельских агломераций в соответствии с указанным регламентом <16>, однако критерии и случаи образования сельских агломераций на федеральном уровне так и не были определены. Госпрограммой КРСТ 2019 предлагается создать реестр сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. Единственным критерием образования сельских агломераций является численность населения в размере, не превышающем 30 тысяч человек. При этом в ряде регионов утвержден перечень как сельских агломераций, так и сельских территорий <17>.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)В развитие Госпрограммы КРСТ 2019 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был издан Приказ о порядке разработки и отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций <15>, в котором появляется понятие "сельские агломерации" на подзаконном уровне. В последующем отдельные регионы России утвердили перечни сельских агломераций в соответствии с указанным регламентом <16>, однако критерии и случаи образования сельских агломераций на федеральном уровне так и не были определены. Госпрограммой КРСТ 2019 предлагается создать реестр сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. Единственным критерием образования сельских агломераций является численность населения в размере, не превышающем 30 тысяч человек. При этом в ряде регионов утвержден перечень как сельских агломераций, так и сельских территорий <17>.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Каждая 6-я из 50 государственных программ выполнена более чем на 99%. Причем две из них вышли на максимальный уровень. В том числе - о чем нам, кстати, постоянно говорят депутаты во время наших встреч с представителями Государственной Думы - это "Комплексное развитие сельских территорий", которая напрямую касается ключевой сферы - продовольственной безопасности страны. Это очень хорошая тенденция.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Каждая 6-я из 50 государственных программ выполнена более чем на 99%. Причем две из них вышли на максимальный уровень. В том числе - о чем нам, кстати, постоянно говорят депутаты во время наших встреч с представителями Государственной Думы - это "Комплексное развитие сельских территорий", которая напрямую касается ключевой сферы - продовольственной безопасности страны. Это очень хорошая тенденция.
Статья: Питьевое водоснабжение. Мнения
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)<2> Федеральные проекты "Чистая вода", "Инфраструктурное меню", программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года, государственные программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)<2> Федеральные проекты "Чистая вода", "Инфраструктурное меню", программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года, государственные программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
Статья: Государственная жилищная политика по развитию сельских территорий
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Следствием принятия указанного стратегического документа стало завершение в том же году развития сельских территорий в соответствии с федеральной целевой программой и выделение его в самостоятельную Государственную программу РФ "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 <28>.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Следствием принятия указанного стратегического документа стало завершение в том же году развития сельских территорий в соответствии с федеральной целевой программой и выделение его в самостоятельную Государственную программу РФ "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 - 2025 гг., утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 <28>.
Статья: Роль жилищного строительства в комплексном развитии сельских территорий
(Кучинская А.В., Галиновская Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В 2019 году в целях реализации Стратегии и всестороннего развития сельских территорий Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - КРСТ) <4>. Ключевым мероприятием этой Программы является осуществление таких, например, федеральных проектов, как "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", направленного на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, "Современный облик сельских территорий", основная цель которого - комплексное развитие сельских территорий с воссозданием социальной, образовательной и культурной инфраструктуры в сельской местности, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры.
(Кучинская А.В., Галиновская Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)В 2019 году в целях реализации Стратегии и всестороннего развития сельских территорий Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее также - КРСТ) <4>. Ключевым мероприятием этой Программы является осуществление таких, например, федеральных проектов, как "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", направленного на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, "Современный облик сельских территорий", основная цель которого - комплексное развитие сельских территорий с воссозданием социальной, образовательной и культурной инфраструктуры в сельской местности, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры.
Статья: Социальная функция современного аграрного права
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Социальная составляющая аграрного права закрепляется в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно которому "обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве" является одной из основных целей государственной аграрной политики. Подробнее основы и важнейшие направления реализации социальной функции аграрного права необходимо определять через подзаконные федеральные акты планирования, в которых закреплены вопросы развития сельских территорий как основной территориальной и производственной "базы" агропромышленного комплекса. К таким документам относятся Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р), а также утвержденная высшим органом исполнительной власти Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (Постановление от 31.05.2019 N 696).
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Социальная составляющая аграрного права закрепляется в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", согласно которому "обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве" является одной из основных целей государственной аграрной политики. Подробнее основы и важнейшие направления реализации социальной функции аграрного права необходимо определять через подзаконные федеральные акты планирования, в которых закреплены вопросы развития сельских территорий как основной территориальной и производственной "базы" агропромышленного комплекса. К таким документам относятся Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р), а также утвержденная высшим органом исполнительной власти Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (Постановление от 31.05.2019 N 696).