Федеральная программа комфортная городская среда
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная программа комфортная городская среда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Укрепление общественного и личного здоровья: правовой аспект
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 3)2. Развитие инфраструктуры. "Самая хорошая" пропаганда, просветительская деятельность не приведет к должному результату, если не будет сопряжена с развитием соответствующей инфраструктуры. Для развития инфраструктуры, в частности, была разработана Федеральная программа "Формирование комфортной городской среды", одна из целей которой - модернизация дворов, реконструкция детских спортивных площадок. Существуют и региональные программы, также направленные на развитие инфраструктуры. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях созданы условия для занятия спортом несовершеннолетних на безвозмездной основе. Однако, как правило, речь идет лишь о крупных городах и детях из льготной категории граждан (например, многодетных) или детях, имеющих особые способности в данной сфере.
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 3)2. Развитие инфраструктуры. "Самая хорошая" пропаганда, просветительская деятельность не приведет к должному результату, если не будет сопряжена с развитием соответствующей инфраструктуры. Для развития инфраструктуры, в частности, была разработана Федеральная программа "Формирование комфортной городской среды", одна из целей которой - модернизация дворов, реконструкция детских спортивных площадок. Существуют и региональные программы, также направленные на развитие инфраструктуры. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях созданы условия для занятия спортом несовершеннолетних на безвозмездной основе. Однако, как правило, речь идет лишь о крупных городах и детях из льготной категории граждан (например, многодетных) или детях, имеющих особые способности в данной сфере.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить особое внимание среди этих целей на формирование комфортной городской среды (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить особое внимание среди этих целей на формирование комфортной городской среды (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)- подготовка ежегодных отчетов о благоустройстве общественных пространств, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды (разд. 3, п. 1.11.1 - 1.11.6).
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)- подготовка ежегодных отчетов о благоустройстве общественных пространств, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды (разд. 3, п. 1.11.1 - 1.11.6).
Вопрос: Кто должен составлять и для чего используется паспорт благоустройства дворовых территорий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Понятие паспорта благоустройства территории содержится в абз. 12 п. 5.2 Методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", утв. Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Понятие паспорта благоустройства территории содержится в абз. 12 п. 5.2 Методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", утв. Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр.
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Реализация права на город не всегда имеет протестный характер и не ограничивается только предъявлением требований к органам и должностным лицам. Важным способом осуществления этого права выступает претворение в жизнь собственных инициатив жителей по созданию общественных пространств, наполнению их смыслами и установлению новых каналов социального взаимодействия между различными заинтересованными субъектами. В этом случае трансформируется роль горожан: они становятся не только "пользователями" города, но и его активными соавторами. Вовлечение жителей в формирование городского пространства является двунаправленным процессом - у жителей "возрастает эмоциональная привязанность к городу, утверждается территориальная идентичность, формируется чувство ответственности", а город становится для них ценным ресурсом <18>. Вероятно, именно таким законодатель представлял идеал местного самоуправления, понимая под ним "самостоятельное и под свою ответственность" решение населением вопросов местного значения, "исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций". К сожалению, такой симбиоз активности жителей и органов местного самоуправления имеет разнонаправленную практику. Так, например, такой динамично развивающийся, промышленно развитый город, как Екатеринбург, два года подряд не может набрать необходимое число голосов для участия в федеральной программе финансовой поддержки благоустройства общественных пространств <19>. В то же время активная позиция жителей городов Ханты-Мансийского автономного округа позволила в Югре с 2019 года реализовать 302 инициативы по созданию комфортной городской среды <20>.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Реализация права на город не всегда имеет протестный характер и не ограничивается только предъявлением требований к органам и должностным лицам. Важным способом осуществления этого права выступает претворение в жизнь собственных инициатив жителей по созданию общественных пространств, наполнению их смыслами и установлению новых каналов социального взаимодействия между различными заинтересованными субъектами. В этом случае трансформируется роль горожан: они становятся не только "пользователями" города, но и его активными соавторами. Вовлечение жителей в формирование городского пространства является двунаправленным процессом - у жителей "возрастает эмоциональная привязанность к городу, утверждается территориальная идентичность, формируется чувство ответственности", а город становится для них ценным ресурсом <18>. Вероятно, именно таким законодатель представлял идеал местного самоуправления, понимая под ним "самостоятельное и под свою ответственность" решение населением вопросов местного значения, "исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций". К сожалению, такой симбиоз активности жителей и органов местного самоуправления имеет разнонаправленную практику. Так, например, такой динамично развивающийся, промышленно развитый город, как Екатеринбург, два года подряд не может набрать необходимое число голосов для участия в федеральной программе финансовой поддержки благоустройства общественных пространств <19>. В то же время активная позиция жителей городов Ханты-Мансийского автономного округа позволила в Югре с 2019 года реализовать 302 инициативы по созданию комфортной городской среды <20>.
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)<5> Формирование комфортной городской среды: паспорт федерального проекта от 21 декабря 2018 г. N 3 "Жилье и городская среда" // СПС "КонсультантПлюс".
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)<5> Формирование комфортной городской среды: паспорт федерального проекта от 21 декабря 2018 г. N 3 "Жилье и городская среда" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Городская среда. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- несоответствие отдельных показателей в государственной программе, относящихся к мероприятиям по формированию комфортной городской среды, показателям, которые установлены в соглашении о предоставлении субсидии из федерального бюджета или в паспорте регионального проекта "Формирование комфортной городской среды";
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- несоответствие отдельных показателей в государственной программе, относящихся к мероприятиям по формированию комфортной городской среды, показателям, которые установлены в соглашении о предоставлении субсидии из федерального бюджета или в паспорте регионального проекта "Формирование комфортной городской среды";
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)11. О благоустройстве дворовых территорий в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды: письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 октября 2019 года N 37248-ЮТ/06. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)11. О благоустройстве дворовых территорий в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды: письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 октября 2019 года N 37248-ЮТ/06. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
Статья: Городская среда. Мнения
(Пахомов С., Гусева И., Маяренков С., Цвич Д., Максимов А., Соснин Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Программы формирования комфортной городской среды - как федеральные, так и региональные - одни из наиболее востребованных жителями, поскольку результаты их реализации практически сразу переходят в активное использование. Именно поэтому качественное исполнение проектов, рациональное использование бюджетных средств как в момент проектирования, так и в строительстве и далее в обслуживании созданных объектов - важнейшие компоненты этой работы.
(Пахомов С., Гусева И., Маяренков С., Цвич Д., Максимов А., Соснин Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Программы формирования комфортной городской среды - как федеральные, так и региональные - одни из наиболее востребованных жителями, поскольку результаты их реализации практически сразу переходят в активное использование. Именно поэтому качественное исполнение проектов, рациональное использование бюджетных средств как в момент проектирования, так и в строительстве и далее в обслуживании созданных объектов - важнейшие компоненты этой работы.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству требуется и при реализации Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <14>, утвержденного президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участие населения определено пусть и рекомендательным документом - Стандартом комплексного развития территорий <15>. И именно в данном документе говорится о партисипаторном подходе, который реализуется через вовлечение горожан в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также через участие горожан в дальнейшем функционировании территории.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству требуется и при реализации Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <14>, утвержденного президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участие населения определено пусть и рекомендательным документом - Стандартом комплексного развития территорий <15>. И именно в данном документе говорится о партисипаторном подходе, который реализуется через вовлечение горожан в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также через участие горожан в дальнейшем функционировании территории.
Статья: К вопросу совершенствования правового обеспечения качества городской среды в Российской Федерации
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)В настоящее время в Российской Федерации ведется активная деятельность по формированию комфортной городской среды. С целью правового регулирования данного процесса на федеральном уровне приняты национальные и федеральные проекты, акты ведомств и иные нормативные акты. Например, федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", действующий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", призван устранить негативные тенденции в благоустройстве территорий, построить взаимодействие территорий и административных структур, сформировать доверие к органам власти <1>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2019 г. N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", ежегодно при планировании федерального бюджета закладываются денежные средства на формирование комфортной городской среды <2>.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)В настоящее время в Российской Федерации ведется активная деятельность по формированию комфортной городской среды. С целью правового регулирования данного процесса на федеральном уровне приняты национальные и федеральные проекты, акты ведомств и иные нормативные акты. Например, федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", действующий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", призван устранить негативные тенденции в благоустройстве территорий, построить взаимодействие территорий и административных структур, сформировать доверие к органам власти <1>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2019 г. N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", ежегодно при планировании федерального бюджета закладываются денежные средства на формирование комфортной городской среды <2>.