Фцп байкал
Подборка наиболее важных документов по запросу Фцп байкал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)2004 - 2006 гг. В результате административной реформы создано два специально уполномоченных органа в области экологической экспертизы и экологического контроля (Ростехнадзор и Росприроднадзор) <24>, что привело к несогласованности, дублированию и параллелизму в их деятельности. Как следствие - не только дезорганизация этих важнейших структур обеспечения экологической и радиационной безопасности страны, но и дискредитация экологической политики и системы государственного управления, а также ухудшение состояния окружающей среды и резкий рост экологических правонарушений. Это подтверждено Генеральной прокуратурой в опубликованных материалах парламентских слушаний в Госдуме России в 2008 г., где отмечено, что результатом реорганизации 2004 г. стало резкое снижение показателей эффективности экологического контроля, при этом проверки объектов уменьшились в 19 раз, выявляемость экологических правонарушений упала в 45 раз, а исков за экологический ущерб по всей стране предъявлено лишь восемь <25>. Тогда же в два этапа упразднены все 15 федеральных целевых программ (ФЦП) экологической направленности, обеспечивающих финансирование заповедников и нацпарков, охрану лесов от пожаров, озера Байкал и других экологических направлений. Как результат - снижение финансовой обеспеченности экологической безопасности, на что указывает в ежегодных заключениях по бюджету Счетная палата Российской Федерации <26>.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)2004 - 2006 гг. В результате административной реформы создано два специально уполномоченных органа в области экологической экспертизы и экологического контроля (Ростехнадзор и Росприроднадзор) <24>, что привело к несогласованности, дублированию и параллелизму в их деятельности. Как следствие - не только дезорганизация этих важнейших структур обеспечения экологической и радиационной безопасности страны, но и дискредитация экологической политики и системы государственного управления, а также ухудшение состояния окружающей среды и резкий рост экологических правонарушений. Это подтверждено Генеральной прокуратурой в опубликованных материалах парламентских слушаний в Госдуме России в 2008 г., где отмечено, что результатом реорганизации 2004 г. стало резкое снижение показателей эффективности экологического контроля, при этом проверки объектов уменьшились в 19 раз, выявляемость экологических правонарушений упала в 45 раз, а исков за экологический ущерб по всей стране предъявлено лишь восемь <25>. Тогда же в два этапа упразднены все 15 федеральных целевых программ (ФЦП) экологической направленности, обеспечивающих финансирование заповедников и нацпарков, охрану лесов от пожаров, озера Байкал и других экологических направлений. Как результат - снижение финансовой обеспеченности экологической безопасности, на что указывает в ежегодных заключениях по бюджету Счетная палата Российской Федерации <26>.
Статья: Актуальные вопросы развития экологического законодательства в контексте реализации научно-технической политики Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<17> В частности, такими примерами могут быть подпрограммы "Возрождение Волги", "Отходы", реализация которых осуществлялась в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", и такие действующие направления реализации Национального проекта "Экология", как "Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов", "Экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое", а также приоритетный проект "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги".
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<17> В частности, такими примерами могут быть подпрограммы "Возрождение Волги", "Отходы", реализация которых осуществлялась в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", и такие действующие направления реализации Национального проекта "Экология", как "Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов", "Экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое", а также приоритетный проект "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов предусмотрены Федеральной целевой программой "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 847 (далее - Программа). Ожидаемым результатом осуществления данных мероприятий являлось исключение поступления загрязненных нефтепродуктами подземных вод в реку Селенгу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов предусмотрены Федеральной целевой программой "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 847 (далее - Программа). Ожидаемым результатом осуществления данных мероприятий являлось исключение поступления загрязненных нефтепродуктами подземных вод в реку Селенгу.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья: Водные ресурсы. Мнения
(Рябухин С., Кобылкин Д., Фетисов В., Шаликовский А., Краснощеков В., Данилов-Данильян В., Болгов М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В целях охраны водных объектов на сегодняшний день принят целый ряд документов - и государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", и федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", и Водная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, и федеральные проекты "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Вода России". Однако пока нет реального улучшения качества воды в подавляющем большинстве рек, озер и водохранилищ на экономически освоенных территориях и реального повышения уровня безопасности от наводнений в регионах, где происходят эти стихийные бедствия. Попробуем разобраться, хотя бы в первом приближении, почему так происходит.
(Рябухин С., Кобылкин Д., Фетисов В., Шаликовский А., Краснощеков В., Данилов-Данильян В., Болгов М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)В целях охраны водных объектов на сегодняшний день принят целый ряд документов - и государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", и федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", и Водная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, и федеральные проекты "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Вода России". Однако пока нет реального улучшения качества воды в подавляющем большинстве рек, озер и водохранилищ на экономически освоенных территориях и реального повышения уровня безопасности от наводнений в регионах, где происходят эти стихийные бедствия. Попробуем разобраться, хотя бы в первом приближении, почему так происходит.