Факультативные элементы налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Факультативные элементы налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые средства реализации функций налогов на современном этапе
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Чаще всего реализация данной функции связывается с установлением налоговых льгот, которые по общему правилу относятся к факультативным элементам налога. Налоговые льготы требуют оценки их эффективности, которая отталкивается в том числе и от того, насколько успешно выполняется цель установления такой льготы <20>. Однако практика последних лет показывает, что не все цели налоговых льгот очевидны и не всегда можно с достоверностью опереться на пояснительные записки к проектам федеральных законов <21>. Данные обстоятельства не только не способствуют формированию понятного правового регулирования, но и создают риски для налогоплательщика и государства. Как правило, эффективность налоговых льгот оценивается с точки зрения государства, однако не менее важна такая оценка и со стороны лиц, на регулирование поведения которых она направлена, поскольку наличие высоких рисков признания неправомерности использования налоговой льготы приводит к отказу от ее использования, а значит - при множественности льгот поставленные цели могут не только не достигаться, но даже, напротив, отодвигаться, поскольку риски неопределенности, возложенные на налогоплательщиков, которые такими льготами воспользовались, могут приводить к их банкротству, а значит, не к приумножению количества субъектов, занимающихся, например, вложениями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а к их уменьшению <22>.
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Чаще всего реализация данной функции связывается с установлением налоговых льгот, которые по общему правилу относятся к факультативным элементам налога. Налоговые льготы требуют оценки их эффективности, которая отталкивается в том числе и от того, насколько успешно выполняется цель установления такой льготы <20>. Однако практика последних лет показывает, что не все цели налоговых льгот очевидны и не всегда можно с достоверностью опереться на пояснительные записки к проектам федеральных законов <21>. Данные обстоятельства не только не способствуют формированию понятного правового регулирования, но и создают риски для налогоплательщика и государства. Как правило, эффективность налоговых льгот оценивается с точки зрения государства, однако не менее важна такая оценка и со стороны лиц, на регулирование поведения которых она направлена, поскольку наличие высоких рисков признания неправомерности использования налоговой льготы приводит к отказу от ее использования, а значит - при множественности льгот поставленные цели могут не только не достигаться, но даже, напротив, отодвигаться, поскольку риски неопределенности, возложенные на налогоплательщиков, которые такими льготами воспользовались, могут приводить к их банкротству, а значит, не к приумножению количества субъектов, занимающихся, например, вложениями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а к их уменьшению <22>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наконец, необходимо отметить, что ст. 17 НК РФ предусматривает существование и такого факультативного (необязательного) элемента налогообложения, как налоговая льгота. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Факультативность налоговой льготы как элемента налогообложения проявляется не только в том, что ее установление необязательно при регламентации элементов налогообложения по конкретному налогу, но и в том, что нормы о налоговых льготах обычно не обладают абсолютной императивностью в отношении налогоплательщиков. В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Наконец, необходимо отметить, что ст. 17 НК РФ предусматривает существование и такого факультативного (необязательного) элемента налогообложения, как налоговая льгота. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Факультативность налоговой льготы как элемента налогообложения проявляется не только в том, что ее установление необязательно при регламентации элементов налогообложения по конкретному налогу, но и в том, что нормы о налоговых льготах обычно не обладают абсолютной императивностью в отношении налогоплательщиков. В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Исходя из указанных положений вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. Право покупателя на вычет предъявленного налога обусловлено правовой природой НДС как налога на потребление, в связи с чем вопрос о предоставлении вычета не может решаться произвольно.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Исходя из указанных положений вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. Право покупателя на вычет предъявленного налога обусловлено правовой природой НДС как налога на потребление, в связи с чем вопрос о предоставлении вычета не может решаться произвольно.
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)- расширение факультативных элементов налогового закона, включая налоговые льготы, налоговые вычеты, которые могут применяться при использовании и внедрении инноваций;
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)- расширение факультативных элементов налогового закона, включая налоговые льготы, налоговые вычеты, которые могут применяться при использовании и внедрении инноваций;
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Также отметим, что налоговые льготы являются факультативным элементом юридического состава налога. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, являются установленные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать его в меньшем размере.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Также отметим, что налоговые льготы являются факультативным элементом юридического состава налога. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, являются установленные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать его в меньшем размере.
Статья: Налоговый суверенитет: понятие и содержание
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Единственный элемент налогообложения, право по установлению которого не ограничено НК РФ, это налоговая льгота. Субъекты РФ, федеральные территории и муниципальные образования свободны в установлении налоговых льгот. Данный элемент налогообложения является факультативным, и его наличие или отсутствие не влияет на установление налога, а оказывает в большей степени влияние на размер получаемых налоговых доходов. Соответственно, устанавливая налоговые льготы, субъекты РФ и муниципальные образования реализуют не суверенное право, а право будущего собственника в отношении налоговых поступлений в бюджет.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Единственный элемент налогообложения, право по установлению которого не ограничено НК РФ, это налоговая льгота. Субъекты РФ, федеральные территории и муниципальные образования свободны в установлении налоговых льгот. Данный элемент налогообложения является факультативным, и его наличие или отсутствие не влияет на установление налога, а оказывает в большей степени влияние на размер получаемых налоговых доходов. Соответственно, устанавливая налоговые льготы, субъекты РФ и муниципальные образования реализуют не суверенное право, а право будущего собственника в отношении налоговых поступлений в бюджет.
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Правовое регулирование налоговых льгот и преференций объективным образом связано с вопросом юридической конструкции налога. Если налоговые льготы являются факультативным элементом налога <38>, то, например, "налоговые преференции" как отдельный элемент налога в ст. 17 Кодекса не выделяются. Далее следует сказать о налоговых вычетах, которые, как отмечается, сводятся к возможности уменьшения суммы налога (или параметра, от которого зависит величина налога) при наличии определенных условий. В части второй Кодекса вычеты упоминаются и регламентируются достаточно часто <39>. Вопрос налоговых вычетов в контексте юридической конструкции налога уже становился предметом рассмотрения. Встречается важное утверждение о том, что налоговые вычеты можно включить в состав тех или иных элементов исключительно на основании анализа специальных норм части второй Кодекса <40>. Как дополнение можно рассмотреть, например, налог на имущество физических лиц. В частности, нормы о налоговых вычетах по отношению к указанному налогу можно найти в статье Кодекса, озаглавленной как "Налоговая база", а именно ст. 403 Кодекса. При этом в гл. 32 Кодекса также содержится отдельная ст. 407, озаглавленная как "Налоговые льготы". Таким образом, можно признать логичным тот факт, что регламентация механизма налогового вычета для участников СЗПК связывается не со ст. 381 НК РФ, а в основном с отдельной ст. 382.1.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Правовое регулирование налоговых льгот и преференций объективным образом связано с вопросом юридической конструкции налога. Если налоговые льготы являются факультативным элементом налога <38>, то, например, "налоговые преференции" как отдельный элемент налога в ст. 17 Кодекса не выделяются. Далее следует сказать о налоговых вычетах, которые, как отмечается, сводятся к возможности уменьшения суммы налога (или параметра, от которого зависит величина налога) при наличии определенных условий. В части второй Кодекса вычеты упоминаются и регламентируются достаточно часто <39>. Вопрос налоговых вычетов в контексте юридической конструкции налога уже становился предметом рассмотрения. Встречается важное утверждение о том, что налоговые вычеты можно включить в состав тех или иных элементов исключительно на основании анализа специальных норм части второй Кодекса <40>. Как дополнение можно рассмотреть, например, налог на имущество физических лиц. В частности, нормы о налоговых вычетах по отношению к указанному налогу можно найти в статье Кодекса, озаглавленной как "Налоговая база", а именно ст. 403 Кодекса. При этом в гл. 32 Кодекса также содержится отдельная ст. 407, озаглавленная как "Налоговые льготы". Таким образом, можно признать логичным тот факт, что регламентация механизма налогового вычета для участников СЗПК связывается не со ст. 381 НК РФ, а в основном с отдельной ст. 382.1.