Факторинг госконтракт
Подборка наиболее важных документов по запросу Факторинг госконтракт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2025 N 309-ЭС25-1940 по делу N А50-22762/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга, неустойки и комиссии по договору факторинга.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как не доказано наличие у фактора права требовать взыскания задолженности с ответчика, уведомление, направленное ответчику, является ненадлежащим, ответчик не был уведомлен об уступке спорного денежного требования фактору, не представлены доказательства наличия судебного акта об обращении взыскания по договору залога в пользу фактора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как указало общество "ТопКом Инвест" в обоснование иска, оно в соответствии с договором факторинга осуществило финансирование общества "Техноград", которое уступило фактору право получения платежей по государственному контракту, в подтверждение чего суду представлено уведомление о необходимости исполнения денежного требования по государственному контракту обществу "ТопКом Инвест", подписанное указанными лицами, однако фактор платежи от учреждения не получил.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга, неустойки и комиссии по договору факторинга.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, так как не доказано наличие у фактора права требовать взыскания задолженности с ответчика, уведомление, направленное ответчику, является ненадлежащим, ответчик не был уведомлен об уступке спорного денежного требования фактору, не представлены доказательства наличия судебного акта об обращении взыскания по договору залога в пользу фактора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как указало общество "ТопКом Инвест" в обоснование иска, оно в соответствии с договором факторинга осуществило финансирование общества "Техноград", которое уступило фактору право получения платежей по государственному контракту, в подтверждение чего суду представлено уведомление о необходимости исполнения денежного требования по государственному контракту обществу "ТопКом Инвест", подписанное указанными лицами, однако фактор платежи от учреждения не получил.
Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2025 N 306-ЭС24-20543 по делу N А06-8291/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что ответчик о переходе прав требования к истцу был уведомлен надлежащим образом, наличие и размер задолженности подтверждены, доказательства погашения задолженности не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В ходе рассмотрения дела судами установлено, что между учреждением (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Техресурс" (далее - ООО "Техресурс", подрядчик) заключен государственный контракт от 30 апреля 2021 г. N 0825500000621000008 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области и искусственных дорожных сооружений для государственных нужд Астраханской области (далее - государственный контракт от 30 апреля 2021 г.).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что ответчик о переходе прав требования к истцу был уведомлен надлежащим образом, наличие и размер задолженности подтверждены, доказательства погашения задолженности не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В ходе рассмотрения дела судами установлено, что между учреждением (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Техресурс" (далее - ООО "Техресурс", подрядчик) заключен государственный контракт от 30 апреля 2021 г. N 0825500000621000008 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Астраханской области и искусственных дорожных сооружений для государственных нужд Астраханской области (далее - государственный контракт от 30 апреля 2021 г.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)При формировании РКМ для заключения государственного контракта с единственном поставщиком ДАГК фиксируются следующие ошибки:
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)При формировании РКМ для заключения государственного контракта с единственном поставщиком ДАГК фиксируются следующие ошибки:
Вопрос: Победитель конкурса попросил заказчика осуществлять платежи по муниципальному контракту не ему, а третьему лицу, с которым у него заключен договор факторингового обслуживания. Может ли заказчик осуществлять такие платежи третьему лицу и на каких условиях?
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)Извлечение. Бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. Учитывая изложенное, оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта <1>.
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 1)Извлечение. Бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. Учитывая изложенное, оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта <1>.
Нормативные акты
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в статью 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.06.2020)Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:
"О внесении изменения в статью 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.06.2020)Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 300: Предоставить КО возможность применения положений абзаца пятого п. 4.1 Положения N 590-П не только в случае прямого соответствия целевого назначения ссуды исполнению работ по государственным контрактам в рамках Закона N 275-ФЗ <254> но также на цели, связанные с реализацией государственных программ по развитию оборонно-промышленного комплекса или его отдельных направлений, военно-технического сотрудничества и пр., выполняемых предприятием - исполнителем ГОЗ без открытия отдельных банковских счетов.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 300: Предоставить КО возможность применения положений абзаца пятого п. 4.1 Положения N 590-П не только в случае прямого соответствия целевого назначения ссуды исполнению работ по государственным контрактам в рамках Закона N 275-ФЗ <254> но также на цели, связанные с реализацией государственных программ по развитию оборонно-промышленного комплекса или его отдельных направлений, военно-технического сотрудничества и пр., выполняемых предприятием - исполнителем ГОЗ без открытия отдельных банковских счетов.
Вопрос: О предложении по использованию механизма факторинга при оплате обязательств по государственным (муниципальным) контрактам.
(Письмо Минфина России от 20.05.2020 N 24-03-08/41431)Вопрос: О предложении по использованию механизма факторинга при оплате обязательств по государственным (муниципальным) контрактам.
(Письмо Минфина России от 20.05.2020 N 24-03-08/41431)Вопрос: О предложении по использованию механизма факторинга при оплате обязательств по государственным (муниципальным) контрактам.
"Методика выявления и оценки "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств (применяется для оценки рыночной стоимости организации (бизнеса))"
(Щепотьев А.В.)
("Юстицинформ", 2009)согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
(Щепотьев А.В.)
("Юстицинформ", 2009)согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Статья: Применение забалансовых счетов в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций
(Щепотьев А.В.)
("Аудиторские ведомости", 2007, N 11)По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (ст. 824 ГК РФ).
(Щепотьев А.В.)
("Аудиторские ведомости", 2007, N 11)По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (ст. 824 ГК РФ).
Вопрос: О предложении по введению возможности оплаты денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту юрлицу, являющемуся приобретателем денежного обязательства по договору факторинга.
(Письмо Минфина России от 05.02.2020 N 09-04-06/7918)Предложениями предусмотрена возможность оплаты денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, иного договора с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическому лицу, являющемуся приобретателем денежного обязательства на основании договора факторинга.
(Письмо Минфина России от 05.02.2020 N 09-04-06/7918)Предложениями предусмотрена возможность оплаты денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, иного договора с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическому лицу, являющемуся приобретателем денежного обязательства на основании договора факторинга.
"Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)Закупки - это бюджетные расходы, соответственно, они невозможны без учета требований бюджетного законодательства, которое среди прочего предусматривает порядок санкционирования платежей (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Пунктом 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. О возможности учета денежных обязательств не перед стороной госконтракта, а перед неким цессионарием Бюджетный кодекс РФ ничего не говорит. Так что технически заплатить лицу, не поименованному в государственном или муниципальном контракте, просто невозможно. Разрешить факторинговые операции и иные уступки денежных требований по контрактным обязательствам правоприменительная практика не в состоянии, для этого требуется изменение бюджетного законодательства, которое, подчеркнем, имеет приоритет перед гражданским (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Это пока не колеблет позицию ВС РФ (см. Решение ВС РФ от 23 апреля 2019 г. N АКПИ19-112), но на момент написания настоящего текста складывается не вполне нормальная ситуация, когда осуществить платеж цессионарию государственный или муниципальный заказчик технически не может, но суды допустимость цессии тем не менее признают и иски цессионария к заказчику удовлетворяют, применяя при этом ответственность за просрочку платежа. Вопрос требует законодательного решения в виде поправок в Бюджетный кодекс РФ или изменения позиции ВС РФ.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)Закупки - это бюджетные расходы, соответственно, они невозможны без учета требований бюджетного законодательства, которое среди прочего предусматривает порядок санкционирования платежей (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Пунктом 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. О возможности учета денежных обязательств не перед стороной госконтракта, а перед неким цессионарием Бюджетный кодекс РФ ничего не говорит. Так что технически заплатить лицу, не поименованному в государственном или муниципальном контракте, просто невозможно. Разрешить факторинговые операции и иные уступки денежных требований по контрактным обязательствам правоприменительная практика не в состоянии, для этого требуется изменение бюджетного законодательства, которое, подчеркнем, имеет приоритет перед гражданским (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Это пока не колеблет позицию ВС РФ (см. Решение ВС РФ от 23 апреля 2019 г. N АКПИ19-112), но на момент написания настоящего текста складывается не вполне нормальная ситуация, когда осуществить платеж цессионарию государственный или муниципальный заказчик технически не может, но суды допустимость цессии тем не менее признают и иски цессионария к заказчику удовлетворяют, применяя при этом ответственность за просрочку платежа. Вопрос требует законодательного решения в виде поправок в Бюджетный кодекс РФ или изменения позиции ВС РФ.
Статья: Проблемы факторинга как способа правового финансирования бизнеса
(Алексанова Ю.А.)
("Юрист", 2014, N 16)Указанные выше государственные и муниципальные заказчики заключают государственные и муниципальные контракты. Порядок проведения торгов, заключения контрактов и условия контрактов регламентируются Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. Существуют некоторые правовые проблемы для уступки права требования к государственным заказчикам по факторингу. В соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ поставщики по государственным контрактам вправе уступать по факторингу свои права требования к государственным заказчикам. Указанный Федеральный закон ограничений для уступки не содержит. Факторинговые компании проверяют лишь законность заключения государственного контракта, так как это есть действительность уступаемого денежного требования. Если требование, уступаемое фактору, признается недействительным, то происходит двухсторонняя реституция, т.е. возврат всего полученного по сделке всеми участниками <7>. Актуальной проблемой взаимодействия по факторингу с компаниями, работающими по Закону N 223-ФЗ, является нежелание государственных и муниципальных заказчиков подписывать уведомление об уступке, используя свое доминирующее положение на рынке. Тем самым государственные заказчики препятствуют оформлению уступки требований в пользу финансовых агентов надлежащим образом. Юридически такой отказ от уведомления по факторингу незаконен (ст. 828 ГК РФ), фактически это создает конфликт между всеми участниками правоотношений факторинга: поставщик, государственный заказчик, фактор.
(Алексанова Ю.А.)
("Юрист", 2014, N 16)Указанные выше государственные и муниципальные заказчики заключают государственные и муниципальные контракты. Порядок проведения торгов, заключения контрактов и условия контрактов регламентируются Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. Существуют некоторые правовые проблемы для уступки права требования к государственным заказчикам по факторингу. В соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ поставщики по государственным контрактам вправе уступать по факторингу свои права требования к государственным заказчикам. Указанный Федеральный закон ограничений для уступки не содержит. Факторинговые компании проверяют лишь законность заключения государственного контракта, так как это есть действительность уступаемого денежного требования. Если требование, уступаемое фактору, признается недействительным, то происходит двухсторонняя реституция, т.е. возврат всего полученного по сделке всеми участниками <7>. Актуальной проблемой взаимодействия по факторингу с компаниями, работающими по Закону N 223-ФЗ, является нежелание государственных и муниципальных заказчиков подписывать уведомление об уступке, используя свое доминирующее положение на рынке. Тем самым государственные заказчики препятствуют оформлению уступки требований в пользу финансовых агентов надлежащим образом. Юридически такой отказ от уведомления по факторингу незаконен (ст. 828 ГК РФ), фактически это создает конфликт между всеми участниками правоотношений факторинга: поставщик, государственный заказчик, фактор.
Статья: Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2015, N 3)<13> Письмо АРБ Министру финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. "О финансировании под уступку денежного требования исполнения государственных и муниципальных контрактов" (Исх. N А-01/5541 от 02.09.2014). URL: http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_ministru_finansov_rossiyskoy_federatsii_siluanovu_a_g_o_finansirovanii-9839974/?sphrase_id=79723.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2015, N 3)<13> Письмо АРБ Министру финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. "О финансировании под уступку денежного требования исполнения государственных и муниципальных контрактов" (Исх. N А-01/5541 от 02.09.2014). URL: http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_ministru_finansov_rossiyskoy_federatsii_siluanovu_a_g_o_finansirovanii-9839974/?sphrase_id=79723.
Статья: Факторинг в госзакупках: сначала стулья, потом деньги
(Афанасьева И.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 17-18)В судебной практике сформировался подход, согласно которому уступка денежного требования к госзаказчику признается правомерной. При удовлетворении требований, вытекающих из договоров уступки денежных требований по государственным или муниципальным контрактам и факторинга, суды, в частности, основываются на следующих обстоятельствах:
(Афанасьева И.)
("ЭЖ-Юрист", 2016, N 17-18)В судебной практике сформировался подход, согласно которому уступка денежного требования к госзаказчику признается правомерной. При удовлетворении требований, вытекающих из договоров уступки денежных требований по государственным или муниципальным контрактам и факторинга, суды, в частности, основываются на следующих обстоятельствах:
Статья: Уступка права требования по обязательствам, возникшим из публичных контрактов
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)Мы не ставим под сомнение то, что факторинг в контрактных отношениях нужен и удобен хозяйствующим субъектам <23>. Однако в ближайшей перспективе его легализация не произойдет.
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)Мы не ставим под сомнение то, что факторинг в контрактных отношениях нужен и удобен хозяйствующим субъектам <23>. Однако в ближайшей перспективе его легализация не произойдет.