Фактическое задержание подозреваемого
Подборка наиболее важных документов по запросу Фактическое задержание подозреваемого (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 91 "Основания задержания подозреваемого" УПК РФ"Исходя из анализа приведенных положений закона следует, что уголовно-процессуальное задержание представляет собой продолжительный процесс, к основным элементам которого относятся фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ), доставление подозреваемого к должностному лицу или в орган, правомочному на применение данной меры процессуального принуждения (ч. 1 ст. 92 УПК РФ) и составление протокола уполномоченным на то субъектом уголовно-процессуальной деятельности (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 92 УПК РФ)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47 "Обвиняемый" УПК РФ"По смыслу закона, права подозреваемого, обвиняемого предусмотренные ст. ст. 46, 47, 49, 92 УПК РФ, в том числе право не давать показания против себя и пользоваться помощью защитника, возникают с момента фактического задержания лица."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соблюдение сроков задержания подозреваемого в условиях военного положения
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)<6> Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33.
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)<6> Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33.
Статья: Проблемы правовой регламентации задержания подозреваемого
(Арестова Е.Н., Шарапова Е.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Ключевые слова: задержание подозреваемого, подозреваемый, протокол задержания подозреваемого, срок задержания подозреваемого, фактическое задержание подозреваемого, уведомление о задержании подозреваемого, задержание лица, совершившего преступление, гражданами.
(Арестова Е.Н., Шарапова Е.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Ключевые слова: задержание подозреваемого, подозреваемый, протокол задержания подозреваемого, срок задержания подозреваемого, фактическое задержание подозреваемого, уведомление о задержании подозреваемого, задержание лица, совершившего преступление, гражданами.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)11) задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
(ред. от 27.10.2025)11) задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"2) привлечение члена общественной наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого - с момента фактического задержания его в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении;
(ред. от 01.04.2025)
"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"2) привлечение члена общественной наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого - с момента фактического задержания его в качестве лица, подозреваемого в совершении преступления, до прекращения уголовного преследования в отношении данного лица в связи с отсутствием состава преступления или непричастностью к совершению преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в его отношении;
Статья: Об участии адвоката-защитника на начальных этапах досудебного производства
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)На практике нередко сотрудники полиции захватывают лицо, застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения, и доставляют его в служебное помещение. Позже возбуждается уголовное дело и доставленный задерживается в порядке, предусмотренном статьями 91 и 92 УПК РФ. Пунктом 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ предусмотрено участие защитника в уголовном деле "с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления" <18>.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 7)На практике нередко сотрудники полиции захватывают лицо, застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения, и доставляют его в служебное помещение. Позже возбуждается уголовное дело и доставленный задерживается в порядке, предусмотренном статьями 91 и 92 УПК РФ. Пунктом 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ предусмотрено участие защитника в уголовном деле "с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления" <18>.
Статья: Задержание в системе законодательства о борьбе с преступностью
(Булатов Б.Б., Борбат А.В., Павлов А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 10)<9> Цоколова О.И. Меры уголовно-процессуального принуждения, состоящие в изоляции подозреваемого, обвиняемого: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 39 - 56; Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33; Азаренок Н.В., Давлетов А.А. С какого момента следует исчислять срок задержания подозреваемого? // Российский следователь. 2018. N 5. С. 8 - 11; Яковлева С.А. Задержание подозреваемого в механизме реализации принципа неприкосновенности человека и права на свободу передвижения // Российский следователь. 2018. N 3. С. 49 - 52; Меры уголовно-процессуального принуждения на досудебных стадиях: вопросы теории и нормативного регулирования / О.В. Логунов, А.В. Травников, Э.К. Кутуев, В.С. Латыпов. М., 2019. С. 124 - 150.
(Булатов Б.Б., Борбат А.В., Павлов А.В.)
("Российский следователь", 2022, N 10)<9> Цоколова О.И. Меры уголовно-процессуального принуждения, состоящие в изоляции подозреваемого, обвиняемого: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 39 - 56; Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33; Азаренок Н.В., Давлетов А.А. С какого момента следует исчислять срок задержания подозреваемого? // Российский следователь. 2018. N 5. С. 8 - 11; Яковлева С.А. Задержание подозреваемого в механизме реализации принципа неприкосновенности человека и права на свободу передвижения // Российский следователь. 2018. N 3. С. 49 - 52; Меры уголовно-процессуального принуждения на досудебных стадиях: вопросы теории и нормативного регулирования / О.В. Логунов, А.В. Травников, Э.К. Кутуев, В.С. Латыпов. М., 2019. С. 124 - 150.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)<8> Следует отметить, что указанная точка зрения является спорной и по данной проблеме высказываются иногда крайне полярные мнения ученых и практиков (подробнее см.: Баранов А., Супрун С. Момент фактического задержания подозреваемого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. N 3. С. 31 - 34).
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)<8> Следует отметить, что указанная точка зрения является спорной и по данной проблеме высказываются иногда крайне полярные мнения ученых и практиков (подробнее см.: Баранов А., Супрун С. Момент фактического задержания подозреваемого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. N 3. С. 31 - 34).
Статья: Особенности применения задержания в условиях военного положения
(Сафронов Д.М.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Пункт 11 ст. 5 УПК РФ был дополнен положением о том, что "задержание подозреваемого применяется дознавателем, следователем в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления". Отметим, став более строгой мерой в особых условиях, задержание не превратилось в элемент репрессии, оставшись "общественно полезным обеспечительным этапом законного и обоснованного судебного разрешения ходатайства о заключении лица под стражу" <7>. Приняв такой акт, законодатель подчеркнул ряд его аспектов: во-первых, исключительность подобной ситуации, потребовавшей особого подхода в законодателя к ее разрешению; во-вторых, значимость защиты личности, общества и государства в любых условиях, в том числе в условиях военного положения; в-третьих, важность существования именно правовых средств борьбы с преступностью, в том числе и мер процессуального принуждения, адаптированных к новым, ранее неизвестным условиям; в-четвертых, необходимость постановки в условиях военного положения под надзор органов прокуратуры и контроль суда принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий, ограничивающих конституционные права лиц.
(Сафронов Д.М.)
("Российский следователь", 2024, N 8)Пункт 11 ст. 5 УПК РФ был дополнен положением о том, что "задержание подозреваемого применяется дознавателем, следователем в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления". Отметим, став более строгой мерой в особых условиях, задержание не превратилось в элемент репрессии, оставшись "общественно полезным обеспечительным этапом законного и обоснованного судебного разрешения ходатайства о заключении лица под стражу" <7>. Приняв такой акт, законодатель подчеркнул ряд его аспектов: во-первых, исключительность подобной ситуации, потребовавшей особого подхода в законодателя к ее разрешению; во-вторых, значимость защиты личности, общества и государства в любых условиях, в том числе в условиях военного положения; в-третьих, важность существования именно правовых средств борьбы с преступностью, в том числе и мер процессуального принуждения, адаптированных к новым, ранее неизвестным условиям; в-четвертых, необходимость постановки в условиях военного положения под надзор органов прокуратуры и контроль суда принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий, ограничивающих конституционные права лиц.
Статья: Исчисление срока задержания: сравнительный анализ УПК РСФСР 1960 г. и действующего УПК РФ
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<2> Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33.
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)<2> Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29 - 33.
Статья: Институт задержания: проблемы толкования норм УПК России
(Васильев О.Л.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Начнем с нормативных определений. Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Сам же момент фактического задержания определяется в п. 15 ст. 5 УПК РФ как момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления <2>.
(Васильев О.Л.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)Начнем с нормативных определений. Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, а в условиях военного положения - на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Сам же момент фактического задержания определяется в п. 15 ст. 5 УПК РФ как момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления <2>.
Статья: Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты незаконного задержания (ч. 1 ст. 301 УК РФ)
(Борбат А.В., Борков В.Н., Булатов Б.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 2)В уголовно-процессуальной литературе нет единого мнения касательно начала фактического срока задержания подозреваемого в совершении преступления. Анализ положений, содержащихся в п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ, свидетельствует о начале фактического задержания с момента захвата с включением доставления подозреваемого в орган расследования <2>. Многие ученые не относят так называемое полицейское задержание к статусу процессуального, полагая, что его могут осуществить только орган дознания, дознаватель, следователь <3>. Этот тезис находит подтверждение в решениях Конституционного Суда РФ о том, что реальное ограничение прав, удержание лица, ограничение свободы его передвижения должны осуществляться официальными властями, уполномоченными органами власти, правоприменительным органом <4>, т.е. в порядке ст. 92 УПК РФ.
(Борбат А.В., Борков В.Н., Булатов Б.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 2)В уголовно-процессуальной литературе нет единого мнения касательно начала фактического срока задержания подозреваемого в совершении преступления. Анализ положений, содержащихся в п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ, свидетельствует о начале фактического задержания с момента захвата с включением доставления подозреваемого в орган расследования <2>. Многие ученые не относят так называемое полицейское задержание к статусу процессуального, полагая, что его могут осуществить только орган дознания, дознаватель, следователь <3>. Этот тезис находит подтверждение в решениях Конституционного Суда РФ о том, что реальное ограничение прав, удержание лица, ограничение свободы его передвижения должны осуществляться официальными властями, уполномоченными органами власти, правоприменительным органом <4>, т.е. в порядке ст. 92 УПК РФ.