Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)В области социальной защиты граждан, в том числе тех, которые имеют статус ветерана труда, законодательство о ветеранах определяет полномочия не только Федерации, но и регионов. Меры социальной поддержки таких граждан определены на федеральном уровне и распространяются на всех ветеранов труда независимо от места их проживания, но их финансовое обеспечение относится к расходным обязательствам соответствующего субъекта Федерации. Представляется справедливым, во-первых, определить, что предусмотренные в отношении ветеранов труда социальные выплаты, такие как компенсация за проезд, компенсационные выплаты услуг ЖКХ, реализуются по месту фактического проживания ветерана в зависимости от уровня жизни в регионе, а во-вторых, установить такую меру, как ежемесячная денежная выплата, в отношении каждого ветерана труда, являющегося гражданином РФ, без учета территориального принципа. Для этого предлагается переложить с регионов на Федерацию обязанность осуществлять ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда. Такое решение, на мой взгляд, позволит дифференцировать меры социальной поддержки ветеранов труда согласно их назначению.
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)В области социальной защиты граждан, в том числе тех, которые имеют статус ветерана труда, законодательство о ветеранах определяет полномочия не только Федерации, но и регионов. Меры социальной поддержки таких граждан определены на федеральном уровне и распространяются на всех ветеранов труда независимо от места их проживания, но их финансовое обеспечение относится к расходным обязательствам соответствующего субъекта Федерации. Представляется справедливым, во-первых, определить, что предусмотренные в отношении ветеранов труда социальные выплаты, такие как компенсация за проезд, компенсационные выплаты услуг ЖКХ, реализуются по месту фактического проживания ветерана в зависимости от уровня жизни в регионе, а во-вторых, установить такую меру, как ежемесячная денежная выплата, в отношении каждого ветерана труда, являющегося гражданином РФ, без учета территориального принципа. Для этого предлагается переложить с регионов на Федерацию обязанность осуществлять ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда. Такое решение, на мой взгляд, позволит дифференцировать меры социальной поддержки ветеранов труда согласно их назначению.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
Закон г. Москвы от 26.09.2018 N 19
(ред. от 25.12.2024)
"О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения"3. Жителям города Москвы, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы", помимо дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
(ред. от 25.12.2024)
"О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения"3. Жителям города Москвы, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы", помимо дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района" (далее - ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района") обратилось в суд с иском к Р.В.Н., в котором просило взыскать необоснованно полученные денежные средства за период с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2019 г. в виде ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в Колпашевском районе Томской области. В соответствии с Законом Томской области гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате в размере 50% жилищных и коммунальных услуг. Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки определяется постановлением администрации Томской области от 19 января 2011 г. N 7а. Указанным постановлением предусмотрено, что выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, при этом предусмотрена обязанность граждан в течение 10 дней сообщать об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЕДВ ЖКУ), а также прекращение выплаты. В августе 2019 г. Р.В.Н. снялась с регистрационного учета в Колпашевском районе Томской области и зарегистрировалась в ином населенном пункте Томской области - г. Томске, где размер указанной выплаты меньше. Кроме того, ее выплату осуществляет иной территориальный орган социального обеспечения Томской области, по соответствующему обращению гражданина. Возражая против иска, Р.В.Н. ссылалась на то, что обязанность сообщить о перемене места жительства возлагается только в случае переезда с территории Томской области, пределы которой она не покидала. Одновременно меры социальной поддержки по прежнему и по новому месту жительства не получала. За назначением выплат по адресу ее регистрации в г. Томске она обратилась только после получения уведомления от ответчика о прекращении у нее права на меры социальной поддержки по прежнему месту жительства. Кроме того, просила применить срок исковой давности, подлежащий исчислению с момента снятия ее с регистрационного учета по месту жительства.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Так, областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района" (далее - ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Колпашевского района") обратилось в суд с иском к Р.В.Н., в котором просило взыскать необоснованно полученные денежные средства за период с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2019 г. в виде ежемесячной денежной выплаты на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в Колпашевском районе Томской области. В соответствии с Законом Томской области гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляется право на меры социальной поддержки по оплате в размере 50% жилищных и коммунальных услуг. Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки определяется постановлением администрации Томской области от 19 января 2011 г. N 7а. Указанным постановлением предусмотрено, что выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, при этом предусмотрена обязанность граждан в течение 10 дней сообщать об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной выплаты за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЕДВ ЖКУ), а также прекращение выплаты. В августе 2019 г. Р.В.Н. снялась с регистрационного учета в Колпашевском районе Томской области и зарегистрировалась в ином населенном пункте Томской области - г. Томске, где размер указанной выплаты меньше. Кроме того, ее выплату осуществляет иной территориальный орган социального обеспечения Томской области, по соответствующему обращению гражданина. Возражая против иска, Р.В.Н. ссылалась на то, что обязанность сообщить о перемене места жительства возлагается только в случае переезда с территории Томской области, пределы которой она не покидала. Одновременно меры социальной поддержки по прежнему и по новому месту жительства не получала. За назначением выплат по адресу ее регистрации в г. Томске она обратилась только после получения уведомления от ответчика о прекращении у нее права на меры социальной поддержки по прежнему месту жительства. Кроме того, просила применить срок исковой давности, подлежащий исчислению с момента снятия ее с регистрационного учета по месту жительства.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
Ситуация: Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством предусмотрена социальная поддержка ветеранов труда, предполагающая, в частности, получение ими ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оказание медицинской помощи (ст. 1, п. 1 ст. 13 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; ч. 1 ст. 160 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством предусмотрена социальная поддержка ветеранов труда, предполагающая, в частности, получение ими ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оказание медицинской помощи (ст. 1, п. 1 ст. 13 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; ч. 1 ст. 160 ЖК РФ).