ЕвропЕйское законодательство по регулированию численности бездомных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу ЕвропЕйское законодательство по регулированию численности бездомных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Также одним из проблемных вопросов является разграничение муниципального контроля в сфере благоустройства и государственного контроля (надзора) в смежных сферах <1>, например парковки на тротуарах, относящиеся к контролю ГИБДД, а не муниципальному контролю в области благоустройства. Установление порядка отлова безнадзорных животных, перечня конкретных мер по регулированию численности безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, а также контроль исполнения соответствующих правил относится к ведению субъектов РФ, а не органов местного самоуправления <2>. Вместе с тем многие субъекты РФ приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций), что согласуется со ст. 19 Закона N 131-ФЗ. И в данном случае контроль будут осуществлять органы местного самоуправления, деятельность которых по этому полномочию, в свою очередь, будет контролировать орган государственной власти субъекта РФ.
Статья: Государственная помощь сельскохозяйственному производству как объект учета: сущность и принципы организации
(Клычова Г.С., Нуриева Р.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 3)По подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" в 2020 г. сельскохозяйственным организациям Республики Татарстан было выделено 3 011 536,6 тыс. руб. Из них большая часть субсидий в размере 1 187 073,6 тыс. руб. была выделена на финансирование мероприятий по повышению продуктивности крупного рогатого скота молочного направления. При этом 688 581,8 тыс. руб. в рамках этой программы было финансировано федеральным бюджетом, 498 555,8 тыс. руб. - региональным бюджетом. Отметим, что в 2020 г. региональным бюджетом было осуществлено финансирование мероприятий по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, которое в предыдущих годах не рассматривалось.
(Клычова Г.С., Нуриева Р.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 3)По подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" в 2020 г. сельскохозяйственным организациям Республики Татарстан было выделено 3 011 536,6 тыс. руб. Из них большая часть субсидий в размере 1 187 073,6 тыс. руб. была выделена на финансирование мероприятий по повышению продуктивности крупного рогатого скота молочного направления. При этом 688 581,8 тыс. руб. в рамках этой программы было финансировано федеральным бюджетом, 498 555,8 тыс. руб. - региональным бюджетом. Отметим, что в 2020 г. региональным бюджетом было осуществлено финансирование мероприятий по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, которое в предыдущих годах не рассматривалось.
Статья: Животные в городе
(Федотова Ю.Г.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Защита животных в последние годы приобретает свою высокую актуальность в законотворческой практике. Тем не менее по отдельным аспектам существуют серьезные правовые пробелы, обнажаемые правоприменительной практикой, которые так и не восполнены, а доктринальные взгляды не сформированы, несмотря на интерес к проблемам охраны и защиты диких и домашних животных в юридической литературе <1>. Если в обществе становится жизненно необходимым говорить о важности изменений в законодательстве, регулирующем порядок охраны личности от безнадзорных животных и иных животных, которые могут быть опасны для человека, то следует говорить и об обратной стороне: как не перегнуть палку в решении этих вопросов и защитить тех животных и их владельцев, которые в действительности в этом нуждаются.
(Федотова Ю.Г.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Защита животных в последние годы приобретает свою высокую актуальность в законотворческой практике. Тем не менее по отдельным аспектам существуют серьезные правовые пробелы, обнажаемые правоприменительной практикой, которые так и не восполнены, а доктринальные взгляды не сформированы, несмотря на интерес к проблемам охраны и защиты диких и домашних животных в юридической литературе <1>. Если в обществе становится жизненно необходимым говорить о важности изменений в законодательстве, регулирующем порядок охраны личности от безнадзорных животных и иных животных, которые могут быть опасны для человека, то следует говорить и об обратной стороне: как не перегнуть палку в решении этих вопросов и защитить тех животных и их владельцев, которые в действительности в этом нуждаются.
Статья: Некоторые аспекты установления административной ответственности за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)В статье обоснована правомерность установления административной ответственности субъектами РФ за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных, выявлены недостатки законодательного регулирования. Высказано предложение о целесообразности единого подхода в установлении административной ответственности за подобные нарушения в КоАП РФ.
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)В статье обоснована правомерность установления административной ответственности субъектами РФ за нарушение правил отлова и содержания безнадзорных животных, выявлены недостатки законодательного регулирования. Высказано предложение о целесообразности единого подхода в установлении административной ответственности за подобные нарушения в КоАП РФ.
"Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права: Сборник статей"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. И.П. Грешников)
("Статут", 2019)Комментарий к статье. Предлагаемая статья воспроизводит содержание ст. 1385 ГК Франции. Введение данной статьи в ГК РК устанавливает определенную симметрию со ст. ст. 124, 246 ГК РК о животных и безнадзорных животных, регулирующими правовой режим содержания животных, но имеющими пробелы относительно последствий причинения вреда животными. Данная статья также отражает специфику Казахстана как государства с развитым не менее, чем во Франции, животноводством, хотя в ГК Франции нашлось место соответствующей норме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. И.П. Грешников)
("Статут", 2019)Комментарий к статье. Предлагаемая статья воспроизводит содержание ст. 1385 ГК Франции. Введение данной статьи в ГК РК устанавливает определенную симметрию со ст. ст. 124, 246 ГК РК о животных и безнадзорных животных, регулирующими правовой режим содержания животных, но имеющими пробелы относительно последствий причинения вреда животными. Данная статья также отражает специфику Казахстана как государства с развитым не менее, чем во Франции, животноводством, хотя в ГК Франции нашлось место соответствующей норме.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Как показывает судебная практика, заключение муниципального контракта после поступления заявок на разовый отлов животных без владельцев, т.е. в целях выполнения поступивших заявок, не рассматривается судами в качестве меры, доказывающей надлежащее осуществление муниципалитетами полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, взыскивая с г. Бийска компенсацию морального вреда, причиненного М. вследствие укуса собаки, суд выяснил, что на момент причинения вреда здоровью М. муниципальных контрактов по отлову, стерилизации и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования город Бийск заключено не было. Контракты заключаются только по необходимости и поступлении заявок от населения при обнаружении бродячих собак, а поскольку заявок не было, то и контракты не заключались, отлов собак не производился. По мнению суда, это свидетельствует о ненадлежащем организационном обеспечении деятельности по отлову безнадзорных животных (решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 августа 2021 г. по делу N 2-2201-/2021). Данный вывод был поддержан судом апелляционной инстанции. Муниципальному образованию "для выполнения обязанностей и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, регулированию их численности, защите населения от болезней, общих для человека и животных необходимо создать специальные муниципальные службы и органы или заключить соответствующие муниципальные контракты и договоры" (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г. N 33-9112/2021).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Как показывает судебная практика, заключение муниципального контракта после поступления заявок на разовый отлов животных без владельцев, т.е. в целях выполнения поступивших заявок, не рассматривается судами в качестве меры, доказывающей надлежащее осуществление муниципалитетами полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, взыскивая с г. Бийска компенсацию морального вреда, причиненного М. вследствие укуса собаки, суд выяснил, что на момент причинения вреда здоровью М. муниципальных контрактов по отлову, стерилизации и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования город Бийск заключено не было. Контракты заключаются только по необходимости и поступлении заявок от населения при обнаружении бродячих собак, а поскольку заявок не было, то и контракты не заключались, отлов собак не производился. По мнению суда, это свидетельствует о ненадлежащем организационном обеспечении деятельности по отлову безнадзорных животных (решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 августа 2021 г. по делу N 2-2201-/2021). Данный вывод был поддержан судом апелляционной инстанции. Муниципальному образованию "для выполнения обязанностей и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, регулированию их численности, защите населения от болезней, общих для человека и животных необходимо создать специальные муниципальные службы и органы или заключить соответствующие муниципальные контракты и договоры" (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г. N 33-9112/2021).
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Постановление Правительства Москвы от 02.08.2016 N 468-ПП "О мероприятиях по регулированию численности и содержанию безнадзорных и бесхозяйных животных в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Постановление Правительства Москвы от 02.08.2016 N 468-ПП "О мероприятиях по регулированию численности и содержанию безнадзорных и бесхозяйных животных в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы".
Статья: О некоторых концептуальных вопросах правосудия по гражданским делам
(Туманов Д.А., Стрельцова Е.Г.)
("Закон", 2018, N 1)Если исходить из действующего правового регулирования, то оспаривание в суде актов, подобных приведенным в примере, было бы, скорее всего, невозможно, поскольку нормативно-правового акта федерального уровня, напрямую регулирующего отношения, связанные с бездомными животными, и запрещающего подобное решение вопроса, попросту не существует, и губернатор, как и законодательный орган, не имея никаких ограничений, в самом деле может решить вопрос с животными тем или иным негуманным образом. Однако, по нашему мнению, такой подход противоречит задаче права, о которой было сказано ранее, и радикально умаляет интересы значительной социальной группы - любителей животных <22>. Поэтому думаем, что в такого рода ситуациях должно допускаться оспаривание в суде тех или иных актов, которые не учитывают соответствующих общественных интересов. Понимаем, что на все сказанное могут возразить, что в таком случае будет нарушен общественный интерес, заключающийся в том, чтобы безнадзорные животные не угрожали здоровью граждан. Следовательно, простое недопущение действия такого рода актов власти судом в реальности не решило бы проблему полностью в том случае, если бы власти, кроме подобного решения вопроса, не предложили никаких иных приемлемых для различных социальных групп вариантов. В связи с этим представляется, что в этой и аналогичных ситуациях, когда органы власти, на которых изначально возложена обязанность по решению соответствующего вопроса, бездействуют или очевидно умаляют общественные интересы, должно допускаться судебное вмешательство в целом не только по поводу признания того или иного акта недействующим, но также и с целью поиска оптимального решения вопроса, т.е. варианта, который удовлетворял бы интересы каждой социальной группы. Конечно же, в таких случаях суд в определенной мере подменял бы собой ответственные за решение этих вопросов органы власти, но это носило бы вынужденный характер <23>.
(Туманов Д.А., Стрельцова Е.Г.)
("Закон", 2018, N 1)Если исходить из действующего правового регулирования, то оспаривание в суде актов, подобных приведенным в примере, было бы, скорее всего, невозможно, поскольку нормативно-правового акта федерального уровня, напрямую регулирующего отношения, связанные с бездомными животными, и запрещающего подобное решение вопроса, попросту не существует, и губернатор, как и законодательный орган, не имея никаких ограничений, в самом деле может решить вопрос с животными тем или иным негуманным образом. Однако, по нашему мнению, такой подход противоречит задаче права, о которой было сказано ранее, и радикально умаляет интересы значительной социальной группы - любителей животных <22>. Поэтому думаем, что в такого рода ситуациях должно допускаться оспаривание в суде тех или иных актов, которые не учитывают соответствующих общественных интересов. Понимаем, что на все сказанное могут возразить, что в таком случае будет нарушен общественный интерес, заключающийся в том, чтобы безнадзорные животные не угрожали здоровью граждан. Следовательно, простое недопущение действия такого рода актов власти судом в реальности не решило бы проблему полностью в том случае, если бы власти, кроме подобного решения вопроса, не предложили никаких иных приемлемых для различных социальных групп вариантов. В связи с этим представляется, что в этой и аналогичных ситуациях, когда органы власти, на которых изначально возложена обязанность по решению соответствующего вопроса, бездействуют или очевидно умаляют общественные интересы, должно допускаться судебное вмешательство в целом не только по поводу признания того или иного акта недействующим, но также и с целью поиска оптимального решения вопроса, т.е. варианта, который удовлетворял бы интересы каждой социальной группы. Конечно же, в таких случаях суд в определенной мере подменял бы собой ответственные за решение этих вопросов органы власти, но это носило бы вынужденный характер <23>.
Статья: Новые условия организации труда требуют дополнительного правового регулирования
(Васильев В.А.)
("Трудовое право", 2010, N 4)Заслуживает внимания современный опыт осуществления представительства в аналогичных условиях за рубежом. В некоторых европейских странах, например во Франции, законодательством предусмотрено на предприятиях с численностью до 50 человек избирать делегатов персонала. Порядок избрания, круг полномочий и гарантии их прав урегулированы Трудовым кодексом <5>.
(Васильев В.А.)
("Трудовое право", 2010, N 4)Заслуживает внимания современный опыт осуществления представительства в аналогичных условиях за рубежом. В некоторых европейских странах, например во Франции, законодательством предусмотрено на предприятиях с численностью до 50 человек избирать делегатов персонала. Порядок избрания, круг полномочий и гарантии их прав урегулированы Трудовым кодексом <5>.
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Статья: Проблемы правового регулирования отлова и содержания безнадзорных животных
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2018, N 9)Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет выделить два подхода к законодательному регулированию порядка отлова и содержания безнадзорных животных. В одних субъектах, например в Новосибирской, Томской, Ярославской областях, Республике Бурятия, порядок отлова и содержания безнадзорных животных регулируется законами о содержании собак и кошек [14; 20; 21; 22], в других, в частности в Тамбовской, Нижегородской, Магаданской, Калининградской областях, приняты специальные законы, регулирующие порядок отлова и содержания безнадзорных животных [11; 12; 13; 15].
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2018, N 9)Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет выделить два подхода к законодательному регулированию порядка отлова и содержания безнадзорных животных. В одних субъектах, например в Новосибирской, Томской, Ярославской областях, Республике Бурятия, порядок отлова и содержания безнадзорных животных регулируется законами о содержании собак и кошек [14; 20; 21; 22], в других, в частности в Тамбовской, Нижегородской, Магаданской, Калининградской областях, приняты специальные законы, регулирующие порядок отлова и содержания безнадзорных животных [11; 12; 13; 15].
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В настоящий момент нет исчерпывающего перечня оснований компенсации морального вреда, однако мы можем утверждать, что их общий перечень есть в ГК РФ, и он конкретизируется отдельными федеральными законами (о туризме, рекламе, защите прав потребителей и т.д.). Применительно к животным без владельца следует заметить, что Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 498) прямо не упоминает возможность компенсации морального вреда, поскольку регулирует отношения общественной безопасности (публичные отношения). Нет таких разъяснений и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33. Тем не менее это обстоятельство не является препятствием для подачи исков, поскольку в этом случае действуют общие нормы ГК РФ.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В настоящий момент нет исчерпывающего перечня оснований компенсации морального вреда, однако мы можем утверждать, что их общий перечень есть в ГК РФ, и он конкретизируется отдельными федеральными законами (о туризме, рекламе, защите прав потребителей и т.д.). Применительно к животным без владельца следует заметить, что Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 498) прямо не упоминает возможность компенсации морального вреда, поскольку регулирует отношения общественной безопасности (публичные отношения). Нет таких разъяснений и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33. Тем не менее это обстоятельство не является препятствием для подачи исков, поскольку в этом случае действуют общие нормы ГК РФ.