Есн закон
Подборка наиболее важных документов по запросу Есн закон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)В течение восьми с половиной лет существования ЕСН установилось и функционировало в стационарном режиме финансовое и информационное взаимодействие между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ, позволявшее финансировать пенсии, вести персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц и решать вопросы задолженности по страховым взносам. Но на протяжении этих лет решение о ЕСН подвергалось критике и корректировке. Причем критика сводилась в основном к терминологическим вопросам (страховые взносы не могут быть налогом потому, что они являются отложенной заработной платой и т.п.), поскольку с финансовой точки зрения обе схемы тождественны. В то же время переход от страховых взносов к ЕСН не сопровождался ни методическими разработками, ни организационно-экономическими мерами, видимо, в Правительстве посчитали, что раз закон принят, то остальное само собой образуется. Ухудшение положения с бюджетами внебюджетных социальных фондов после введения ЕСН было отмечено аудиторской проверкой Счетной палаты РФ в 2005 г. <13> В 2009 г. ЕСН был отменен: был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которому администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) было возложено на Пенсионный фонд РФ.
Статья: Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Аналогичен и пример со страховыми взносами, включенными в НК РФ и подлежащими зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). В недалеком прошлом вместо указанных взносов взимался единый социальный налог, доходы по которому составляли налоговые доходы бюджета. Затем этот платеж был выведен за рамки НК РФ. Его суть и назначение остались прежними, но законодатель решил придать ему неналоговый внешний вид, оправдав свое решение новым названием взиманий (страховые взносы вместо ЕСН) и самостоятельным правовым регулированием (Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ <17> вместо НК РФ). Затем эти платежи вновь "перекочевали" в НК РФ. Казалось бы, включение страховых взносов в НК РФ можно было бы расценить как переосмысление законодателем их природы, если бы не одно обстоятельство: в НК РФ они установлены не в качестве налога или сбора, а в качестве нового вида обязательного платежа с самостоятельной правовой природой, ранее не известной ни НК РФ, ни ст. 57 Конституции Российской Федерации, ни науке финансового права <18>. При этом, будучи включенными в НК РФ, эти платежи, как мы видим, почему-то формируют именно неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, даже не все платежи, включенные в НК РФ, формируют налоговые доходы публичных денежных фондов.
(Гуркин А.С.)
("Финансовое право", 2021, N 11)Аналогичен и пример со страховыми взносами, включенными в НК РФ и подлежащими зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). В недалеком прошлом вместо указанных взносов взимался единый социальный налог, доходы по которому составляли налоговые доходы бюджета. Затем этот платеж был выведен за рамки НК РФ. Его суть и назначение остались прежними, но законодатель решил придать ему неналоговый внешний вид, оправдав свое решение новым названием взиманий (страховые взносы вместо ЕСН) и самостоятельным правовым регулированием (Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ <17> вместо НК РФ). Затем эти платежи вновь "перекочевали" в НК РФ. Казалось бы, включение страховых взносов в НК РФ можно было бы расценить как переосмысление законодателем их природы, если бы не одно обстоятельство: в НК РФ они установлены не в качестве налога или сбора, а в качестве нового вида обязательного платежа с самостоятельной правовой природой, ранее не известной ни НК РФ, ни ст. 57 Конституции Российской Федерации, ни науке финансового права <18>. При этом, будучи включенными в НК РФ, эти платежи, как мы видим, почему-то формируют именно неналоговые доходы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, даже не все платежи, включенные в НК РФ, формируют налоговые доходы публичных денежных фондов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 1. Ввести в действие часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 22 "Акцизы"; глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 24 "Единый социальный налог (взнос)") (далее - часть вторая Кодекса) с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 1. Ввести в действие часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"; глава 22 "Акцизы"; глава 23 "Налог на доходы физических лиц"; глава 24 "Единый социальный налог (взнос)") (далее - часть вторая Кодекса) с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2. При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2. При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Закон об адвокатуре вводит четкий критерий вхождения адвоката в региональный реестр - по месту учета адвоката в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого социального налога (часть 2 статьи 40). Такой учет производится по месту жительства физического лица. Следовательно, адвокат становится членом палаты того субъекта Федерации, на территории которого он проживает и постоянно практикует.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Закон об адвокатуре вводит четкий критерий вхождения адвоката в региональный реестр - по месту учета адвоката в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого социального налога (часть 2 статьи 40). Такой учет производится по месту жительства физического лица. Следовательно, адвокат становится членом палаты того субъекта Федерации, на территории которого он проживает и постоянно практикует.
Статья: К вопросу о соотношении понятий "социальные расходы" и "социальный бюджет" в доктрине финансового права
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Итак, так что же такое социальные права граждан в государстве? Важно понимать, что в доктрине публичного права нет единого подхода и не сформулированы единые четкие критерии, позволяющие относить те или иные права к социальным или не относить к таковым. Так, в своей монографии В.Н. Сафонов детально изучает социально-экономические права граждан в США и указывает на то, что в США законодательство о социальном обеспечении фактически подразделяется на оказание социальной поддержки населению (оказание социальных услуг) и на законодательство о социальном страховании, которое, в свою очередь, также называется social security. В этой связи В.Н. Сафонов справедливо отмечает, что законодательство было бы правильнее именовать "право социального обеспечения и социального страхования", при этом главный американский закон о социальной сфере - Закон о социальном обеспечении 1935 г. (Social Security Act) - не включает в себя систему социального страхования <7>. Более того, в США взимается специальный федеральный социальный налог (Social Security Tax), который удерживается и с работников, и с работодателей (50 на 50) в размере 6,2% от дохода.
(Короп И.И.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Итак, так что же такое социальные права граждан в государстве? Важно понимать, что в доктрине публичного права нет единого подхода и не сформулированы единые четкие критерии, позволяющие относить те или иные права к социальным или не относить к таковым. Так, в своей монографии В.Н. Сафонов детально изучает социально-экономические права граждан в США и указывает на то, что в США законодательство о социальном обеспечении фактически подразделяется на оказание социальной поддержки населению (оказание социальных услуг) и на законодательство о социальном страховании, которое, в свою очередь, также называется social security. В этой связи В.Н. Сафонов справедливо отмечает, что законодательство было бы правильнее именовать "право социального обеспечения и социального страхования", при этом главный американский закон о социальной сфере - Закон о социальном обеспечении 1935 г. (Social Security Act) - не включает в себя систему социального страхования <7>. Более того, в США взимается специальный федеральный социальный налог (Social Security Tax), который удерживается и с работников, и с работодателей (50 на 50) в размере 6,2% от дохода.
Вопрос: О страховых взносах с выплат в пользу иностранного гражданина, работающего по трудовому договору, в период 2004 - 2006 гг.
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-15-05/62166)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об обязанности организации уплачивать в 2004 - 2006 гг. страховые взносы с выплат в пользу иностранного гражданина, работающего по трудовому договору, и в части своей компетенции сообщает, что в указанный период действовала глава 24 "Единый социальный налог" (далее - ЕСН) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регулирующая уплату ЕСН, и Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), регулирующий уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-15-05/62166)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об обязанности организации уплачивать в 2004 - 2006 гг. страховые взносы с выплат в пользу иностранного гражданина, работающего по трудовому договору, и в части своей компетенции сообщает, что в указанный период действовала глава 24 "Единый социальный налог" (далее - ЕСН) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регулирующая уплату ЕСН, и Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), регулирующий уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статья: Место страховых взносов в налоговой системе Российской Федерации
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)С момента введения в 2001 г. в НК РФ ЕСН началась, по сути, история налогового администрирования страховых взносов. ЕСН был внесен в НК РФ и относился к уровню федеральных налогов и сборов. Он представлял собой целевой регулирующий налог, уплачиваемый частично в федеральный бюджет, с отчислением установленных законом частей данного платежа в государственные внебюджетные фонды. Такими фондами являлись Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Введение ЕСН носило, безусловно, преимущественный и новационный характер, по сравнению с уплачиваемыми ранее разрозненными страховыми взносами. Самым основным преимуществом для плательщиков взносов явилось приведение к общей единой форме составляемой и подаваемой в Министерство по налогам и сборам налоговой (финансовой) отчетности. Прежняя финансовая отчетность стала налоговой отчетностью и уже подлежала налоговым проверкам МНС РФ.
(Князева Е.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 1)С момента введения в 2001 г. в НК РФ ЕСН началась, по сути, история налогового администрирования страховых взносов. ЕСН был внесен в НК РФ и относился к уровню федеральных налогов и сборов. Он представлял собой целевой регулирующий налог, уплачиваемый частично в федеральный бюджет, с отчислением установленных законом частей данного платежа в государственные внебюджетные фонды. Такими фондами являлись Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Введение ЕСН носило, безусловно, преимущественный и новационный характер, по сравнению с уплачиваемыми ранее разрозненными страховыми взносами. Самым основным преимуществом для плательщиков взносов явилось приведение к общей единой форме составляемой и подаваемой в Министерство по налогам и сборам налоговой (финансовой) отчетности. Прежняя финансовая отчетность стала налоговой отчетностью и уже подлежала налоговым проверкам МНС РФ.
Статья: Эволюция и проблемы дефиниции объекта обложения страховыми взносами в российском законодательстве и правоприменительной практике
(Шушанов О.П.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу <5> и отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательное социальное страхование, стал регулировать Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) <6>.
(Шушанов О.П.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу <5> и отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов во внебюджетные фонды на обязательное социальное страхование, стал регулировать Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) <6>.
Статья: Ссылки (отсылки) в актах правотворчества: технико-юридические дефекты и пути преодоления их вредных последствий
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)"С принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" признается утратившим силу и п. 4 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, включавший единый социальный налог в перечень федеральных налогов и сборов, однако корреспондирующие изменения в уголовный закон не были внесены. В результате страховые взносы в государственные внебюджетные фонды оказались исключенными с 1 января 2010 г. из сферы регулирования ст. 199 УК Российской Федерации, а ответственность за их неуплату или неполную уплату стала отдельно регулироваться ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)"С принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" признается утратившим силу и п. 4 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации, включавший единый социальный налог в перечень федеральных налогов и сборов, однако корреспондирующие изменения в уголовный закон не были внесены. В результате страховые взносы в государственные внебюджетные фонды оказались исключенными с 1 января 2010 г. из сферы регулирования ст. 199 УК Российской Федерации, а ответственность за их неуплату или неполную уплату стала отдельно регулироваться ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Но в то же время целевые налоги в нашей стране существовали и ранее (в том числе с той либо иной степенью условной возмездности для их плательщиков). Так, изначально и единый социальный налог (далее - ЕСН) в ст. 234 НК РФ признавался целевым: данный налог устанавливался для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В преамбуле Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" постулировалось, что данный Закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Но в то же время целевые налоги в нашей стране существовали и ранее (в том числе с той либо иной степенью условной возмездности для их плательщиков). Так, изначально и единый социальный налог (далее - ЕСН) в ст. 234 НК РФ признавался целевым: данный налог устанавливался для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В преамбуле Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" постулировалось, что данный Закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли налоговые органы приостанавливать операции по счету должника после введения процедур финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что требование налогового органа об уплате задолженности по единому социальному налогу относилось к текущим платежам и подлежало удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы в соответствии с пунктом 3 статьи 134 Закона.
Вправе ли налоговые органы приостанавливать операции по счету должника после введения процедур финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства
(КонсультантПлюс, 2025)Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что требование налогового органа об уплате задолженности по единому социальному налогу относилось к текущим платежам и подлежало удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы в соответствии с пунктом 3 статьи 134 Закона.
Статья: Установление факта добросовестности налогоплательщика: к вопросу о последствиях
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Есть и другой весьма существенный момент, заложенный в самой экономико-правовой природе налога. В силу индивидуальной безвозмездности налога, т.е. отсутствия у государства после внесения налога каких бы то ни было встречных обязательств перед каждым отдельно взятым налогоплательщиком, единственной стороной, имеющей прямой интерес в уплате налога, является государство. Именно для бюджета наступают самые серьезные последствия невзимания налога, поэтому именно государство имеет наибольшую конечную заинтересованность в добросовестном исполнении конституционной обязанности по уплате налога. Поэтому в той ситуации, когда у налогоплательщика отсутствует личная заинтересованность в уплате налога (при наличии рисков незаконных посягательств на его собственность), факт надлежащего исполнения им обязанности по уплате налога свидетельствует хотя бы о том, что добросовестный налогоплательщик, совершая имущественное изъятие части своей собственности в размере, установленном налоговым законодательством, поступаясь своими частными интересами, обеспечивает реализацию социального предназначения налога и не допускает нарушения охраняемых законом фискальных интересов государства.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Есть и другой весьма существенный момент, заложенный в самой экономико-правовой природе налога. В силу индивидуальной безвозмездности налога, т.е. отсутствия у государства после внесения налога каких бы то ни было встречных обязательств перед каждым отдельно взятым налогоплательщиком, единственной стороной, имеющей прямой интерес в уплате налога, является государство. Именно для бюджета наступают самые серьезные последствия невзимания налога, поэтому именно государство имеет наибольшую конечную заинтересованность в добросовестном исполнении конституционной обязанности по уплате налога. Поэтому в той ситуации, когда у налогоплательщика отсутствует личная заинтересованность в уплате налога (при наличии рисков незаконных посягательств на его собственность), факт надлежащего исполнения им обязанности по уплате налога свидетельствует хотя бы о том, что добросовестный налогоплательщик, совершая имущественное изъятие части своей собственности в размере, установленном налоговым законодательством, поступаясь своими частными интересами, обеспечивает реализацию социального предназначения налога и не допускает нарушения охраняемых законом фискальных интересов государства.
Статья: Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Смена модели администрирования социальных взносов произошла с принятием ч. 2 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ), когда был введен единый социальный налог. С 1 января 2001 г. все взносы на социальное страхование были объединены в единый налог, а функции по администрированию были переданы в единый контролирующий орган - Федеральную налоговую службу РФ. ЕСН и его администрирование в этом варианте просуществовал в России до 2010 г.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Смена модели администрирования социальных взносов произошла с принятием ч. 2 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ), когда был введен единый социальный налог. С 1 января 2001 г. все взносы на социальное страхование были объединены в единый налог, а функции по администрированию были переданы в единый контролирующий орган - Федеральную налоговую службу РФ. ЕСН и его администрирование в этом варианте просуществовал в России до 2010 г.