Если ребенок идет в 1 класс
Подборка наиболее важных документов по запросу Если ребенок идет в 1 класс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Имеет ли женщина с детьми право на отпуск без сохранения зарплаты в удобное для нее время, и если да, то в каких случаях
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ - например, если вы согласно коллективному договору обязаны предоставить женщине с двумя или более детьми до 14 лет дополнительный отпуск без сохранения заработной платы согласно ст. 263 ТК РФ, но отказали ей в таком отпуске. Или, например, если вы согласно отраслевому соглашению обязаны предоставить женщине отпуск без сохранения зарплаты в случае поступления ее ребенка в первый класс и отказали ей в этом отпуске;
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ - например, если вы согласно коллективному договору обязаны предоставить женщине с двумя или более детьми до 14 лет дополнительный отпуск без сохранения заработной платы согласно ст. 263 ТК РФ, но отказали ей в таком отпуске. Или, например, если вы согласно отраслевому соглашению обязаны предоставить женщине отпуск без сохранения зарплаты в случае поступления ее ребенка в первый класс и отказали ей в этом отпуске;
Готовое решение: Как оформить перенос ежегодного отпуска по любому основанию
(КонсультантПлюс, 2025)День знаний - 1 сентября (другое число первого дня учебного года) - для работника, являющегося родителем (опекуном, попечителем, приемным родителем) ребенка - учащегося первого класса.
(КонсультантПлюс, 2025)День знаний - 1 сентября (другое число первого дня учебного года) - для работника, являющегося родителем (опекуном, попечителем, приемным родителем) ребенка - учащегося первого класса.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения в 2023 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)По делу, рассмотренному Астраханским областным судом, установлено, что заявитель длительное время проживает с девочкой и ее матерью, с ребенком сложились хорошие отношения, в 2021 году с ее матерью заключен брак. Учитывая, что ребенок идет в первый класс, заявитель подал заявление об удочерении, чтобы у девочки была общая с супругой фамилия. Биологический отец отказался от воспитания ребенка и дал согласие на удочерение несовершеннолетней.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)По делу, рассмотренному Астраханским областным судом, установлено, что заявитель длительное время проживает с девочкой и ее матерью, с ребенком сложились хорошие отношения, в 2021 году с ее матерью заключен брак. Учитывая, что ребенок идет в первый класс, заявитель подал заявление об удочерении, чтобы у девочки была общая с супругой фамилия. Биологический отец отказался от воспитания ребенка и дал согласие на удочерение несовершеннолетней.
Приказ Минздрава России от 27.03.2024 N 143н
(ред. от 04.09.2025)
"Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77708)Медицинские показания для санаторно-курортного лечения детского населения при заболевании туберкулезом (I класс по МКБ-10)
(ред. от 04.09.2025)
"Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77708)Медицинские показания для санаторно-курортного лечения детского населения при заболевании туберкулезом (I класс по МКБ-10)
Статья: Правовой статус путунхуа в Китайской Народной Республике и русского языка в Российской Федерации
(Белов С.А., Емельченкова Е.Н., Ревазов М.А.)
("Закон", 2024, N 12)Иероглифическая система письма составляет ту особенность китайского языка, которая придает значительное своеобразие не только изучению, но и контролю за его использованием. На сегодня существует несколько вариантов записи, из которых Закон 2001 года признает нормативными только две: это стандартные (также часто называемые упрощенными) иероглифы и фонетическая запись на основе латинского алфавита - транскрипционная система пиньинь, выступающая единым стандартом написания китайских имен собственных, географических названий и названий письменных памятников Китая в тех сферах, где китайские иероглифические знаки неудобны или непригодны для воспроизведения. С помощью транскрипции пиньинь, которой китайских детей обучают с первых классов школы, можно вводить иероглифы на смартфонах и компьютерах.
(Белов С.А., Емельченкова Е.Н., Ревазов М.А.)
("Закон", 2024, N 12)Иероглифическая система письма составляет ту особенность китайского языка, которая придает значительное своеобразие не только изучению, но и контролю за его использованием. На сегодня существует несколько вариантов записи, из которых Закон 2001 года признает нормативными только две: это стандартные (также часто называемые упрощенными) иероглифы и фонетическая запись на основе латинского алфавита - транскрипционная система пиньинь, выступающая единым стандартом написания китайских имен собственных, географических названий и названий письменных памятников Китая в тех сферах, где китайские иероглифические знаки неудобны или непригодны для воспроизведения. С помощью транскрипции пиньинь, которой китайских детей обучают с первых классов школы, можно вводить иероглифы на смартфонах и компьютерах.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Между тем необходимость функционирования адаптивных механизмов, нацеленных на создание условий для постепенного вхождения детей в образовательный процесс, обусловила появление на арктических территориях практики организации подготовительных форм обучения старших дошкольников. К примеру, в Ненецком автономном округе предусмотрено функционирование подготовительных классов для детей, ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни <1>. Подготовительный класс представляет собой форму организации образовательного процесса для указанной категории дошкольников в целях адаптации их к предстоящему обучению в школе. Такие классы открываются в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, расположенных в сельских населенных пунктах. Обучение имеет продолжительность один год; в классе обучается от 3 до 25 человек в зависимости от образовательной потребности. В Ямало-Ненецком автономного округе функционируют образовательные организации, осуществляющие предшкольную подготовку детей в условиях кочевья (сезонные кочевые детские сады), которым предоставляется грантовая поддержка <2>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Между тем необходимость функционирования адаптивных механизмов, нацеленных на создание условий для постепенного вхождения детей в образовательный процесс, обусловила появление на арктических территориях практики организации подготовительных форм обучения старших дошкольников. К примеру, в Ненецком автономном округе предусмотрено функционирование подготовительных классов для детей, ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни <1>. Подготовительный класс представляет собой форму организации образовательного процесса для указанной категории дошкольников в целях адаптации их к предстоящему обучению в школе. Такие классы открываются в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, расположенных в сельских населенных пунктах. Обучение имеет продолжительность один год; в классе обучается от 3 до 25 человек в зависимости от образовательной потребности. В Ямало-Ненецком автономного округе функционируют образовательные организации, осуществляющие предшкольную подготовку детей в условиях кочевья (сезонные кочевые детские сады), которым предоставляется грантовая поддержка <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истцы обратились с требованиями в суд, которые мотивировали тем, что они подали письменные заявления в МАОУ о зачислении детей в первый класс, указанные заявления были также отправлены в электронном виде. Однако директор образовательного учреждения устно отказала им в приеме детей в первый класс, мотивируя это тем, что они могут быть зачислены в первый класс после прохождения платных курсов для дошкольников стоимостью 9000 руб. и наличии удовлетворительных результатов тестирования по результатам прохождения данных курсов. Тестирование является также платным и составляет 370 руб. Письменный отказ в зачислении в первый класс предоставлен не был. Поскольку судом установлены факты проживания детей на закрепленной за школой территории и своевременность подачи заявления, требования истцов удовлетворены (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.08.2017 по делу N 33-14253/2017).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истцы обратились с требованиями в суд, которые мотивировали тем, что они подали письменные заявления в МАОУ о зачислении детей в первый класс, указанные заявления были также отправлены в электронном виде. Однако директор образовательного учреждения устно отказала им в приеме детей в первый класс, мотивируя это тем, что они могут быть зачислены в первый класс после прохождения платных курсов для дошкольников стоимостью 9000 руб. и наличии удовлетворительных результатов тестирования по результатам прохождения данных курсов. Тестирование является также платным и составляет 370 руб. Письменный отказ в зачислении в первый класс предоставлен не был. Поскольку судом установлены факты проживания детей на закрепленной за школой территории и своевременность подачи заявления, требования истцов удовлетворены (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.08.2017 по делу N 33-14253/2017).
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Предусмотренные названным Законом изменения представляют собой дополнительные гарантии детям, воспитывающимся в одной семье, на получение образования. Право на образование представляется одним из наиболее существенных прав ребенка, предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) и обеспечиваемых в том числе международными договорами. Родители в свою очередь несут обязанность по обеспечению детей получением общего образования. В их зону ответственности входит как образование, так и воспитание ребенка в нормальных условиях. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка <3>, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Как отмечается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" <4>, прием на обучение в ГМОО осуществляется с учетом закрепленной в целях конкретной ОО территории. В то же время ограничение мест в школах не всегда дает возможность устроить ребенка туда, куда желают его родители, это зачастую весьма проблематично. Все эти обстоятельства не способствуют укреплению семьи, а также поддержанию благоприятных условий для целей разрешения демографической и других проблем в стране. Предпосылкой разработки законопроекта стали проблемы с зачислением детей в ту же школу, в которой обучаются их СиБ. Эти проблемы существуют давно и характерны для многих регионов. В некоторых из них удалось внести коррективы на уровне законодательства субъектов РФ, например в Санкт-Петербурге и Тверской области. В некоторых регионах прокуратура обращала внимание на недопустимость включения в учредительные документы муниципальных образовательных организаций положений о преимущественном праве при зачислении в 1-й класс детей, имеющих старших братьев и сестер, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении, и требовала принять меры к недопущению органами образования подобных нарушений впредь, а также усилению контроля за деятельностью образовательных учреждений. На федеральном уровне пока не удавалось разрешить проблему, хотя попытки в этой части неоднократно предпринимались.
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Предусмотренные названным Законом изменения представляют собой дополнительные гарантии детям, воспитывающимся в одной семье, на получение образования. Право на образование представляется одним из наиболее существенных прав ребенка, предусмотренных Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) и обеспечиваемых в том числе международными договорами. Родители в свою очередь несут обязанность по обеспечению детей получением общего образования. В их зону ответственности входит как образование, так и воспитание ребенка в нормальных условиях. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка <3>, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Как отмечается в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" <4>, прием на обучение в ГМОО осуществляется с учетом закрепленной в целях конкретной ОО территории. В то же время ограничение мест в школах не всегда дает возможность устроить ребенка туда, куда желают его родители, это зачастую весьма проблематично. Все эти обстоятельства не способствуют укреплению семьи, а также поддержанию благоприятных условий для целей разрешения демографической и других проблем в стране. Предпосылкой разработки законопроекта стали проблемы с зачислением детей в ту же школу, в которой обучаются их СиБ. Эти проблемы существуют давно и характерны для многих регионов. В некоторых из них удалось внести коррективы на уровне законодательства субъектов РФ, например в Санкт-Петербурге и Тверской области. В некоторых регионах прокуратура обращала внимание на недопустимость включения в учредительные документы муниципальных образовательных организаций положений о преимущественном праве при зачислении в 1-й класс детей, имеющих старших братьев и сестер, обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении, и требовала принять меры к недопущению органами образования подобных нарушений впредь, а также усилению контроля за деятельностью образовательных учреждений. На федеральном уровне пока не удавалось разрешить проблему, хотя попытки в этой части неоднократно предпринимались.
Статья: Международные и национальные аспекты наследования недвижимости детьми при усыновлении
(Смирных С.Е.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)В Индии усыновленные дети пользуются правами, которыми обладают законные наследники. Термин "усыновленные дети" не определен в Законе о наследстве индусов 1956 г., поэтому приемные дети являются таким же законными наследниками, как и биологические дети (класс I). Согласно Закону, если индус умирает без завещания, его имущество может быть унаследовано наследниками класса I <12>.
(Смирных С.Е.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)В Индии усыновленные дети пользуются правами, которыми обладают законные наследники. Термин "усыновленные дети" не определен в Законе о наследстве индусов 1956 г., поэтому приемные дети являются таким же законными наследниками, как и биологические дети (класс I). Согласно Закону, если индус умирает без завещания, его имущество может быть унаследовано наследниками класса I <12>.
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, с целью проведения организованного приема детей в первый класс школы размещают на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет, а также на Едином портале госуслуг информацию (п. 16 Порядка N 458):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, с целью проведения организованного приема детей в первый класс школы размещают на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет, а также на Едином портале госуслуг информацию (п. 16 Порядка N 458):