Если кредитор ип ликвидировался
Подборка наиболее важных документов по запросу Если кредитор ип ликвидировался (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 96 "Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Более того, по смыслу статей 47, 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с введением процедуры ликвидации должника кредитор объективно лишен возможности реализовать свое право требования путем предъявления исполнительного листа к исполнению, поскольку порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов в данном случае определяется гражданским законодательством Российской Федерации (статья 64 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Последствия исключения юрлица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ... влечет за собой прекращение исполнительного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ... влечет за собой прекращение исполнительного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внедрение публичных начал в гражданское законодательство России как тенденция его развития
(Богданов Е.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)О внедрении публично-правовых элементов в гражданское право свидетельствуют требования о различных видах государственной регистрации: государственная регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридических лиц, государственная регистрация недвижимости, государственная регистрация сделок, государственная регистрация изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и др., а также установление очередностей, например очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, очередность требований кредиторов индивидуального предпринимателя в случае его банкротства, очередность списания денежных средств со счета и др.
(Богданов Е.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)О внедрении публично-правовых элементов в гражданское право свидетельствуют требования о различных видах государственной регистрации: государственная регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридических лиц, государственная регистрация недвижимости, государственная регистрация сделок, государственная регистрация изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и др., а также установление очередностей, например очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, очередность требований кредиторов индивидуального предпринимателя в случае его банкротства, очередность списания денежных средств со счета и др.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что ликвидационный баланс Общества содержал недостоверные сведения относительно кредиторской задолженности ликвидируемого лица, в связи с чем удовлетворил заявленные Овчинниковой М.М. и Злобиной Г.М. требования.
Откажут ли в регистрации ликвидации АО (отменят ли ее), если ликвидационный баланс подан с неполными данными о кредиторской задолженности перед бюджетом и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что ликвидационный баланс Общества содержал недостоверные сведения относительно кредиторской задолженности ликвидируемого лица, в связи с чем удовлетворил заявленные Овчинниковой М.М. и Злобиной Г.М. требования.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2024 N 26-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.М. Туманиной"Так, ликвидация взыскателя, являющегося юридическим лицом, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (что, например, имело место в деле Е.М. Туманиной), может повлечь прекращение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (пункт 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") вследствие прекращения самого обязательства при прекращении кредитора без правопреемства, а также распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица (пункт 5.2 статьи 64 ГК Российской Федерации) и иные последствия, могущие оказать существенное влияние на объем материальных прав и обязанностей должника в установленном судом правоотношении.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.М. Туманиной"Так, ликвидация взыскателя, являющегося юридическим лицом, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ (что, например, имело место в деле Е.М. Туманиной), может повлечь прекращение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (пункт 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") вследствие прекращения самого обязательства при прекращении кредитора без правопреемства, а также распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица (пункт 5.2 статьи 64 ГК Российской Федерации) и иные последствия, могущие оказать существенное влияние на объем материальных прав и обязанностей должника в установленном судом правоотношении.
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам о субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам недействующего юридического лица"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Эта правовая позиция применима и к случаю, когда юридическое лицо является недействующим, исходя из признаков, установленных пунктом 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как по существу экономически оно ничем не отличается от ликвидированного юридического лица, и не имеется правовых оснований уменьшать уровень защищенности кредиторов фактически недействующих юридических лиц.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Эта правовая позиция применима и к случаю, когда юридическое лицо является недействующим, исходя из признаков, установленных пунктом 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как по существу экономически оно ничем не отличается от ликвидированного юридического лица, и не имеется правовых оснований уменьшать уровень защищенности кредиторов фактически недействующих юридических лиц.
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО
(КонсультантПлюс, 2025)регистрирующий орган - нужно заполнить заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016 и подать его в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица. Кроме того, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет такой орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора) (п. п. 1, 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
(КонсультантПлюс, 2025)регистрирующий орган - нужно заполнить заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016 и подать его в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица. Кроме того, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет такой орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора) (п. п. 1, 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Значительно более обстоятельное объяснение целей введения п. 3.1 содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 мая 2021 г. N 20-П. Как отмечается в этом документе, основная причина появления нормы - это распространившаяся практика уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью при наличии у таких обществ долгов, что ведет к нарушению прав кредиторов. Конституционный Суд РФ, в частности, отмечает: "Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является вынужденной мерой, приводящей к утрате правоспособности юридическим лицом, минуя необходимые, в том числе для защиты законных интересов его кредиторов, ликвидационные процедуры <1>. Она не может служить полноценной заменой исполнению участниками организации обязанностей по ее ликвидации, в том числе в целях исполнения организацией обязательств перед своими кредиторами, тем более в случаях, когда исковые требования кредитора к организации уже удовлетворены судом и, соответственно, включены в исполнительное производство. Распространенность случаев уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью с имеющимися долгами и последующим исключением указанных обществ из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке побудила федерального законодателя... предусмотреть компенсирующий негативные последствия прекращения общества с ограниченной ответственностью без предваряющих его ликвидационных процедур правовой механизм, выражающийся в возможности кредиторов привлечь контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества. Предусмотренная оспариваемой нормой субсидиарная ответственность контролирующих общество лиц является мерой гражданско-правовой ответственности, функция которой заключается в защите нарушенных прав кредиторов общества, восстановлении их имущественного положения... Неосуществление контролирующими лицами ликвидации общества с ограниченной ответственностью при наличии на момент исключения из Единого государственного реестра юридических лиц долгов общества перед кредиторами... может свидетельствовать о намеренном, в нарушение предписаний статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, пренебрежении контролирующими общество лицами своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества, приводит к подрыву доверия участников гражданского оборота друг к другу, дестабилизации оборота..."
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Значительно более обстоятельное объяснение целей введения п. 3.1 содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 мая 2021 г. N 20-П. Как отмечается в этом документе, основная причина появления нормы - это распространившаяся практика уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью при наличии у таких обществ долгов, что ведет к нарушению прав кредиторов. Конституционный Суд РФ, в частности, отмечает: "Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является вынужденной мерой, приводящей к утрате правоспособности юридическим лицом, минуя необходимые, в том числе для защиты законных интересов его кредиторов, ликвидационные процедуры <1>. Она не может служить полноценной заменой исполнению участниками организации обязанностей по ее ликвидации, в том числе в целях исполнения организацией обязательств перед своими кредиторами, тем более в случаях, когда исковые требования кредитора к организации уже удовлетворены судом и, соответственно, включены в исполнительное производство. Распространенность случаев уклонения от ликвидации обществ с ограниченной ответственностью с имеющимися долгами и последующим исключением указанных обществ из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке побудила федерального законодателя... предусмотреть компенсирующий негативные последствия прекращения общества с ограниченной ответственностью без предваряющих его ликвидационных процедур правовой механизм, выражающийся в возможности кредиторов привлечь контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности, если их недобросовестными или неразумными действиями было обусловлено неисполнение обязательств общества. Предусмотренная оспариваемой нормой субсидиарная ответственность контролирующих общество лиц является мерой гражданско-правовой ответственности, функция которой заключается в защите нарушенных прав кредиторов общества, восстановлении их имущественного положения... Неосуществление контролирующими лицами ликвидации общества с ограниченной ответственностью при наличии на момент исключения из Единого государственного реестра юридических лиц долгов общества перед кредиторами... может свидетельствовать о намеренном, в нарушение предписаний статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, пренебрежении контролирующими общество лицами своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества, приводит к подрыву доверия участников гражданского оборота друг к другу, дестабилизации оборота..."
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2022 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнение по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнение по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Согласно п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как недействующего юридического лица согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Согласно п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как недействующего юридического лица согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ.
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)кредитор-юрлицо ликвидирован (ст. 419 ГК РФ) либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующий (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)кредитор-юрлицо ликвидирован (ст. 419 ГК РФ) либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующий (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Готовое решение: Как ликвидируется некоммерческая организация
(КонсультантПлюс, 2025)внесите в ЕФРСФДЮЛ уведомление о ликвидации (пп. "н.5" п. 7, п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
(КонсультантПлюс, 2025)внесите в ЕФРСФДЮЛ уведомление о ликвидации (пп. "н.5" п. 7, п. 8 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
Статья: Субординация требований аффилированных кредиторов при банкротстве в Российской Федерации: проблемы дифференциации
(Миннигулова Д.Б., Валишина Н.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Перейдем к определению в российском законодательстве процедур, где устанавливается порядок подчинения различных требований и на которые возможно распространить правовой институт "субординация требований аффилированных кредиторов", с проработкой специфики их процессуального санкционирования; по нашему мнению, к этим процедурам относятся: ликвидация юридического лица, списание денежных средств с банковского счета юридического лица в условиях их недостаточности, погашение задолженности в ходе исполнительного производства, субординация требований аффилированных и контролирующих должника лиц в процедуре конкурсного производства.
(Миннигулова Д.Б., Валишина Н.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Перейдем к определению в российском законодательстве процедур, где устанавливается порядок подчинения различных требований и на которые возможно распространить правовой институт "субординация требований аффилированных кредиторов", с проработкой специфики их процессуального санкционирования; по нашему мнению, к этим процедурам относятся: ликвидация юридического лица, списание денежных средств с банковского счета юридического лица в условиях их недостаточности, погашение задолженности в ходе исполнительного производства, субординация требований аффилированных и контролирующих должника лиц в процедуре конкурсного производства.
Статья: Банкротство индивидуальных предпринимателей - правовые проблемы
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Исполнительные документы, выданные судом взыскателю по требованиям кредиторов (взыскателей) к ИП в отношении его личных долгов или обязательств, возникших из предпринимательской деятельности после того, как ИП прекратил свою деятельность и снят с регистрационного учета, теряют силу, за исключением документов, касающихся взыскания алиментов и возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни. Таким образом, взыскатель (кредитор) больше не может предъявлять такие документы приставам для принудительного взыскания с физического лица, которым стал бывший ИП. Важным аспектом является утрата ИП государственной регистрации после прекращения производства по делу о банкротстве, что сопровождается аннулированием всех выданных предпринимателю лицензий, позволяющих осуществлять отдельные виды деятельности. Эти меры направлены на установление окончательной ликвидации статуса ИП после признания его банкротом.
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Исполнительные документы, выданные судом взыскателю по требованиям кредиторов (взыскателей) к ИП в отношении его личных долгов или обязательств, возникших из предпринимательской деятельности после того, как ИП прекратил свою деятельность и снят с регистрационного учета, теряют силу, за исключением документов, касающихся взыскания алиментов и возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни. Таким образом, взыскатель (кредитор) больше не может предъявлять такие документы приставам для принудительного взыскания с физического лица, которым стал бывший ИП. Важным аспектом является утрата ИП государственной регистрации после прекращения производства по делу о банкротстве, что сопровождается аннулированием всех выданных предпринимателю лицензий, позволяющих осуществлять отдельные виды деятельности. Эти меры направлены на установление окончательной ликвидации статуса ИП после признания его банкротом.
Вопрос: Как списать в бухгалтерском учете невостребованную кредиторскую задолженность?
(Консультация эксперта, 2025)Если погашение обязательства не происходит и кредитор не предпринимает каких-либо действий по взысканию задолженности, невостребованную кредиторскую задолженность нужно списать в состав прочих доходов (субсчет 91-1 "Прочие доходы") в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности, или на дату выявления дохода - на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации или исключении кредитора из ЕГРЮЛ (дату внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя - кредитора) на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя. При этом прочий доход признается в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете (п. 10.4, абз. 4, 6 п. 16 ПБУ 9/99, п. 78 Положения N 34н).
(Консультация эксперта, 2025)Если погашение обязательства не происходит и кредитор не предпринимает каких-либо действий по взысканию задолженности, невостребованную кредиторскую задолженность нужно списать в состав прочих доходов (субсчет 91-1 "Прочие доходы") в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности, или на дату выявления дохода - на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации или исключении кредитора из ЕГРЮЛ (дату внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя - кредитора) на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя. При этом прочий доход признается в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете (п. 10.4, абз. 4, 6 п. 16 ПБУ 9/99, п. 78 Положения N 34н).
Вопрос: О соблюдении прав и законных интересов кредиторов организации в случае принятия ею решения о добровольной ликвидации.
(Письмо ФНС России от 17.07.2025 N БВ-17-9/1888@)Заявитель обратился в УФНС России (далее - регистрирующий орган) с жалобой на незаконные действия ликвидатора общества с требованием отказать в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпунктов "т" и "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с грубыми нарушениями со стороны такого ликвидатора, а именно: невнесением в журнал "Вестник государственной регистрации" уведомления о ликвидации общества, игнорированием требований кредитора о выплате долга, отсутствием данного долга в ликвидационном балансе.
(Письмо ФНС России от 17.07.2025 N БВ-17-9/1888@)Заявитель обратился в УФНС России (далее - регистрирующий орган) с жалобой на незаконные действия ликвидатора общества с требованием отказать в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпунктов "т" и "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с грубыми нарушениями со стороны такого ликвидатора, а именно: невнесением в журнал "Вестник государственной регистрации" уведомления о ликвидации общества, игнорированием требований кредитора о выплате долга, отсутствием данного долга в ликвидационном балансе.