ЕНВД налоговый период
Подборка наиболее важных документов по запросу ЕНВД налоговый период (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2020 г. (Форма по КНД 1152016) (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Раздел 3. Расчет суммы единого налога на вмененный доход
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Раздел 3. Расчет суммы единого налога на вмененный доход
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий применения ЕНВД о предельной площади торговых залов. В качестве доказательств превышения предельной площади налоговым органом использованы следующие документы и сведения: 1) техническая документация по нежилым помещениям, в которых располагались обособленные подразделения (магазины): технические паспорта, ситуационные планы объектов недвижимого имущества, экспликации к поэтажному плану строений; 2) договоры аренды обособленных подразделений; 3) материалы внеплановых проверок управления потребительского рынка и ценовой политики (акты обследования магазинов, договоры аренды нежилых объектов недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРП, приказы, представленные с заявлениями общества о получении или переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции); 4) свидетельские показания покупателей и мерчандайзеров; 5) данные осмотров помещений магазинов; 6) фотографии. Исследовав представленные документы, суд указал, что выводы налогового органа основаны на описании различных не связанных между собой фактических обстоятельств, документально не подтверждены и носят предположительный (вероятностный) характер. Суд принял во внимание, что технические паспорта составлены задолго до проверяемого периода, не могут подтверждать отсутствие перепланировок, в договорах аренды указана только общая площадь арендуемых помещений, без разделения на торговую и подсобную, акты обследования магазинов уполномоченным органом составлены до начала применения налогоплательщиком ЕНВД, а осмотры помещений налоговым органом произведены после окончания периодов, в которых общество применяло ЕНВД, и не могут отражать состояние помещений в предыдущих налоговых периодах, показания свидетелей не могут быть достоверным источником сведений о торговой площади в определенный период. Суд признал неправомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий применения ЕНВД о предельной площади торговых залов. В качестве доказательств превышения предельной площади налоговым органом использованы следующие документы и сведения: 1) техническая документация по нежилым помещениям, в которых располагались обособленные подразделения (магазины): технические паспорта, ситуационные планы объектов недвижимого имущества, экспликации к поэтажному плану строений; 2) договоры аренды обособленных подразделений; 3) материалы внеплановых проверок управления потребительского рынка и ценовой политики (акты обследования магазинов, договоры аренды нежилых объектов недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРП, приказы, представленные с заявлениями общества о получении или переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции); 4) свидетельские показания покупателей и мерчандайзеров; 5) данные осмотров помещений магазинов; 6) фотографии. Исследовав представленные документы, суд указал, что выводы налогового органа основаны на описании различных не связанных между собой фактических обстоятельств, документально не подтверждены и носят предположительный (вероятностный) характер. Суд принял во внимание, что технические паспорта составлены задолго до проверяемого периода, не могут подтверждать отсутствие перепланировок, в договорах аренды указана только общая площадь арендуемых помещений, без разделения на торговую и подсобную, акты обследования магазинов уполномоченным органом составлены до начала применения налогоплательщиком ЕНВД, а осмотры помещений налоговым органом произведены после окончания периодов, в которых общество применяло ЕНВД, и не могут отражать состояние помещений в предыдущих налоговых периодах, показания свидетелей не могут быть достоверным источником сведений о торговой площади в определенный период. Суд признал неправомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Размер НДС, подлежащего восстановлению, определен налоговым органом исходя из соотношения удельного веса выручки по ЕНВД к общей выручке предпринимателя, размер которой установлен на основании сведений книги учета доходов и расходов, данных расчетного счета и фискальных отчетов ККТ, книг продаж. Учтена стоимость остатков продукции в рамках ЕНВД в соответствующих налоговых периодах по мере реализации товара и при определении пропорции, а также иные обстоятельства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Размер НДС, подлежащего восстановлению, определен налоговым органом исходя из соотношения удельного веса выручки по ЕНВД к общей выручке предпринимателя, размер которой установлен на основании сведений книги учета доходов и расходов, данных расчетного счета и фискальных отчетов ККТ, книг продаж. Учтена стоимость остатков продукции в рамках ЕНВД в соответствующих налоговых периодах по мере реализации товара и при определении пропорции, а также иные обстоятельства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым периодом по ЕНВД признавался квартал. Ставка ЕНВД устанавливалась в размере 15% величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения могли быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговым периодом по ЕНВД признавался квартал. Ставка ЕНВД устанавливалась в размере 15% величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения могли быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Статья: Тонкости расчета численности работников на ПСН
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 9)На наш взгляд, эти выводы справедливы и для ПСН, где расчет налога также привязан не к результатам деятельности, а к постоянным физическим показателям. Более того, поскольку "патентный" налог, в отличие от ЕНВД, рассчитывается по сути за будущий налоговый период и в общем случае не изменяется за весь срок действия патента, вывести какую-либо пропорцию с привязкой к результатам деятельности просто невозможно.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 9)На наш взгляд, эти выводы справедливы и для ПСН, где расчет налога также привязан не к результатам деятельности, а к постоянным физическим показателям. Более того, поскольку "патентный" налог, в отличие от ЕНВД, рассчитывается по сути за будущий налоговый период и в общем случае не изменяется за весь срок действия патента, вывести какую-либо пропорцию с привязкой к результатам деятельности просто невозможно.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 92-О
"По жалобе гражданина Виноградова Сергея Емельяновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"1. Арбитражный суд Удмуртской Республики решением от 12 сентября 2003 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2003 года, не удовлетворил требования индивидуального предпринимателя С.Е. Виноградова о признании недействительным письма межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Удмуртской Республике от 5 сентября 2003 года, которым заявителю было отказано в возврате уплаченных сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог на вмененный доход). Обосновывая свое решение, Арбитражный суд Удмуртской Республики указал, что часть вторая статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" позволяет налогоплательщикам уменьшать величину единого налога на вмененный доход, исчисленного за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в том же году. Поскольку С.Е. Виноградов уплатил исчисленные за 2002 год страховые взносы в 2003 году, налоговый орган, по мнению суда, правомерно отказал ему в возможности вычета этих страховых взносов из суммы единого налога на вмененный доход.
"По жалобе гражданина Виноградова Сергея Емельяновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"1. Арбитражный суд Удмуртской Республики решением от 12 сентября 2003 года, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2003 года, не удовлетворил требования индивидуального предпринимателя С.Е. Виноградова о признании недействительным письма межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Удмуртской Республике от 5 сентября 2003 года, которым заявителю было отказано в возврате уплаченных сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог на вмененный доход). Обосновывая свое решение, Арбитражный суд Удмуртской Республики указал, что часть вторая статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" позволяет налогоплательщикам уменьшать величину единого налога на вмененный доход, исчисленного за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в том же году. Поскольку С.Е. Виноградов уплатил исчисленные за 2002 год страховые взносы в 2003 году, налоговый орган, по мнению суда, правомерно отказал ему в возможности вычета этих страховых взносов из суммы единого налога на вмененный доход.
Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2001 N 82-О
"По жалобам граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области"1. Федеральным законом от 31 июля 1998 года "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 марта 1999 года) определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход, его плательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг, общественным питанием и розничной торговлей в сферах деятельности и на условиях, перечисленных в данном Федеральном законе (пункт 1 статьи 3), объект налогообложения и налоговый период (пункт 1 статьи 4), ставка налога - 20 процентов вмененного дохода (пункт 1 статьи 5), основные факторы, влияющие на расчет суммы единого налога (пункт 2 статьи 5), порядок зачисления уплачиваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сумм единого налога в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, региональные и местные бюджеты (пункты 1 и 2 статьи 7); законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими нормативными правовыми актами устанавливать размер вмененного дохода с учетом разрабатываемых Правительством Российской Федерации рекомендуемых формул расчета суммы единого налога и перечня рекомендуемых составляющих формул расчета и дополнять их иными составляющими (пункты 3 и 4 статьи 5), порядок исчисления единого налога (пункт 1 статьи 6), сроки уплаты авансовых платежей (пункт 2 статьи 6), распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (пункт 3 статьи 7), а также определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3, налоговые льготы и иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть вторая статьи 1). После установления и введения в действие единого налога на вмененный доход нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, перечисленных в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, в установленном порядке переводятся на уплату единого налога (статья 10).
"По жалобам граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области"1. Федеральным законом от 31 июля 1998 года "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 марта 1999 года) определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход, его плательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг, общественным питанием и розничной торговлей в сферах деятельности и на условиях, перечисленных в данном Федеральном законе (пункт 1 статьи 3), объект налогообложения и налоговый период (пункт 1 статьи 4), ставка налога - 20 процентов вмененного дохода (пункт 1 статьи 5), основные факторы, влияющие на расчет суммы единого налога (пункт 2 статьи 5), порядок зачисления уплачиваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сумм единого налога в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, региональные и местные бюджеты (пункты 1 и 2 статьи 7); законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими нормативными правовыми актами устанавливать размер вмененного дохода с учетом разрабатываемых Правительством Российской Федерации рекомендуемых формул расчета суммы единого налога и перечня рекомендуемых составляющих формул расчета и дополнять их иными составляющими (пункты 3 и 4 статьи 5), порядок исчисления единого налога (пункт 1 статьи 6), сроки уплаты авансовых платежей (пункт 2 статьи 6), распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (пункт 3 статьи 7), а также определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3, налоговые льготы и иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть вторая статьи 1). После установления и введения в действие единого налога на вмененный доход нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, перечисленных в пункте 1 статьи 3 данного Федерального закона, в установленном порядке переводятся на уплату единого налога (статья 10).
Последние изменения: Восстановление НДС по основным средствам
(КонсультантПлюс, 2025)При переходе налогоплательщика на ЕНВД с одновременным применением ОСН ранее принятый к вычету НДС по основным средствам подлежит восстановлению (пропорционально остаточной стоимости ОС без учета переоценки) в налоговом периоде, в котором ОС переданы или начинают использоваться для осуществления операций по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При переходе налогоплательщика на ЕНВД с одновременным применением ОСН ранее принятый к вычету НДС по основным средствам подлежит восстановлению (пропорционально остаточной стоимости ОС без учета переоценки) в налоговом периоде, в котором ОС переданы или начинают использоваться для осуществления операций по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Статья: Возмещение НДС неразрывно связано с итоговым решением по камеральной проверке - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)Обществу доначислены налог на прибыль, пени и штрафы в связи с неправомерным отнесением в состав внереализационных расходов безнадежных долгов по ликвидированным организациям, исключенным из ЕГРЮЛ. По мнению налогоплательщика, инспекцией необоснованно не принято во внимание основание для уменьшения размера вменяемого заявителю занижения базы налога на прибыль за 2018 г., поскольку налоговым органом необоснованно не учтен убыток прошлых налоговых периодов, который в соответствии со ст. 283 НК РФ подлежит переносу на будущее. Суд отказал в удовлетворении требования заявителя. При отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих размер понесенного убытка и период его возникновения, декларации не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном обществом размере. Документы, подтверждающие право на перенос убытков прошлых лет за рассматриваемый период, налогоплательщиком не представлены. Отсутствие у инспекции претензий к заявителю ранее (при проведении предыдущей проверки) не освобождает налогоплательщика от обязанности документально подтверждать понесенный им ранее убыток.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)Обществу доначислены налог на прибыль, пени и штрафы в связи с неправомерным отнесением в состав внереализационных расходов безнадежных долгов по ликвидированным организациям, исключенным из ЕГРЮЛ. По мнению налогоплательщика, инспекцией необоснованно не принято во внимание основание для уменьшения размера вменяемого заявителю занижения базы налога на прибыль за 2018 г., поскольку налоговым органом необоснованно не учтен убыток прошлых налоговых периодов, который в соответствии со ст. 283 НК РФ подлежит переносу на будущее. Суд отказал в удовлетворении требования заявителя. При отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих размер понесенного убытка и период его возникновения, декларации не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном обществом размере. Документы, подтверждающие право на перенос убытков прошлых лет за рассматриваемый период, налогоплательщиком не представлены. Отсутствие у инспекции претензий к заявителю ранее (при проведении предыдущей проверки) не освобождает налогоплательщика от обязанности документально подтверждать понесенный им ранее убыток.
Вопрос: О вычете НДС по товарам (ТМЦ), приобретенным и не использованным ООО в период применения ЕНВД, при переходе полностью на ОСН с 01.01.2021.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/272)В связи с этим организации, перешедшие с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения с уплаты ЕНВД, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и не использованным в период применения ЕНВД, принимали к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса, независимо от даты принятия этих товаров (работ, услуг) на учет. При этом вычеты указанных сумм НДС производились такими организациями в первом налоговом периоде 2021 года по налогу на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 03-07-11/272)В связи с этим организации, перешедшие с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения с уплаты ЕНВД, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и не использованным в период применения ЕНВД, принимали к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса, независимо от даты принятия этих товаров (работ, услуг) на учет. При этом вычеты указанных сумм НДС производились такими организациями в первом налоговом периоде 2021 года по налогу на добавленную стоимость.
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<33> В соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<33> В соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В 2021 г. Правительством РФ предприняты меры к устранению озвученной коллизии, но ограниченные - в части ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет, пособий беременным женщинам и пособий на детей от 8 до 17 лет. А именно п. 24 требований Постановления N 384, п. 21 правил Постановления N 1037 дают право заявителю (членам семьи) представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов при условии, что предпринимательская деятельность велась с применением УСН (объект налогообложения "доходы"), ЕНВД или ПСН. В таком случае уполномоченный орган, рассчитывая среднедушевой доход семьи, должен руководствоваться документами (сведениями) заявителя. В остальном источником информации о доходах является ФНС, хотя акты Правительства возлагают эту обязанность и на заявителя с оговоркой "в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации". Безусловно, заявитель должен иметь такую возможность, поскольку ввиду несовпадения расчетного периода для определения нуждаемости семьи с налоговым (отчетными) периодом ФНС может не располагать информацией о доходах (полностью или в части). Но в приведенных нормах речь опять же идет только "о размере доходов от занятий предпринимательской деятельностью и доходов от осуществления частной практики" (п. 13 требований Постановления N 384, п. 21 перечня документов по Постановлению N 1037). Расходы проигнорированы. Возможно, с точки зрения Правительства РФ, их учет в контексте нуждаемости семьи представляется само собой разумеющимся. Но анализ судебной практики эту очевидность не подтверждает, скорее - напротив. Также неясно, почему право подачи документов (сведений) о расходах не закреплено для лиц, применяющих ЕСХН и УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"? Учет последних заявителю нередко приходится отстаивать в суде. В этом плане налогоплательщики УСН "доходы" поставлены в привилегированное положение. Можно вспомнить и НПД. Доходы, полученные при его применении, приведены отдельно в подп. "о" п. 21 требований Постановления N 384, подп. "м" п. 18 правил Постановления N 1037, а информация о данных суммах представляется заявителем. Но деятельность лиц на НПД сопряжена с расходами, отсутствие учета которых приведет к завышению среднедушевого дохода семьи. Избирательность актов Правительства РФ в отношении специальных налоговых режимов нелогична.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В 2021 г. Правительством РФ предприняты меры к устранению озвученной коллизии, но ограниченные - в части ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет, пособий беременным женщинам и пособий на детей от 8 до 17 лет. А именно п. 24 требований Постановления N 384, п. 21 правил Постановления N 1037 дают право заявителю (членам семьи) представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов при условии, что предпринимательская деятельность велась с применением УСН (объект налогообложения "доходы"), ЕНВД или ПСН. В таком случае уполномоченный орган, рассчитывая среднедушевой доход семьи, должен руководствоваться документами (сведениями) заявителя. В остальном источником информации о доходах является ФНС, хотя акты Правительства возлагают эту обязанность и на заявителя с оговоркой "в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации". Безусловно, заявитель должен иметь такую возможность, поскольку ввиду несовпадения расчетного периода для определения нуждаемости семьи с налоговым (отчетными) периодом ФНС может не располагать информацией о доходах (полностью или в части). Но в приведенных нормах речь опять же идет только "о размере доходов от занятий предпринимательской деятельностью и доходов от осуществления частной практики" (п. 13 требований Постановления N 384, п. 21 перечня документов по Постановлению N 1037). Расходы проигнорированы. Возможно, с точки зрения Правительства РФ, их учет в контексте нуждаемости семьи представляется само собой разумеющимся. Но анализ судебной практики эту очевидность не подтверждает, скорее - напротив. Также неясно, почему право подачи документов (сведений) о расходах не закреплено для лиц, применяющих ЕСХН и УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"? Учет последних заявителю нередко приходится отстаивать в суде. В этом плане налогоплательщики УСН "доходы" поставлены в привилегированное положение. Можно вспомнить и НПД. Доходы, полученные при его применении, приведены отдельно в подп. "о" п. 21 требований Постановления N 384, подп. "м" п. 18 правил Постановления N 1037, а информация о данных суммах представляется заявителем. Но деятельность лиц на НПД сопряжена с расходами, отсутствие учета которых приведет к завышению среднедушевого дохода семьи. Избирательность актов Правительства РФ в отношении специальных налоговых режимов нелогична.
Вопрос: О вычете НДС по остаткам ювелирных изделий, приобретенных в целях дальнейшей реализации ИП в период применения ЕНВД и ПСН, при переходе на общую систему налогообложения с 01.01.2023.
(Письмо Минфина России от 04.05.2023 N 03-07-11/41494)На 1 января 2023 г. на балансе ИП имеются остатки товара, приобретенного с НДС. Просим разъяснить: имеет ли предприниматель право на применение вычетов НДС по товарам, приобретенным и не проданным ИП в периоде применения ЕНВД и патентной системы налогообложения, после перехода на общий режим налогообложения, на непроданные ювелирные изделия? Если предприниматель имеет право на вычет НДС по остаткам товаров, то в каком налоговом периоде можно воспользоваться таким правом и с какого момента?
(Письмо Минфина России от 04.05.2023 N 03-07-11/41494)На 1 января 2023 г. на балансе ИП имеются остатки товара, приобретенного с НДС. Просим разъяснить: имеет ли предприниматель право на применение вычетов НДС по товарам, приобретенным и не проданным ИП в периоде применения ЕНВД и патентной системы налогообложения, после перехода на общий режим налогообложения, на непроданные ювелирные изделия? Если предприниматель имеет право на вычет НДС по остаткам товаров, то в каком налоговом периоде можно воспользоваться таким правом и с какого момента?
Статья: Налоговая реконструкция: разъяснения ФНС России
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)Заслуживает внимания факт отдельного упоминания спецрежима ЕНВД, несмотря на его отмену с 2021 г. Это говорит об особом внимании налоговиков к данному режиму и намерении проверить налогоплательщиков за прошедшие налоговые периоды с учетом 3-летнего срока ограничения на проведение выездных налоговых проверок. При этом нарушение может выражаться в применении ЕНВД как одним субъектом (например, сокрытие реальной площади торгового зала), так и группой компаний и оценкой налоговым органом незаконного дробления бизнеса (формальное разделение торговых площадей между взаимозависимыми лицами).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 6)Заслуживает внимания факт отдельного упоминания спецрежима ЕНВД, несмотря на его отмену с 2021 г. Это говорит об особом внимании налоговиков к данному режиму и намерении проверить налогоплательщиков за прошедшие налоговые периоды с учетом 3-летнего срока ограничения на проведение выездных налоговых проверок. При этом нарушение может выражаться в применении ЕНВД как одним субъектом (например, сокрытие реальной площади торгового зала), так и группой компаний и оценкой налоговым органом незаконного дробления бизнеса (формальное разделение торговых площадей между взаимозависимыми лицами).