ЕНВД 2021 год изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу ЕНВД 2021 год изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается продление срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года. С 1 января 2017 года увеличены предельный размер дохода, предоставляющий налогоплательщику право использования УСН (с 60 до 150 млн. рублей), предельный размер дохода по итогам девяти месяцев, при котором организации получают право перейти на УСН (с 45 до 90 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств, используемый в целях применения УСН (со 100 до 150 млн. рублей). Также принят Федеральный закон N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий особенности постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги иным физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.
(утв. Минэкономразвития России)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается продление срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года. С 1 января 2017 года увеличены предельный размер дохода, предоставляющий налогоплательщику право использования УСН (с 60 до 150 млн. рублей), предельный размер дохода по итогам девяти месяцев, при котором организации получают право перейти на УСН (с 45 до 90 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств, используемый в целях применения УСН (со 100 до 150 млн. рублей). Также принят Федеральный закон N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий особенности постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги иным физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<27> Мою позицию по ним см.: Может ли государство изменить обещанные условия налогообложения самозанятых ранее 2028 года? URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/05/2008.html; Аркадий Брызгалин: "Государство будет усиливать контроль. У него просто нет выбора". URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/12/blog-post_21.html (дата обращения: 22.01.2021).
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<27> Мою позицию по ним см.: Может ли государство изменить обещанные условия налогообложения самозанятых ранее 2028 года? URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/05/2008.html; Аркадий Брызгалин: "Государство будет усиливать контроль. У него просто нет выбора". URL: http://www.nalog-briz.ru/2020/12/blog-post_21.html (дата обращения: 22.01.2021).
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одним из знаковых изменений в налоговой системе Российской Федерации в последнее время стала отмена действия с 1 января 2021 года специального режима налогообложения на основе уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который действовал с 1998 года. Отмена ЕНВД откладывалась в течение нескольких лет, действие специального режима продлевалось, но в текущем году это произошло. Данное событие заставляет задуматься, почему в конечном итоге единый налог на вмененный доход прекратил свое существование. В статье проанализированы природа вмененных налогов, мировой и отечественный опыт их применения, рассмотрены все действующие на текущий момент варианты налогообложения России, в основе которых лежит принцип вмененности: налог на игорный бизнес, патентная система налогообложения, уплата "за себя" взносов во внебюджетные фонды на обязательное страхование, а также отмененный в текущем году ЕНВД. Определены причины установления вмененных налогов и перспективы их применения в условиях цифровизации налогового администрирования. Отдельное внимание уделено введению нового специального налогового режима на основе уплаты налога на профессиональный доход (НПД), который, вероятно, пришел на смену патентной системе налогообложения, так как его уплата и администрирование осуществляются полностью на цифровой платформе с использованием приложения "Мой налог".
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одним из знаковых изменений в налоговой системе Российской Федерации в последнее время стала отмена действия с 1 января 2021 года специального режима налогообложения на основе уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который действовал с 1998 года. Отмена ЕНВД откладывалась в течение нескольких лет, действие специального режима продлевалось, но в текущем году это произошло. Данное событие заставляет задуматься, почему в конечном итоге единый налог на вмененный доход прекратил свое существование. В статье проанализированы природа вмененных налогов, мировой и отечественный опыт их применения, рассмотрены все действующие на текущий момент варианты налогообложения России, в основе которых лежит принцип вмененности: налог на игорный бизнес, патентная система налогообложения, уплата "за себя" взносов во внебюджетные фонды на обязательное страхование, а также отмененный в текущем году ЕНВД. Определены причины установления вмененных налогов и перспективы их применения в условиях цифровизации налогового администрирования. Отдельное внимание уделено введению нового специального налогового режима на основе уплаты налога на профессиональный доход (НПД), который, вероятно, пришел на смену патентной системе налогообложения, так как его уплата и администрирование осуществляются полностью на цифровой платформе с использованием приложения "Мой налог".
Статья: Вопросы применения измененных положений Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Можно также напомнить, что в соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ <10> с 1 января 2021 г. ЕНВД более не применяется, вследствие чего субсидиарно регламентировать федеральные ограничения по ПСН через отсылку к положениям о ЕНВД уже в принципе невозможно.
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Можно также напомнить, что в соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ <10> с 1 января 2021 г. ЕНВД более не применяется, вследствие чего субсидиарно регламентировать федеральные ограничения по ПСН через отсылку к положениям о ЕНВД уже в принципе невозможно.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.
Статья: Проблемы внедрения маркировки товаров средствами идентификации
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, подлежащими обязательной маркировке, с момента введения обязательной маркировки не имеют больше возможности применять такие налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН. В частности, на 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, отменяющие ЕНВД.
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, подлежащими обязательной маркировке, с момента введения обязательной маркировки не имеют больше возможности применять такие налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН. В частности, на 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, отменяющие ЕНВД.
Вопрос: О праве на применение УСН организацией, в которой доля участия муниципального образования в лице администрации муниципального образования составляет 100 процентов.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 03-11-11/62506)Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" Кодекса признана утратившей силу и не применяется с 1 января 2022 года.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 03-11-11/62506)Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" Кодекса признана утратившей силу и не применяется с 1 января 2022 года.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Регулируется ли нормами о розничной купле-продаже приобретение в розницу товаров для обеспечения деятельности организации и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Приведенная судебная практика сформирована до 01.01.2021 (даты отмены ЕНВД согласно Федеральному закону от 29.06.2012 N 97-ФЗ), однако актуальна и сейчас, поскольку правовое регулирование ситуации не изменилось.
Регулируется ли нормами о розничной купле-продаже приобретение в розницу товаров для обеспечения деятельности организации и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Приведенная судебная практика сформирована до 01.01.2021 (даты отмены ЕНВД согласно Федеральному закону от 29.06.2012 N 97-ФЗ), однако актуальна и сейчас, поскольку правовое регулирование ситуации не изменилось.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)Если рассматривать ситуацию по видам муниципальных образований, можно отметить разнонаправленные изменения по ЕНВД. В городских округах его величина в I квартале 2021 г. возросла на 3%, в то время как в муниципальных районах продолжила снижаться достаточно сильно - на 25%. Это свидетельствует о меньшей способности к восстановлению малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Среди городских округов более активно процессы восстановления наблюдались в крупных городах, которые являются основой формирования доходов на всех уровнях бюджетной системы страны [10]. До этого в 2020 г. именно они столкнулись с более существенными проблемами [11]. Эта тенденция прослеживалась по основному бюджетообразующему налогу - НДФЛ. В городских округах наблюдался суммарных рост налоговых поступлений, в бюджетах муниципальных районов и поселений - снижение. Данные за I квартал 2021 г. не позволяют делать окончательных выводов из-за возможной неравномерности зачисления доходов. Однако они явно свидетельствуют о том, что сельские территории столкнулись с проблемами в сфере формирования бюджетных доходов. По неналоговым доходам быстрее рост происходил также в городских бюджетах по сравнению с районными. Объем дотаций бюджетам городских округов несколько вырос (+7%), а муниципальных районов - уменьшился (-9%). Величина субсидий возросла для городских округов на 32%, а для муниципальных районов - на 20%. Это связано с лучшей "встроенностью" в программы крупных муниципальных образований.