Единый цифровой контур
Подборка наиболее важных документов по запросу Единый цифровой контур (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учреждением... размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест для государственных медицинских организаций... который осуществлялся в соответствии с Федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящим в состав национального проекта "Здравоохранение"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учреждением... размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест для государственных медицинских организаций... который осуществлялся в соответствии с Федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящим в состав национального проекта "Здравоохранение"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Формирование на государственном уровне единого цифрового контура бесплатной юридической помощи создает возможность предоставить дополнительную правовую информацию и обеспечить ее доступность всем гражданам в каждом субъекте Российской Федерации вне зависимости от места проживания. Вместе с тем важно подчеркнуть, что информационная система "Правовая помощь" может использоваться как дополнительный инструмент наряду с установленной в законе единой системой бесплатной юридической помощи.
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Формирование на государственном уровне единого цифрового контура бесплатной юридической помощи создает возможность предоставить дополнительную правовую информацию и обеспечить ее доступность всем гражданам в каждом субъекте Российской Федерации вне зависимости от места проживания. Вместе с тем важно подчеркнуть, что информационная система "Правовая помощь" может использоваться как дополнительный инструмент наряду с установленной в законе единой системой бесплатной юридической помощи.
Статья: Особенности фармацевтического рынка в современных условиях
(Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Массовое внедрение и освоение цифровых технологий затрагивают и сферу здравоохранения: происходят переход к электронному документообороту, создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, информатизация процессов назначения медикаментозного лечения и обращения лекарственных препаратов.
(Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Массовое внедрение и освоение цифровых технологий затрагивают и сферу здравоохранения: происходят переход к электронному документообороту, создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, информатизация процессов назначения медикаментозного лечения и обращения лекарственных препаратов.
Нормативные акты
Статья: Отдельные аспекты защиты врачебной тайны при использовании телемедицинских технологий в здравоохранении
(Федотов Н.Е.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Опрос, проведенный в 2022 году, подтверждает, что медицинские клиники передают данные в Единую государственную информационную систему здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), при этом не все из них применяют электронную общую систему, где хранятся все необходимые данные. Так, "31% клиник начали процесс интеграции в единый цифровой контур, 38% - лишь собираются это сделать в ближайшем будущем" <16>, в то время как 31% частных клиник еще не определились, как передавать данные в ЕГИСЗ, хотя с 1 января 2019 года они также обязаны передавать данные в эту систему.
(Федотов Н.Е.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Опрос, проведенный в 2022 году, подтверждает, что медицинские клиники передают данные в Единую государственную информационную систему здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), при этом не все из них применяют электронную общую систему, где хранятся все необходимые данные. Так, "31% клиник начали процесс интеграции в единый цифровой контур, 38% - лишь собираются это сделать в ближайшем будущем" <16>, в то время как 31% частных клиник еще не определились, как передавать данные в ЕГИСЗ, хотя с 1 января 2019 года они также обязаны передавать данные в эту систему.
Интервью: В медицину придут цифровые стандарты
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)- Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный документооборот, и его невозможно сделать в отрыве от ОМС. Все разработки переиспользуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесообразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)- Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный документооборот, и его невозможно сделать в отрыве от ОМС. Все разработки переиспользуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесообразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Работа посвящена изучению цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов. Отмечены значительный объем таких актов в нормативной правовой системе страны, многочисленность правотворческих недостатков на местном уровне власти. Рассмотрено применение современных программно-технических решений для обеспечения контрольной деятельности, а также для непосредственного обнаружения правотворческих дефектов. Отражены отдельные аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта, которые в силу сложности алгоритмов способны самостоятельно решать рутинные задачи, дать возможность специалисту сконцентрироваться на более сложных этапах контрольной деятельности, при этом могут создавать угрозы безопасности. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости создания единого цифрового контура правотворчества и контроля его законности.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Работа посвящена изучению цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов. Отмечены значительный объем таких актов в нормативной правовой системе страны, многочисленность правотворческих недостатков на местном уровне власти. Рассмотрено применение современных программно-технических решений для обеспечения контрольной деятельности, а также для непосредственного обнаружения правотворческих дефектов. Отражены отдельные аспекты внедрения технологий искусственного интеллекта, которые в силу сложности алгоритмов способны самостоятельно решать рутинные задачи, дать возможность специалисту сконцентрироваться на более сложных этапах контрольной деятельности, при этом могут создавать угрозы безопасности. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости создания единого цифрового контура правотворчества и контроля его законности.
Статья: О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<19> Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что приоритеты государства по цифровой трансформации отрасли зафиксированы в ряде документов, ключевыми среди которых являются: Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"); Национальный проект "Здравоохранение": федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)"; 8 показателей, входящих в оценку цифровой зрелости отрасли "Здравоохранение" (Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"); Ведомственная программа цифровой трансформации Минздрава России (Приказ Минздрава России от 27 января 2021 г. N 28 "Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов") (см.: Цифровая трансформация отраслей. С. 195).
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<19> Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают, что приоритеты государства по цифровой трансформации отрасли зафиксированы в ряде документов, ключевыми среди которых являются: Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"); Национальный проект "Здравоохранение": федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)"; 8 показателей, входящих в оценку цифровой зрелости отрасли "Здравоохранение" (Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"); Ведомственная программа цифровой трансформации Минздрава России (Приказ Минздрава России от 27 января 2021 г. N 28 "Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов") (см.: Цифровая трансформация отраслей. С. 195).
Статья: О формировании цифрового медицинского права
(Записная Т.В.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Как в международных нормативных документах, так и в российских под цифровизацией медицины понимается достаточно широкий спектр явлений. Если исходить из наиболее общего понимания цифрового права как нормативного массива, регулирующего отношения с использованием информационной среды глобальных компьютерных сетей, то процесс формирования цифрового медицинского права уже запущен. Нормы цифрового медицинского права стали появляться как результат необходимости правового регулирования процессов создания и функционирования единого цифрового контура в здравоохранении и развитии телемедицины. В дальнейшем массив цифрового медицинского права должен прирасти за счет норм, оформляющих отношения с участием искусственного интеллекта. В таком виде цифровое медицинское право будет крайне неустойчивым образованием, так как часть отношений будет носить явно информационный характер и относиться к сфере информационного права. В свою очередь, нормы цифрового медицинского права входят в циклический нормативный массив, объединяющий нормы, опосредующие процессы цифровизации иных отраслей жизнедеятельности. Вершиной такого циклического нормативного массива следует признать нормы, определяющие правовой режим информации, применения информационных технологий, обеспечения защиты информации, закрепленные в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7>.
(Записная Т.В.)
("Медицинское право", 2022, N 1)Как в международных нормативных документах, так и в российских под цифровизацией медицины понимается достаточно широкий спектр явлений. Если исходить из наиболее общего понимания цифрового права как нормативного массива, регулирующего отношения с использованием информационной среды глобальных компьютерных сетей, то процесс формирования цифрового медицинского права уже запущен. Нормы цифрового медицинского права стали появляться как результат необходимости правового регулирования процессов создания и функционирования единого цифрового контура в здравоохранении и развитии телемедицины. В дальнейшем массив цифрового медицинского права должен прирасти за счет норм, оформляющих отношения с участием искусственного интеллекта. В таком виде цифровое медицинское право будет крайне неустойчивым образованием, так как часть отношений будет носить явно информационный характер и относиться к сфере информационного права. В свою очередь, нормы цифрового медицинского права входят в циклический нормативный массив, объединяющий нормы, опосредующие процессы цифровизации иных отраслей жизнедеятельности. Вершиной такого циклического нормативного массива следует признать нормы, определяющие правовой режим информации, применения информационных технологий, обеспечения защиты информации, закрепленные в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7>.
Статья: Формирование цифрового здравоохранения как вызов времени
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Особенно актуально создание в Российской Федерации единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с национальным проектом "Здравоохранение" (предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), а также путем взаимодействия медицинских информационных систем частных медицинских организаций с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения <19>.
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Особенно актуально создание в Российской Федерации единого цифрового контура здравоохранения на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в соответствии с национальным проектом "Здравоохранение" (предусмотрено Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), а также путем взаимодействия медицинских информационных систем частных медицинских организаций с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения <19>.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в рамках национального проекта "Образование" реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда", национального проекта "Здравоохранение" - федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; национального проекта "Культура" - федеральный проект "Цифровая культура"; национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - федеральный проект "Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами" и т.д.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в рамках национального проекта "Образование" реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда", национального проекта "Здравоохранение" - федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; национального проекта "Культура" - федеральный проект "Цифровая культура"; национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - федеральный проект "Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами" и т.д.
Статья: Наемный труд в условиях экспериментальных правовых режимов
(Филипова И.А., Громова Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)- Методическими рекомендациями по приобретению и внедрению медицинских изделий с ИИ <14>, разработанными для федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в рамках национального проекта "Здравоохранение";
(Филипова И.А., Громова Е.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)- Методическими рекомендациями по приобретению и внедрению медицинских изделий с ИИ <14>, разработанными для федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в рамках национального проекта "Здравоохранение";
Статья: Элементы системы обеспечения безопасности медицинской деятельности: правовой аспект
(Базарова Н.В.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Безопасность при обработке персональных данных и работе с конфиденциальной информацией в современной системе медицинской деятельности связана с использованием защищенных информационных комплексов и сетей, обеспечением правовой и технической защиты персональных данных пациентов в условиях реализации Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" Национального проекта "Здравоохранение" <16>, определившего основные задачи цифровизации системы здравоохранения - создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений, а также предполагается решить задачи по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам <17>.
(Базарова Н.В.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Безопасность при обработке персональных данных и работе с конфиденциальной информацией в современной системе медицинской деятельности связана с использованием защищенных информационных комплексов и сетей, обеспечением правовой и технической защиты персональных данных пациентов в условиях реализации Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" Национального проекта "Здравоохранение" <16>, определившего основные задачи цифровизации системы здравоохранения - создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений, а также предполагается решить задачи по трансформации процессов организации системы здравоохранения за счет автоматизированного информационного сопровождения, а также мониторинга и анализа использования ресурсов здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам <17>.
Статья: О концепции развития правового регулирования отношений в сфере цифровизации отечественного здравоохранения
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2021, N 5)Первым этапом цифровизации отечественного здравоохранения стало внедрение единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Установка по созданию цифрового контура направлена на достижение задачи своевременного и эффективного обмена достоверной информацией между элементами информационного общества, к которым можно отнести граждан, медицинские и страховые организации, органы исполнительной власти. Накопленные данные могут быть использованы как для обучения искусственного интеллекта диагностике и поддержке принятия врачебных решений, так и для обработки медицинской статистики с целью составления предварительной оценки человеческих и финансовых ресурсов, которые необходимо будет выделить. При этом Президент РФ В.В. Путин обращает внимание на то, что "в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов" <4>. Из существа поставленной задачи вытекает необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов, направленных на детальное регулирование вопросов доступа к данным, обмена, безопасности, конфиденциальности и защиты данных в соответствии с обязательствами в области прав человека. Необходимо также рассмотреть вопрос о праве субъектов, которым принадлежат данные, осуществлять контроль, который каждый должен иметь над своей личной информацией.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2021, N 5)Первым этапом цифровизации отечественного здравоохранения стало внедрение единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Установка по созданию цифрового контура направлена на достижение задачи своевременного и эффективного обмена достоверной информацией между элементами информационного общества, к которым можно отнести граждан, медицинские и страховые организации, органы исполнительной власти. Накопленные данные могут быть использованы как для обучения искусственного интеллекта диагностике и поддержке принятия врачебных решений, так и для обработки медицинской статистики с целью составления предварительной оценки человеческих и финансовых ресурсов, которые необходимо будет выделить. При этом Президент РФ В.В. Путин обращает внимание на то, что "в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов" <4>. Из существа поставленной задачи вытекает необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов, направленных на детальное регулирование вопросов доступа к данным, обмена, безопасности, конфиденциальности и защиты данных в соответствии с обязательствами в области прав человека. Необходимо также рассмотреть вопрос о праве субъектов, которым принадлежат данные, осуществлять контроль, который каждый должен иметь над своей личной информацией.