Единство экономического пространства
Подборка наиболее важных документов по запросу Единство экономического пространства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из единства экономического пространства и правовой системы РФ являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, т.е. и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 614 ГК РФ, п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из единства экономического пространства и правовой системы РФ являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, т.е. и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФ"Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что означает принцип справедливости в налоговом праве
(КонсультантПлюс, 2025)единство экономического пространства не должно нарушаться введением налогов и сборов. В том числе налоги и сборы не должны прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг), финансовых средств в пределах территории РФ, ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физлиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)единство экономического пространства не должно нарушаться введением налогов и сборов. В том числе налоги и сборы не должны прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг), финансовых средств в пределах территории РФ, ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физлиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).
Статья: Эволюция разрешения споров в сфере профессионального киберспорта: от государственного правосудия к альтернативным способам урегулирования правовых конфликтов
(Ланг П.П., Валеев Д.Х.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Таким образом, в условиях цифровой трансформации общественных отношений и имплементации киберспортивных правоотношений в правовую систему Российской Федерации наблюдается императивная необходимость формирования специализированного правового дискурса, базирующегося на конституционном принципе единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ <6>), что детерминирует потребность в создании комплексной системы юрисдикционного обеспечения киберспортивной индустрии.
(Ланг П.П., Валеев Д.Х.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Таким образом, в условиях цифровой трансформации общественных отношений и имплементации киберспортивных правоотношений в правовую систему Российской Федерации наблюдается императивная необходимость формирования специализированного правового дискурса, базирующегося на конституционном принципе единства экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ <6>), что детерминирует потребность в создании комплексной системы юрисдикционного обеспечения киберспортивной индустрии.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"11. До 1 января 2028 года в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии Правительство Российской Федерации может устанавливать особенности осуществления на территории Донецкой Народной Республики прав собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства в части:
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"11. До 1 января 2028 года в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии Правительство Российской Федерации может устанавливать особенности осуществления на территории Донецкой Народной Республики прав собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства в части:
Статья: Евразийская патентная юрисдикция - нормативная основа разрешения патентных споров
(Синицын С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для целей правового обеспечения единства экономического пространства ЕАЭС перспективно формирование основ правового регулирования и самого компетентного суда на наднациональном уровне. Важно отметить целесообразность закрепления специальной компетенции Евразийского патентного суда, принимающего судебные акты по сути заявляемых требований с возможностью их безусловного и принудительного исполнения в любом государстве - участнике ЕАЭС без отсылок к национальному праву. Конфликт с национальным правом должен быть исключен хотя бы потому, что евразийский патент выдается уполномоченным государствами - участниками Евразийской патентной конвенции органом - Евразийским патентным ведомством - и предназначен для охраны интеллектуальных прав на пространстве ЕАЭС, а также на территории иных государств - членов Евразийской патентной организации. Только при оптимизации материального и процессуального права и учреждении Евразийского патентного суда этап по формированию региональной системы охраны патентных прав может считаться пройденным - это слагаемые одной системной задачи.
(Синицын С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для целей правового обеспечения единства экономического пространства ЕАЭС перспективно формирование основ правового регулирования и самого компетентного суда на наднациональном уровне. Важно отметить целесообразность закрепления специальной компетенции Евразийского патентного суда, принимающего судебные акты по сути заявляемых требований с возможностью их безусловного и принудительного исполнения в любом государстве - участнике ЕАЭС без отсылок к национальному праву. Конфликт с национальным правом должен быть исключен хотя бы потому, что евразийский патент выдается уполномоченным государствами - участниками Евразийской патентной конвенции органом - Евразийским патентным ведомством - и предназначен для охраны интеллектуальных прав на пространстве ЕАЭС, а также на территории иных государств - членов Евразийской патентной организации. Только при оптимизации материального и процессуального права и учреждении Евразийского патентного суда этап по формированию региональной системы охраны патентных прав может считаться пройденным - это слагаемые одной системной задачи.
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Построение налоговых систем в зарубежных странах может быть различным не только в силу проводимой фискальной политики, но и в силу государственного устройства и степени фискального федерализма <19>. Наличие или отсутствие в стране единства налоговой системы зависит от степени интеграции публично-правовых образований в рамках единого государства. Единство экономического пространства как конституционный принцип государственного управления в стране не всегда предполагает единство налоговой системы. В децентрализованных моделях фискального федерализма наблюдается множество различных налоговых систем, объединенных общенациональными принципами и требованиями, как правило закрепленными в конституционных актах. В США, Канаде, Швейцарии как децентрализованных государствах функционирует система отдельных налоговых систем, включающих свободу установления и введения налогов и сборов <20>, регулятивную и процедурную составляющие ("свои налоговые законы"). Такие страны пестрят разнообразными налогами и сборами. В США, к примеру, отсутствует исчерпывающий перечень налогов и сборов, поскольку федеральные органы власти не регулируют налоги и сборы штатов и муниципалитетов, равно как и не регулируют процедуру их взимания. Внутренняя гармонизация налоговых систем в децентрализованных государствах осуществляется преимущественно за счет "негативного" правотворчества - деятельности высших судов. В случае если введение налога на субфедеральном уровне препятствует свободному перемещению товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы внутри страны, такой налог будет подлежать отмене в силу судебного решения, направленного на защиту принципа единства экономического пространства.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Указанные ограничения вступили в силу с 1 июля 2008 г. <1> в соответствии со ст. 47 Закона об электроэнергетике. Цель ограничений заключается в обеспечении безопасности России, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечении единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии. До окончания переходного периода реформирования электроэнергетики субъекты электроэнергетики - смежные сетевые организации, владевшие объектами, входившими в ЕНЭС, в соответствии с Правилами передачи электрической энергии регулировали отношения по передаче электрической энергии друг с другом на основании договоров использования объектов ЕНЭС. С 1 июля 2008 г. эти отношения между сетевыми организациями регулируются на основании такого же договора, но уже с ПАО "Россети" (п. 37 указанных Правил).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Указанные ограничения вступили в силу с 1 июля 2008 г. <1> в соответствии со ст. 47 Закона об электроэнергетике. Цель ограничений заключается в обеспечении безопасности России, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечении единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии. До окончания переходного периода реформирования электроэнергетики субъекты электроэнергетики - смежные сетевые организации, владевшие объектами, входившими в ЕНЭС, в соответствии с Правилами передачи электрической энергии регулировали отношения по передаче электрической энергии друг с другом на основании договоров использования объектов ЕНЭС. С 1 июля 2008 г. эти отношения между сетевыми организациями регулируются на основании такого же договора, но уже с ПАО "Россети" (п. 37 указанных Правил).
Статья: О соотношении экономической и бюджетной безопасности
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Впрочем, подобный подход не выдерживается в нормативных правовых актах и документах стратегического планирования, которые преимущественно оперируют формулой "экономическая безопасность - это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз". Соответствующий подход можно встретить в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208), которая также указывает на включение в состав экономической безопасности обеспечения экономического суверенитета страны, единства экономического пространства, а также создание (наличие) условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
(Темирбулатова Ф.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Впрочем, подобный подход не выдерживается в нормативных правовых актах и документах стратегического планирования, которые преимущественно оперируют формулой "экономическая безопасность - это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз". Соответствующий подход можно встретить в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208), которая также указывает на включение в состав экономической безопасности обеспечения экономического суверенитета страны, единства экономического пространства, а также создание (наличие) условий для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Статья: Понятие, сущность и содержание экономической безопасности предприятия
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Лотикова Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В Указе Президента РФ от 13.06.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" определено понятие термина "экономическая безопасность", представляющее собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации <5>.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Лотикова Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В Указе Президента РФ от 13.06.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" определено понятие термина "экономическая безопасность", представляющее собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Роль бухгалтерского учета наиболее емко определена КС России: бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя России. Данная правовая позиция, основанная на положениях ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1), выражена КС России в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <23> и подтверждена в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П <24> и Определении от 13 июня 2006 г. N 319-О <25>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Роль бухгалтерского учета наиболее емко определена КС России: бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя России. Данная правовая позиция, основанная на положениях ст. 71 (п. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1), выражена КС России в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П <23> и подтверждена в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П <24> и Определении от 13 июня 2006 г. N 319-О <25>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.