Единственный поставщик 275-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Единственный поставщик 275-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим закупок в рамках государственного оборонного заказа
(Свининых Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 6)Например, в силу ч. 6 ст. 6 Закона N 275-ФЗ единственный поставщик (исполнитель, подрядчик), определенный законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, не вправе отказаться от принятия ГОЗ, если заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта. Ограничение свободы принятия решения о заключении государственного контракта по ГОЗ установлено также для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 Закона N 275-ФЗ доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
(Свининых Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 6)Например, в силу ч. 6 ст. 6 Закона N 275-ФЗ единственный поставщик (исполнитель, подрядчик), определенный законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, не вправе отказаться от принятия ГОЗ, если заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта. Ограничение свободы принятия решения о заключении государственного контракта по ГОЗ установлено также для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 Закона N 275-ФЗ доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)3) государственный контракт заключался и исполнялся с учетом требований норм как Закона о контрактной системе (например, в части порядка и размера гражданско-правовой ответственности сторон), так и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (например, в части основания для заключения контракта с единственным поставщиком или расширенного круга обязанностей поставщика). Ответчик является профессиональным участником рынка соответствующей продукции, а также единственным ее производителем. Изделия, на поставку которых был заключен контракт, производятся предприятием на протяжении многих лет, и ответчик обладает необходимыми кадровыми (более 1 800 человек), научными и производственными ресурсами. Он имел возможность заменить четверых самоизолированных рабочих и завершить сборку изделий в установленный планом-графиком срок. Из табеля учета служебного времени (за апрель - июнь 2020 г.) также не усматривается, что испытания продукции (которые требовались по условиям конструкторской документации) осуществлялись только одним работником из троих;
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)3) государственный контракт заключался и исполнялся с учетом требований норм как Закона о контрактной системе (например, в части порядка и размера гражданско-правовой ответственности сторон), так и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (например, в части основания для заключения контракта с единственным поставщиком или расширенного круга обязанностей поставщика). Ответчик является профессиональным участником рынка соответствующей продукции, а также единственным ее производителем. Изделия, на поставку которых был заключен контракт, производятся предприятием на протяжении многих лет, и ответчик обладает необходимыми кадровыми (более 1 800 человек), научными и производственными ресурсами. Он имел возможность заменить четверых самоизолированных рабочих и завершить сборку изделий в установленный планом-графиком срок. Из табеля учета служебного времени (за апрель - июнь 2020 г.) также не усматривается, что испытания продукции (которые требовались по условиям конструкторской документации) осуществлялись только одним работником из троих;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3.2 статьи 7.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Проект государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемого в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками, или реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Проект государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемого в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками, или реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну
Статья: Об изменениях в порядке учета бюджетных и денежных обязательств
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- п. 3 графы 2 Перечня, - в течение пяти рабочих дней (ранее - двух дней) до дня заключения согласно ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемого в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов или в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну;
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- п. 3 графы 2 Перечня, - в течение пяти рабочих дней (ранее - двух дней) до дня заключения согласно ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемого в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов или в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну;
Вопрос: Вправе ли исполнители, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не применять уровень рентабельности, определенный государственным заказчиком?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) формирование цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязанностью государственного заказчика. При этом государственный заказчик, формируя цену государственного контракта, устанавливает цену продукции, поставляемой единственным поставщиком, в том числе на основе анализа представленного единственным поставщиком предложения о цене, подготавливаемого с участием исполнителей, входящих в его кооперацию (пункты 129, 155 Положения N 1465).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) формирование цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязанностью государственного заказчика. При этом государственный заказчик, формируя цену государственного контракта, устанавливает цену продукции, поставляемой единственным поставщиком, в том числе на основе анализа представленного единственным поставщиком предложения о цене, подготавливаемого с участием исполнителей, входящих в его кооперацию (пункты 129, 155 Положения N 1465).
Вопрос: Возможно ли проведение неконкурентных закупок у субъектов малого предпринимательства по Закону N 223-ФЗ?
(Консультация эксперта, 2024)Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у единственного поставщика, и порядок ее проведения заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке, Законом эти вопросы не регламентированы. Однако в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика закупку для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. п. 3 - 3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. 3.6 Закона о закупках).
(Консультация эксперта, 2024)Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у единственного поставщика, и порядок ее проведения заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке, Законом эти вопросы не регламентированы. Однако в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика закупку для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. п. 3 - 3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ст. 3.6 Закона о закупках).
Статья: Защита прав предпринимателей в условиях применения государством мер, ограничивающих свободу экономической деятельности
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
(Челышева Н.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Государственное воздействие на экономику в условиях современной политической ситуации в России. Изменение геополитической обстановки обусловило ужесточение ограничительных или специальных мер государственной политики в различных отраслях экономики России. После февральских событий 2022 г. значительное число договоров с зарубежными поставщиками оборудования и сырья были расторгнуты. Многие отечественные товаропроизводители вынуждены менять условия своей деятельности, частично приостанавливая ее. Убытки, вызванные простоем, вынужденным перепрофилированием, поисками новых партнеров, в полном объеме несет российский предприниматель. В таких условиях представляются неизбежными снижение качества выпускаемых товаров либо их тотальный дефицит. К настоящему моменту вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, согласно которому Правительство России вправе вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения специальных военных операций за пределами территории Российской Федерации. Согласно названному документу в случае принятия Правительством России решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утрачивают право отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти (заказчикам) предоставляется право закупать товары, работы, услуги и материальные средства, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, у единственного поставщика, а также увеличивать или уменьшать количество поставляемого товара, объемы выполняемой работы или оказываемых услуг в рамках действующего гособоронзаказа. Это касается договоров, заключаемых в соответствии с Законами N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и (или) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, российская экономика фактически переходит в милитаризованный режим, в условиях которого хозяйствующие субъекты обязаны заключать госконтракты для обеспечения нужд обороны на условиях, продиктованных государственной властью.
Статья: Государственные закупки и государственный оборонный заказ: апрельские новеллы
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)Обратите внимание! В соответствии со ст. 2 Закона N 133-ФЗ положения Закона N 275-ФЗ в редакции указанного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)Обратите внимание! В соответствии со ст. 2 Закона N 133-ФЗ положения Закона N 275-ФЗ в редакции указанного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.
Вопрос: Есть ли ограничение на величину плановой рентабельности на продукцию, цена на которую определяется с использованием метода сравнимой цены?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Таким образом, в случае, если организация не является единственным поставщиком и на продукцию, поставляемую такой организацией, не распространяется государственное регулирование цен, ограничения на размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены, определенной методом сравнимой цены, отсутствуют.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Таким образом, в случае, если организация не является единственным поставщиком и на продукцию, поставляемую такой организацией, не распространяется государственное регулирование цен, ограничения на размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены, определенной методом сравнимой цены, отсутствуют.
Ситуация: Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если вы выполняете гособоронзаказ, то предусмотрите в положении возможность закупки у единственного поставщика в период действия специальных мер в экономике, вводимых Правительством РФ. Это касается закупки товаров, работ, услуг, необходимых (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если вы выполняете гособоронзаказ, то предусмотрите в положении возможность закупки у единственного поставщика в период действия специальных мер в экономике, вводимых Правительством РФ. Это касается закупки товаров, работ, услуг, необходимых (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ):
Статья: Разъяснения Минфина по применению части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок.
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В план-график включаются сведения о закупках, которые будут начаты и профинансированы в очередном финансовом году и плановом периоде. Если их не включить, закупки не могут быть осуществлены. Не надо включать в план-график информацию о закупках (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, п. п. 7, 21, 25 Порядка N 1279):
(КонсультантПлюс, 2025)В план-график включаются сведения о закупках, которые будут начаты и профинансированы в очередном финансовом году и плановом периоде. Если их не включить, закупки не могут быть осуществлены. Не надо включать в план-график информацию о закупках (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, п. п. 7, 21, 25 Порядка N 1279):