Двусторонние международные договоры
Подборка наиболее важных документов по запросу Двусторонние международные договоры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Иностранные официальные документы принимаются в качестве доказательств при условии их легализации, если иное не предусмотрено международными договорами
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 75, п. 3 ч. 1 ст. 126, ст. 255 АПК РФАрбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 75, п. 3 ч. 1 ст. 126, ст. 255 АПК РФАрбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если нормами международного договора РФ предусмотрены правила, отличные от правил гл. 25 НК РФ, применяются положения международного договора (ст. 7 НК РФ). Одновременно с учетом позиции двух сторон по международному договору должны выполняться положения Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ, если стороны ее применяют (Информационное сообщение Минфина России). С 8 августа 2023 г. приостановлено действие отдельных положений ряда международных договоров (Указ Президента РФ от 08.08.2023 N 585). Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 19.12.2023 N 598-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если нормами международного договора РФ предусмотрены правила, отличные от правил гл. 25 НК РФ, применяются положения международного договора (ст. 7 НК РФ). Одновременно с учетом позиции двух сторон по международному договору должны выполняться положения Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ, если стороны ее применяют (Информационное сообщение Минфина России). С 8 августа 2023 г. приостановлено действие отдельных положений ряда международных договоров (Указ Президента РФ от 08.08.2023 N 585). Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 19.12.2023 N 598-ФЗ.
Готовое решение: Как подтвердить статус резидента и местонахождение иностранной организации
(КонсультантПлюс, 2025)С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы можете ознакомиться в разделе "Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" справочной информации.
(КонсультантПлюс, 2025)С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы можете ознакомиться в разделе "Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" справочной информации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.3. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства, и (или) международным договором Российской Федерации, и (или) двусторонним соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, предусматривающим обмен информацией.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 51.3. При поступлении в Банк России запроса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, связанного с проверкой соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Банк России обращается к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства, и (или) международным договором Российской Федерации, и (или) двусторонним соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, предусматривающим обмен информацией.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Также существует ряд двусторонних международных договоров в указанной сфере, преимущественно между странами постсоветского пространства, например Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о сотрудничестве в области защиты информации 1997 г.; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ о сотрудничестве в области информации от 13.01.1999; Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области информации от 08.10.1998. Полный перечень и тексты международных соглашений в области РФ, участником которых является Россия, можно найти на официальном веб-сайте Министерства иностранных дел РФ.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Также существует ряд двусторонних международных договоров в указанной сфере, преимущественно между странами постсоветского пространства, например Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о сотрудничестве в области защиты информации 1997 г.; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством РФ о сотрудничестве в области информации от 13.01.1999; Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области информации от 08.10.1998. Полный перечень и тексты международных соглашений в области РФ, участником которых является Россия, можно найти на официальном веб-сайте Министерства иностранных дел РФ.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Аналогичным образом расщепление наследственного статута нашло отражение в многосторонних договорах и ряде двусторонних международных договоров Российской Федерации: Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Минская конвенция), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (далее - Кишиневская конвенция), Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 г. (далее - Договор с Болгарией), Договоре между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. (далее - Договор с Ираном), Договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Договор с Латвией), Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 г. (далее - Договор с Чехословакией) и др.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Аналогичным образом расщепление наследственного статута нашло отражение в многосторонних договорах и ряде двусторонних международных договоров Российской Федерации: Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Минская конвенция), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (далее - Кишиневская конвенция), Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 г. (далее - Договор с Болгарией), Договоре между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. (далее - Договор с Ираном), Договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Договор с Латвией), Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 г. (далее - Договор с Чехословакией) и др.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Этот принцип появился из экономической теории, предполагающей, что экологические издержки от ведения хозяйственной деятельности должны быть возложены на загрязнителя, а не перекладываться на третьих лиц. Со временем принцип "загрязнитель платит" стал одним из фундаментальных положений международного экологического права (далее - МЭП) и органичным элементом концепции устойчивого развития. МЭП закрепило принцип "загрязнитель платит" в ряде деклараций, конвенций, многосторонних и двусторонних международных договоров. Впервые рассматриваемый принцип был официально сформулирован в Рекомендации Совета ОЭСР о руководящих принципах, касающихся международных экономических аспектов экологической политики (1972). Согласно ОЭСР загрязнитель должен нести расходы по проведению мероприятий, предусмотренных органами публичной власти, в целях обеспечения приемлемого состояния окружающей среды.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Этот принцип появился из экономической теории, предполагающей, что экологические издержки от ведения хозяйственной деятельности должны быть возложены на загрязнителя, а не перекладываться на третьих лиц. Со временем принцип "загрязнитель платит" стал одним из фундаментальных положений международного экологического права (далее - МЭП) и органичным элементом концепции устойчивого развития. МЭП закрепило принцип "загрязнитель платит" в ряде деклараций, конвенций, многосторонних и двусторонних международных договоров. Впервые рассматриваемый принцип был официально сформулирован в Рекомендации Совета ОЭСР о руководящих принципах, касающихся международных экономических аспектов экологической политики (1972). Согласно ОЭСР загрязнитель должен нести расходы по проведению мероприятий, предусмотренных органами публичной власти, в целях обеспечения приемлемого состояния окружающей среды.
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Альтернативным вариантом решения возникшего затруднения, заключающегося в неустранимых противоречиях сторон Соглашения ЕАЭС по поводу толкования Соглашения СНГ, по нашему мнению, могло бы стать рассмотрение возможности заключения новых двусторонних соглашений по пенсионной тематике в масштабах ЕАЭС. По смыслу п. 1 ст. 114 Договора о ЕАЭС не усматривается препятствий к заключению государствами-членами международных договоров, не противоречащих целям и принципам учредительного Договора Союза. Более того, согласно п. 2 этой же статьи Договора "двусторонние международные договоры между государствами-членами, предоставляющие дополнительные преимущества в пользу их физических и (или) юридических лиц, применяются в отношениях между заключившими их государствами и могут заключаться при условии, что не затрагивают осуществление ими и другими государствами-членами своих прав и выполнение обязательств по настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза". Следовательно, учитывая, что в заданных условиях принятие таких двусторонних договоров могло бы поспособствовать всеобъемлющей реализации гражданами их пенсионных прав, подобные последствия логично приравнять к предоставлению дополнительных преимуществ физическим лицам.
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Альтернативным вариантом решения возникшего затруднения, заключающегося в неустранимых противоречиях сторон Соглашения ЕАЭС по поводу толкования Соглашения СНГ, по нашему мнению, могло бы стать рассмотрение возможности заключения новых двусторонних соглашений по пенсионной тематике в масштабах ЕАЭС. По смыслу п. 1 ст. 114 Договора о ЕАЭС не усматривается препятствий к заключению государствами-членами международных договоров, не противоречащих целям и принципам учредительного Договора Союза. Более того, согласно п. 2 этой же статьи Договора "двусторонние международные договоры между государствами-членами, предоставляющие дополнительные преимущества в пользу их физических и (или) юридических лиц, применяются в отношениях между заключившими их государствами и могут заключаться при условии, что не затрагивают осуществление ими и другими государствами-членами своих прав и выполнение обязательств по настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза". Следовательно, учитывая, что в заданных условиях принятие таких двусторонних договоров могло бы поспособствовать всеобъемлющей реализации гражданами их пенсионных прав, подобные последствия логично приравнять к предоставлению дополнительных преимуществ физическим лицам.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)- иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ и по вопросам налогообложения (двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)- иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ и по вопросам налогообложения (двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения).
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На официальном сайте ВС России в сети Интернет в подразделе "Международная практика" раздела "Документы" размещен (https://www.vsrf.ru/documents/intemational_practice/32706) Перечень многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по гражданским, семейным, административным и уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На официальном сайте ВС России в сети Интернет в подразделе "Международная практика" раздела "Документы" размещен (https://www.vsrf.ru/documents/intemational_practice/32706) Перечень многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации по вопросам оказания правовой помощи по гражданским, семейным, административным и уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.
Статья: Международный договор как основа для выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства
(Харитонов А.Н., Карпова О.В.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Многосторонний или двусторонний международный договор является правовым основанием для выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства. Данная деятельность может осуществляться на основании принципа взаимности.
(Харитонов А.Н., Карпова О.В.)
("Современное право", 2025, N 4)1. Многосторонний или двусторонний международный договор является правовым основанием для выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства. Данная деятельность может осуществляться на основании принципа взаимности.
Статья: Компетенция арбитражных судов Российской Федерации по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов: темпоральный аспект
(Новикова Т.В., Куц С.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Взаимное признание и исполнение судебных решений предусматривается отдельными двусторонними международными договорами Российской Федерации, в числе которых, например, Договор о правовой помощи с КНР <2>. Широко известным примером регионального международного договора, содержащего положение на этот счет, является Соглашение стран - членов СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <3>. В свете трансграничных связей отечественных субъектов предпринимательской деятельности с национальными лицами таких стран и возникающих в этой связи споров, которые разрешаются судами, в том числе иностранными, категория дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов заслуживает самостоятельного внимания и осмысления <4>.
(Новикова Т.В., Куц С.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 9)Взаимное признание и исполнение судебных решений предусматривается отдельными двусторонними международными договорами Российской Федерации, в числе которых, например, Договор о правовой помощи с КНР <2>. Широко известным примером регионального международного договора, содержащего положение на этот счет, является Соглашение стран - членов СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности <3>. В свете трансграничных связей отечественных субъектов предпринимательской деятельности с национальными лицами таких стран и возникающих в этой связи споров, которые разрешаются судами, в том числе иностранными, категория дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов заслуживает самостоятельного внимания и осмысления <4>.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 5 ст. 61 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11 апреля 2017 г.) предусмотрено, что: ввозные таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства-члена, в котором подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, если иное не установлено Договором о Евразийском экономическом союзе (абз. 1); вывозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена, в котором подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, налоги, если иное не установлено международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, двусторонними международными договорами государств-членов и (или) законодательством государств-членов (абз. 2);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 5 ст. 61 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в г. Москве 11 апреля 2017 г.) предусмотрено, что: ввозные таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства-члена, в котором подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, если иное не установлено Договором о Евразийском экономическом союзе (абз. 1); вывозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена, в котором подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, налоги, если иное не установлено международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, двусторонними международными договорами государств-членов и (или) законодательством государств-членов (абз. 2);