Двойное гражданство Россия белоруссия
Подборка наиболее важных документов по запросу Двойное гражданство Россия белоруссия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поправки, которые предлагаются к внесению в Налоговый кодекс
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Свою инициативу разработчики законопроекта обосновывают следующим образом. В условиях проведения специальной военной операции агрессивное давление некоторых зарубежных государств становится дестабилизирующим фактором для отечественной государственности. Кроме того, террористическая угроза, в том числе со стороны отдельных стран постсоветского пространства, также представляет особую опасность для российского государства и общества. Это делает необходимым минимизировать число граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, так как лояльность, вне зависимости от гражданства, одна. Удвоенная налоговая ставка при взимании налога на доход, транспортные средства и имущество физических лиц - граждан Российской Федерации, не вышедших из гражданства иных государств, кроме Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии, будет минимизировать число граждан, обладающих устойчивой политико-правовой связью с иностранными государствами, что будет способствовать упрочению легитимной власти в России. Кроме того, удвоение ставки налогообложения для граждан РФ, не желающих выйти из гражданства недружественного государства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета РФ.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Свою инициативу разработчики законопроекта обосновывают следующим образом. В условиях проведения специальной военной операции агрессивное давление некоторых зарубежных государств становится дестабилизирующим фактором для отечественной государственности. Кроме того, террористическая угроза, в том числе со стороны отдельных стран постсоветского пространства, также представляет особую опасность для российского государства и общества. Это делает необходимым минимизировать число граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, так как лояльность, вне зависимости от гражданства, одна. Удвоенная налоговая ставка при взимании налога на доход, транспортные средства и имущество физических лиц - граждан Российской Федерации, не вышедших из гражданства иных государств, кроме Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии, будет минимизировать число граждан, обладающих устойчивой политико-правовой связью с иностранными государствами, что будет способствовать упрочению легитимной власти в России. Кроме того, удвоение ставки налогообложения для граждан РФ, не желающих выйти из гражданства недружественного государства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета РФ.
"Корыстные преступления против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: вопросы квалификации: монография"
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)Последствие в виде причинения значительного ущерба гражданину предусмотрено в качестве квалифицирующего признака кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ), мошенничества (ч. 2 ст. 159 УК РФ), мошенничества с использованием электронных средств платежа (ч. 2 ст. 159.3 УК РФ), мошенничества в сфере компьютерной информации (ч. 2 ст. 159.6 УК РФ). В соответствии с примечанием 2 к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей. При определении значительного ущерба гражданину, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ <1> от 27.12.2002 N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" кроме имущественного положения гражданина следует учитывать стоимость похищенного имущества и его значимость для потерпевшего, размер заработной платы, пенсии, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, и др. Таким образом, потерпевшим при совершении мошенничества с последствием может быть только физическое лицо, которому причинен вред, причем это лицо должно иметь статус гражданина. Исходя из прямого толкования текста уголовного закона можно сделать вывод о том, что значительный ущерб не может быть причинен лицу без гражданства (апатриду). Полагаем, что такое толкование противоречит смыслу рассматриваемой нормы, нарушает принцип справедливости (ч. 1 ст. 6 УК РФ) и несет дискриминирующий характер в отношении лиц, не имеющих гражданства. Совершение хищения имущества в отношении граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, обладающих двойным гражданством, имеет одинаковую степень общественной опасности и должно влечь одинаковый уровень ответственности. В УК Белоруссии схожие проблемы трактовки понятия гражданин разрешаются ч. 3 ст. 4 УК РБ: "Под гражданином, если иное не оговорено, понимается гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства" <2>. Полагаем, что это позитивный опыт разрешения проблемы, который можно перенять. Для исключения данного несоответствия между смыслом и текстом уголовного закона предлагаем дополнить ст. 158 УК РФ соответствующим примечанием, разъясняющим, что под понятием "гражданин" следует понимать гражданина РФ, гражданина иностранного государства и лицо без гражданства.
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)Последствие в виде причинения значительного ущерба гражданину предусмотрено в качестве квалифицирующего признака кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ), мошенничества (ч. 2 ст. 159 УК РФ), мошенничества с использованием электронных средств платежа (ч. 2 ст. 159.3 УК РФ), мошенничества в сфере компьютерной информации (ч. 2 ст. 159.6 УК РФ). В соответствии с примечанием 2 к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей. При определении значительного ущерба гражданину, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ <1> от 27.12.2002 N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" кроме имущественного положения гражданина следует учитывать стоимость похищенного имущества и его значимость для потерпевшего, размер заработной платы, пенсии, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, и др. Таким образом, потерпевшим при совершении мошенничества с последствием может быть только физическое лицо, которому причинен вред, причем это лицо должно иметь статус гражданина. Исходя из прямого толкования текста уголовного закона можно сделать вывод о том, что значительный ущерб не может быть причинен лицу без гражданства (апатриду). Полагаем, что такое толкование противоречит смыслу рассматриваемой нормы, нарушает принцип справедливости (ч. 1 ст. 6 УК РФ) и несет дискриминирующий характер в отношении лиц, не имеющих гражданства. Совершение хищения имущества в отношении граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, обладающих двойным гражданством, имеет одинаковую степень общественной опасности и должно влечь одинаковый уровень ответственности. В УК Белоруссии схожие проблемы трактовки понятия гражданин разрешаются ч. 3 ст. 4 УК РБ: "Под гражданином, если иное не оговорено, понимается гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства" <2>. Полагаем, что это позитивный опыт разрешения проблемы, который можно перенять. Для исключения данного несоответствия между смыслом и текстом уголовного закона предлагаем дополнить ст. 158 УК РФ соответствующим примечанием, разъясняющим, что под понятием "гражданин" следует понимать гражданина РФ, гражданина иностранного государства и лицо без гражданства.
Нормативные акты
Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64
(ред. от 29.04.2010)
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11493)3.3. Международными договорами Российской Федерации: Соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 года <1>; Соглашением между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28 марта 1996 года <2>; Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года <3>; Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года <4>; Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года <5>.
(ред. от 29.04.2010)
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11493)3.3. Международными договорами Российской Федерации: Соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 года <1>; Соглашением между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28 марта 1996 года <2>; Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года <3>; Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года <4>; Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года <5>.
"Временный стандарт оказания услуг по протезированию лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы. Версия 1.0"
(утв. Минтрудом России, Минобороны России 08.10.2024)
(вместе с "Требованиями к комплектующим, используемым для изготовления протезно-ортопедических изделий лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы", "Требованиями к организациям, оказывающим услуги по протезированию лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы (протезно-ортопедическим предприятиям)", "Стандартом оснащения протезно-ортопедического предприятия", "Требованиями к гарантийным обязательствам в отношении протезно-ортопедических изделий", "Требованиями к специалистам, участвующим в оказании услуг по протезированию лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы", "Показателями качества предоставления услуг по протезированию, методами и критериями объективного контроля качества, ожидаемыми результатами протезирования", "Требованиями к защите государственной тайны и персональных данных")7. В случае, если работниками ПрОП являются иностранные граждане, лица с двойным гражданством (за исключением Союзного государства России и Беларуси) или лица без гражданства, ПрОП обязано организовать работу таким образом, чтобы исключить попадание персональной информации о протезируемых - участниках боевых действий к данным сотрудникам.
(утв. Минтрудом России, Минобороны России 08.10.2024)
(вместе с "Требованиями к комплектующим, используемым для изготовления протезно-ортопедических изделий лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы", "Требованиями к организациям, оказывающим услуги по протезированию лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы (протезно-ортопедическим предприятиям)", "Стандартом оснащения протезно-ортопедического предприятия", "Требованиями к гарантийным обязательствам в отношении протезно-ортопедических изделий", "Требованиями к специалистам, участвующим в оказании услуг по протезированию лицам с ампутациями конечностей вследствие боевой травмы", "Показателями качества предоставления услуг по протезированию, методами и критериями объективного контроля качества, ожидаемыми результатами протезирования", "Требованиями к защите государственной тайны и персональных данных")7. В случае, если работниками ПрОП являются иностранные граждане, лица с двойным гражданством (за исключением Союзного государства России и Беларуси) или лица без гражданства, ПрОП обязано организовать работу таким образом, чтобы исключить попадание персональной информации о протезируемых - участниках боевых действий к данным сотрудникам.
"Материалы международной научно-практической конференции "Международный правопорядок в современном мире и роль России в его укреплении", посвященной 90-летию профессора Д.И. Фельдмана, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 11 - 12 октября 2012 г."
(ред. коллегия И.А. Тарханов, А.И. Абдуллин, Г.И. Курдюков, Р.Ш. Давлетгильдеев)
("Статут", 2014)Между тем помимо некоторых преимуществ, которые имеют лица с двойным гражданством, их правовое положение в значительной степени зависит от внешнеполитического курса, проводимого договаривающимися государствами. Рассматривая проблему двойного гражданства критически, можно указать на то, что по иронии наибольшее количество русских проживает не в Таджикистане и не в Туркменистане, а на Украине и в Казахстане. В Беларуси проблемы русскоязычного населения не существует, так как общество русифицировано в культурном отношении, введен закон о равенстве двух языков - белорусского и русского в качестве государственных. Проживающие в других странах СНГ русские, безусловно, должны иметь возможность приобретать российское гражданство в упрощенном порядке. Эта проблема в некоторой степени решается реализацией положений Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" 1999 г., а также разработанной в 2001 г. Концепции государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом <1>. Принятый в 2006 г. Указ Президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" призван организовать процесс переселения с учетом интересов самих переселенцев и потребностей регионов России. Государственная программа реализуется поэтапно - с 2006 по 2012 г. <2>.
(ред. коллегия И.А. Тарханов, А.И. Абдуллин, Г.И. Курдюков, Р.Ш. Давлетгильдеев)
("Статут", 2014)Между тем помимо некоторых преимуществ, которые имеют лица с двойным гражданством, их правовое положение в значительной степени зависит от внешнеполитического курса, проводимого договаривающимися государствами. Рассматривая проблему двойного гражданства критически, можно указать на то, что по иронии наибольшее количество русских проживает не в Таджикистане и не в Туркменистане, а на Украине и в Казахстане. В Беларуси проблемы русскоязычного населения не существует, так как общество русифицировано в культурном отношении, введен закон о равенстве двух языков - белорусского и русского в качестве государственных. Проживающие в других странах СНГ русские, безусловно, должны иметь возможность приобретать российское гражданство в упрощенном порядке. Эта проблема в некоторой степени решается реализацией положений Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" 1999 г., а также разработанной в 2001 г. Концепции государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом <1>. Принятый в 2006 г. Указ Президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" призван организовать процесс переселения с учетом интересов самих переселенцев и потребностей регионов России. Государственная программа реализуется поэтапно - с 2006 по 2012 г. <2>.
Статья: Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 5)В сегодняшней государственно-правовой практике Российской Федерации известно только такое состояние двойного гражданства, которое возникает на основе международных договоров Российской Федерации об урегулировании вопросов двойного гражданства (такие договоры у России имеются с Республиками Таджикистан, Туркменистан и Беларусь). Конституционно-правовой модус двойного гражданства гарантирует его обладателю, т.е. лицу с двойным гражданством, признание всех прав и свобод, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является.
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 5)В сегодняшней государственно-правовой практике Российской Федерации известно только такое состояние двойного гражданства, которое возникает на основе международных договоров Российской Федерации об урегулировании вопросов двойного гражданства (такие договоры у России имеются с Республиками Таджикистан, Туркменистан и Беларусь). Конституционно-правовой модус двойного гражданства гарантирует его обладателю, т.е. лицу с двойным гражданством, признание всех прав и свобод, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является.
"Общая теория правового положения личности"
(Витрук Н.В.)
("НОРМА", 2008)В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
(Витрук Н.В.)
("НОРМА", 2008)В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
Статья: Особенности правового регулирования трудовых отношений с участием спортсменов и тренеров
(Кравец Д.А.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 8)Право на вызов в сборную России определяется правилами международных спортивных федераций (то есть тем, какое у него гражданство или "спортивное гражданство"), что создает некоторые проблемы для игроков с двойным гражданством, имеющим право выбирать, за какую сборную, если им придет вызов, выступать, если они еще не заиграны за любые сборные. В Правовом регламенте КХЛ проблема решена элегантно - если игрок зарегистрирован по российскому паспорту - он не считается иностранным <1>. Вторая проблема - статус игроков с белорусским гражданством, не считающихся в России по нормам трудового права иностранцами, и статус игроков - граждан стран - членов ЕАЭС, не являющихся иностранцами с точки зрения налогового законодательства. Если последняя проблема имеет довольно справедливое решение (нет российского гражданства - легионер, вне зависимости от межгосударственных отношений), то первую решить аналогично представляется не совсем справедливым, поскольку речь идет о гражданах союзного государства России и Белоруссии. С точки зрения футбольного лимита белорусы считаются легионерами, в хоккее же до недавнего времени ситуация была обратная, в прошлом году ФХР и ФХРБ достигли соглашения о том, что до 2019 г. белорусские хоккеисты не будут считаться "легионерами" <2>, этим летом лига самостоятельно принимает решение по статусу не только хоккеистов - граждан Белоруссии, Армении и Казахстана. На момент сдачи материала в номер окончательного решения так и не было принято, но ходили слухи о том, что граждане трех этих стран легионерами считаться не будут. В любом случае ограничение белорусов на участие в российских спортивных соревнованиях может послужить поводом для резонансного судебного процесса, поскольку формально нарушает принципы трудового законодательства, хоть и делает это в достаточно обтекаемой форме.
(Кравец Д.А.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 8)Право на вызов в сборную России определяется правилами международных спортивных федераций (то есть тем, какое у него гражданство или "спортивное гражданство"), что создает некоторые проблемы для игроков с двойным гражданством, имеющим право выбирать, за какую сборную, если им придет вызов, выступать, если они еще не заиграны за любые сборные. В Правовом регламенте КХЛ проблема решена элегантно - если игрок зарегистрирован по российскому паспорту - он не считается иностранным <1>. Вторая проблема - статус игроков с белорусским гражданством, не считающихся в России по нормам трудового права иностранцами, и статус игроков - граждан стран - членов ЕАЭС, не являющихся иностранцами с точки зрения налогового законодательства. Если последняя проблема имеет довольно справедливое решение (нет российского гражданства - легионер, вне зависимости от межгосударственных отношений), то первую решить аналогично представляется не совсем справедливым, поскольку речь идет о гражданах союзного государства России и Белоруссии. С точки зрения футбольного лимита белорусы считаются легионерами, в хоккее же до недавнего времени ситуация была обратная, в прошлом году ФХР и ФХРБ достигли соглашения о том, что до 2019 г. белорусские хоккеисты не будут считаться "легионерами" <2>, этим летом лига самостоятельно принимает решение по статусу не только хоккеистов - граждан Белоруссии, Армении и Казахстана. На момент сдачи материала в номер окончательного решения так и не было принято, но ходили слухи о том, что граждане трех этих стран легионерами считаться не будут. В любом случае ограничение белорусов на участие в российских спортивных соревнованиях может послужить поводом для резонансного судебного процесса, поскольку формально нарушает принципы трудового законодательства, хоть и делает это в достаточно обтекаемой форме.
"Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие"
(Варлен М.В.)
("Проспект", 2010)В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
(Варлен М.В.)
("Проспект", 2010)В некоторых странах СНГ двойное гражданство допускается в порядке исключения, как правило, по специальному разрешению главы государства (Азербайджан, Молдова). Во многих государствах - участниках СНГ двойное гражданство допускается на основе международного договора (Белоруссия, Казахстан, Молдова, Россия, Украина). Страны Балтии (бывшие советские республики) не признают двойное гражданство.
"Конституционное право: университетский курс: В 2 т.: Учебник"
(том 1)
(под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова)
("Проспект", 2015)К договорам Российской Федерации, признанным специалистами в качестве источников конституционного права, относятся: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ); Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза Беларуси и России; Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, и другие.
(том 1)
(под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова)
("Проспект", 2015)К договорам Российской Федерации, признанным специалистами в качестве источников конституционного права, относятся: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ); Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза Беларуси и России; Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, и другие.
"Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации"
(постатейный)
(Дмитриев Ю.А., Моисеева Е.Ю.)
("Деловой двор", 2014)Надо честно признать, что СНГ - это весьма аморфное, неэффективное образование, поэтому в его рамках куда большую роль играют двусторонние, в крайнем случае - трех-, четырехсторонние соглашения, заключенные между государствами-участниками. В частности, вопросов гражданства касается Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" <1>. Из самого названия этого акта видно, что речь идет о равенстве правовых статусов граждан России и Белоруссии на территориях названных государств. Следующим документом в вялотекущем процессе создания Союзного государства Беларуси и России стал проект Конституции Союзного государства, который предусмотрел возможность создания института союзного гражданства, которое дает равные права (п. 4 ст. 6 проекта) его обладателям - гражданам этих государств на всей территории Союзного государства <2>. Речь в данном случае не идет о двойном гражданстве (подробнее см. комментарий к ст. 6 Закона). Видимо, этот проект так и останется проектом, поскольку трудно представить себе равенство прав российских граждан на территории Белоруссии, которая просто станет жертвой невольного аншлюса (захвата) соседним многократно более мощным государством, однако сам факт попытки создания такого "наднационального гражданства", похожего на гражданство СССР, представляется примечательным.
(постатейный)
(Дмитриев Ю.А., Моисеева Е.Ю.)
("Деловой двор", 2014)Надо честно признать, что СНГ - это весьма аморфное, неэффективное образование, поэтому в его рамках куда большую роль играют двусторонние, в крайнем случае - трех-, четырехсторонние соглашения, заключенные между государствами-участниками. В частности, вопросов гражданства касается Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" <1>. Из самого названия этого акта видно, что речь идет о равенстве правовых статусов граждан России и Белоруссии на территориях названных государств. Следующим документом в вялотекущем процессе создания Союзного государства Беларуси и России стал проект Конституции Союзного государства, который предусмотрел возможность создания института союзного гражданства, которое дает равные права (п. 4 ст. 6 проекта) его обладателям - гражданам этих государств на всей территории Союзного государства <2>. Речь в данном случае не идет о двойном гражданстве (подробнее см. комментарий к ст. 6 Закона). Видимо, этот проект так и останется проектом, поскольку трудно представить себе равенство прав российских граждан на территории Белоруссии, которая просто станет жертвой невольного аншлюса (захвата) соседним многократно более мощным государством, однако сам факт попытки создания такого "наднационального гражданства", похожего на гражданство СССР, представляется примечательным.
"Комментарий к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(постатейный)
(Малумов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2008)В связи с этим следует особо отметить, что правовой институт союзного гражданства существенным образом отличается от института двойного гражданства, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Закона о гражданстве. Во-первых, двойное гражданство не означает расширения содержания конституционно-правового статуса бипатрида, в то время как союзное гражданство, наоборот, расширяет содержание именно правового статуса лица за счет прав и свобод, вытекающих из принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь межгосударственных обязательств. Во-вторых, двойное гражданство предполагает наличие у такого лица гражданства иностранного государства, приобретенного им на основе двустороннего договора между соответствующими государствами, а союзное гражданство не подразумевает одновременного или автоматического наделения граждан государств - участников Союза гражданством второго государства. Кроме того, между этими государствами до сих пор отсутствует какой-либо межгосударственный нормативный правовой акт, предусматривающий институт двойного гражданства <1>.
(постатейный)
(Малумов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2008)В связи с этим следует особо отметить, что правовой институт союзного гражданства существенным образом отличается от института двойного гражданства, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Закона о гражданстве. Во-первых, двойное гражданство не означает расширения содержания конституционно-правового статуса бипатрида, в то время как союзное гражданство, наоборот, расширяет содержание именно правового статуса лица за счет прав и свобод, вытекающих из принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь межгосударственных обязательств. Во-вторых, двойное гражданство предполагает наличие у такого лица гражданства иностранного государства, приобретенного им на основе двустороннего договора между соответствующими государствами, а союзное гражданство не подразумевает одновременного или автоматического наделения граждан государств - участников Союза гражданством второго государства. Кроме того, между этими государствами до сих пор отсутствует какой-либо межгосударственный нормативный правовой акт, предусматривающий институт двойного гражданства <1>.
Статья: Анкета госслужащего - проверяем правильность заполнения
(Аминов В.Л.)
("Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 3)В этой графе указывается: "Гражданин Российской Федерации". Лица двойного гражданства, без гражданства или иностранные граждане на государственную гражданскую службу РФ не принимаются <2>.
(Аминов В.Л.)
("Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 3)В этой графе указывается: "Гражданин Российской Федерации". Лица двойного гражданства, без гражданства или иностранные граждане на государственную гражданскую службу РФ не принимаются <2>.