Двойное гражданство граждан украины
Подборка наиболее важных документов по запросу Двойное гражданство граждан украины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление ЕСПЧ от 27.04.2010
"Дело "Тэнасе (Tanase) против Республики Молдова" (жалоба N 7/08)
По делу обжалуется запрет гражданам Республики Молдова, имеющим гражданство других государств, работать депутатами парламента после того, как они были избраны на эту должность, а также дискриминация по сравнению с другими гражданами Республики Молдова, имеющими множественное гражданство. По делу отсутствует необходимость рассматривать отдельно жалобу на нарушение статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взятой во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции; по делу допущено нарушение статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции.90. Еще 27 государств, помимо Республики Молдова, допускают двойное гражданство. В 19 государствах - членах Совета Европы двойное гражданство запрещено в принципе. Двойное гражданство запрещено на Украине.
"Дело "Тэнасе (Tanase) против Республики Молдова" (жалоба N 7/08)
По делу обжалуется запрет гражданам Республики Молдова, имеющим гражданство других государств, работать депутатами парламента после того, как они были избраны на эту должность, а также дискриминация по сравнению с другими гражданами Республики Молдова, имеющими множественное гражданство. По делу отсутствует необходимость рассматривать отдельно жалобу на нарушение статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взятой во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции; по делу допущено нарушение статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции.90. Еще 27 государств, помимо Республики Молдова, допускают двойное гражданство. В 19 государствах - членах Совета Европы двойное гражданство запрещено в принципе. Двойное гражданство запрещено на Украине.
Постановление ЕСПЧ от 29.01.2019
"Дело "Гюзельюртлу и другие (Guzelyurtlu and Others) против Кипра и Турции" (жалоба N 36925/07)
По делу обжалуются отсутствие эффективного сотрудничества властей Турции и Кипра друг с другом и непринятие властями данных государств всех разумных мер, необходимых для обеспечения и реализации эффективного расследования по уголовному делу. По делу не допущено нарушение требований статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны властей Кипра. По делу допущено нарушение требований статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны властей Турции.166. Представляется, что только два государства-члена (Венгрия и Румыния) включили в свое законодательство специальные нормы, разрешающие выдачу своих граждан, имеющих двойное гражданство. В других государствах (тех, которые запрещают выдачу своих граждан) лица, имеющие двойное гражданство, также находятся под защитой принципа невыдачи.
"Дело "Гюзельюртлу и другие (Guzelyurtlu and Others) против Кипра и Турции" (жалоба N 36925/07)
По делу обжалуются отсутствие эффективного сотрудничества властей Турции и Кипра друг с другом и непринятие властями данных государств всех разумных мер, необходимых для обеспечения и реализации эффективного расследования по уголовному делу. По делу не допущено нарушение требований статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны властей Кипра. По делу допущено нарушение требований статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны властей Турции.166. Представляется, что только два государства-члена (Венгрия и Румыния) включили в свое законодательство специальные нормы, разрешающие выдачу своих граждан, имеющих двойное гражданство. В других государствах (тех, которые запрещают выдачу своих граждан) лица, имеющие двойное гражданство, также находятся под защитой принципа невыдачи.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные угрозы двойного гражданства
(Гасанов Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 4)Примечательным примером здесь является дело уроженца Республики Крым, гражданина Украины С., признанного на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов гражданином Российской Федерации. Установлено, что С., находясь в России в местах ограничения свободы, не подавал заявлений ни об отказе от российского гражданства, ни о сохранении гражданства Украины, ни о приобретении гражданства Российской Федерации, в связи с чем продолжал считать себя исключительно гражданином Украины и полагал, что для получения российского гражданства необходимо проявить активное волеизъявление. По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовых оснований для признания С. иностранным гражданином не имеется, поскольку согласно ст. 5 вышеуказанного Договора С. признается гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной <16>.
(Гасанов Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 4)Примечательным примером здесь является дело уроженца Республики Крым, гражданина Украины С., признанного на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов гражданином Российской Федерации. Установлено, что С., находясь в России в местах ограничения свободы, не подавал заявлений ни об отказе от российского гражданства, ни о сохранении гражданства Украины, ни о приобретении гражданства Российской Федерации, в связи с чем продолжал считать себя исключительно гражданином Украины и полагал, что для получения российского гражданства необходимо проявить активное волеизъявление. По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовых оснований для признания С. иностранным гражданином не имеется, поскольку согласно ст. 5 вышеуказанного Договора С. признается гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной <16>.
"Органы внутренних дел в вопросах и ответах: Учебное пособие"
(Гайдов В.Б., Дюков А.В., Соловьев И.Н., Титов А.С., Футо С.Р.)
(под ред. Т.Н. Москальковой)
("Проспект", 2009)4. Может ли поступить на службу в милицию гражданин
(Гайдов В.Б., Дюков А.В., Соловьев И.Н., Титов А.С., Футо С.Р.)
(под ред. Т.Н. Москальковой)
("Проспект", 2009)4. Может ли поступить на службу в милицию гражданин
Нормативные акты
Приказ Росстата от 12.08.2014 N 512
"Об утверждении инструктивного материала федерального статистического наблюдения "Перепись в Крымском федеральном округе" со 100-процентным охватом населения"Иностранным гражданам следует записать в специальном поле название государства, гражданином которого является опрашиваемый (например, Италия, Украина, Молдова).
"Об утверждении инструктивного материала федерального статистического наблюдения "Перепись в Крымском федеральном округе" со 100-процентным охватом населения"Иностранным гражданам следует записать в специальном поле название государства, гражданином которого является опрашиваемый (например, Италия, Украина, Молдова).
Постановление ЕСПЧ от 27.04.2010
"Дело "Тэнасе (Tanase) против Республики Молдова" (жалоба N 7/08) [рус., англ.]90. Еще 27 государств, помимо Республики Молдова, допускают двойное гражданство. В 19 государствах - членах Совета Европы двойное гражданство запрещено в принципе. Двойное гражданство запрещено на Украине.
"Дело "Тэнасе (Tanase) против Республики Молдова" (жалоба N 7/08) [рус., англ.]90. Еще 27 государств, помимо Республики Молдова, допускают двойное гражданство. В 19 государствах - членах Совета Европы двойное гражданство запрещено в принципе. Двойное гражданство запрещено на Украине.
Статья: О проблеме правового неравенства в сфере оказания медицинской помощи военным пенсионерам России на территории иностранного государства
(Москвин Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 2)<5> В соответствии с украинским законодательством гражданину Украины запрещается иметь двойное гражданство (Закон Украины от 8 октября 1991 года N 1636-XII "О гражданстве Украины").
(Москвин Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 2)<5> В соответствии с украинским законодательством гражданину Украины запрещается иметь двойное гражданство (Закон Украины от 8 октября 1991 года N 1636-XII "О гражданстве Украины").
Статья: Гражданство присоединенной территории
(Мамасахлиси Н.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2016, N 7)По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовых оснований для предоставления С. консульской защиты Украины не имеется, поскольку согласно ст. 5 Договора он признается гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной <19>.
(Мамасахлиси Н.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2016, N 7)По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовых оснований для предоставления С. консульской защиты Украины не имеется, поскольку согласно ст. 5 Договора он признается гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной <19>.
"Материалы международной научно-практической конференции "Международный правопорядок в современном мире и роль России в его укреплении", посвященной 90-летию профессора Д.И. Фельдмана, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 11 - 12 октября 2012 г."
(ред. коллегия И.А. Тарханов, А.И. Абдуллин, Г.И. Курдюков, Р.Ш. Давлетгильдеев)
("Статут", 2014)Между тем помимо некоторых преимуществ, которые имеют лица с двойным гражданством, их правовое положение в значительной степени зависит от внешнеполитического курса, проводимого договаривающимися государствами. Рассматривая проблему двойного гражданства критически, можно указать на то, что по иронии наибольшее количество русских проживает не в Таджикистане и не в Туркменистане, а на Украине и в Казахстане. В Беларуси проблемы русскоязычного населения не существует, так как общество русифицировано в культурном отношении, введен закон о равенстве двух языков - белорусского и русского в качестве государственных. Проживающие в других странах СНГ русские, безусловно, должны иметь возможность приобретать российское гражданство в упрощенном порядке. Эта проблема в некоторой степени решается реализацией положений Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" 1999 г., а также разработанной в 2001 г. Концепции государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом <1>. Принятый в 2006 г. Указ Президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" призван организовать процесс переселения с учетом интересов самих переселенцев и потребностей регионов России. Государственная программа реализуется поэтапно - с 2006 по 2012 г. <2>.
(ред. коллегия И.А. Тарханов, А.И. Абдуллин, Г.И. Курдюков, Р.Ш. Давлетгильдеев)
("Статут", 2014)Между тем помимо некоторых преимуществ, которые имеют лица с двойным гражданством, их правовое положение в значительной степени зависит от внешнеполитического курса, проводимого договаривающимися государствами. Рассматривая проблему двойного гражданства критически, можно указать на то, что по иронии наибольшее количество русских проживает не в Таджикистане и не в Туркменистане, а на Украине и в Казахстане. В Беларуси проблемы русскоязычного населения не существует, так как общество русифицировано в культурном отношении, введен закон о равенстве двух языков - белорусского и русского в качестве государственных. Проживающие в других странах СНГ русские, безусловно, должны иметь возможность приобретать российское гражданство в упрощенном порядке. Эта проблема в некоторой степени решается реализацией положений Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" 1999 г., а также разработанной в 2001 г. Концепции государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом <1>. Принятый в 2006 г. Указ Президента РФ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" призван организовать процесс переселения с учетом интересов самих переселенцев и потребностей регионов России. Государственная программа реализуется поэтапно - с 2006 по 2012 г. <2>.
"Международное частное право: В 2 т.: Учебник"
(том 2)
(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)
("Статут", 2015)Кроме того, в семейных отношениях должен присутствовать иностранный элемент, усложняющий механизм их правового регулирования. Этот термин, хотя и устоялся в правоведении, имеет условный характер: "под иностранным элементом надо понимать не элемент правоотношения, а лишь его определенную окраску, характеристику, выявляющую связь с иностранным государством и дающую основания для постановки вопроса о подлежащем применению праве" <1>. Присутствие в правоотношении иностранного элемента может находить выражение, во-первых, в его субъектном составе, когда участником (обоими участниками) правового отношения является иностранец, апатрид, бипатрид, например в случае, когда в браке состоят гражданин РФ и гражданка США. Во-вторых, иностранный элемент может усматриваться в случаях, когда юридический факт, определяющий то или иное семейно-правовое состояние, имеет место за пределами территории государства, например опека над ребенком, проживающим на территории России, оформлена на территории Украины. В-третьих, иностранный элемент может проявляться в объекте семейно-правовой связи, когда, например, недвижимое имущество супругов - граждан РФ находится во Франции. В-четвертых, когда члены семьи, являющиеся гражданами одного государства, проживают на территории другого, например, супруги - граждане КНР проживают в России. Наконец, необходимость обращения к законодательству иностранных государств может определяться наличием в семейном правоотношении иностранного элемента, присутствующего одновременно в различных его особенностях, например, когда гражданин Польши состоит в браке с гражданкой Латвии, супруги совместно проживают на территории России, а часть приобретенной ими в браке недвижимости находится на Украине.
(том 2)
(отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова)
("Статут", 2015)Кроме того, в семейных отношениях должен присутствовать иностранный элемент, усложняющий механизм их правового регулирования. Этот термин, хотя и устоялся в правоведении, имеет условный характер: "под иностранным элементом надо понимать не элемент правоотношения, а лишь его определенную окраску, характеристику, выявляющую связь с иностранным государством и дающую основания для постановки вопроса о подлежащем применению праве" <1>. Присутствие в правоотношении иностранного элемента может находить выражение, во-первых, в его субъектном составе, когда участником (обоими участниками) правового отношения является иностранец, апатрид, бипатрид, например в случае, когда в браке состоят гражданин РФ и гражданка США. Во-вторых, иностранный элемент может усматриваться в случаях, когда юридический факт, определяющий то или иное семейно-правовое состояние, имеет место за пределами территории государства, например опека над ребенком, проживающим на территории России, оформлена на территории Украины. В-третьих, иностранный элемент может проявляться в объекте семейно-правовой связи, когда, например, недвижимое имущество супругов - граждан РФ находится во Франции. В-четвертых, когда члены семьи, являющиеся гражданами одного государства, проживают на территории другого, например, супруги - граждане КНР проживают в России. Наконец, необходимость обращения к законодательству иностранных государств может определяться наличием в семейном правоотношении иностранного элемента, присутствующего одновременно в различных его особенностях, например, когда гражданин Польши состоит в браке с гражданкой Латвии, супруги совместно проживают на территории России, а часть приобретенной ими в браке недвижимости находится на Украине.
"Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие"
(Варлен М.В.)
("Проспект", 2010)Страны - участницы СНГ, обращаясь к вопросу двойного гражданства, выразили свое отношение к нему через нормы, закрепленные в законах. Так Законы о гражданстве России, Казахстана, Молдовы, Украины и Беларуси признают двойное гражданство за гражданами своего государства, если оно предусмотрено международным договором, а в Азербайджане - президентом страны.
(Варлен М.В.)
("Проспект", 2010)Страны - участницы СНГ, обращаясь к вопросу двойного гражданства, выразили свое отношение к нему через нормы, закрепленные в законах. Так Законы о гражданстве России, Казахстана, Молдовы, Украины и Беларуси признают двойное гражданство за гражданами своего государства, если оно предусмотрено международным договором, а в Азербайджане - президентом страны.
Статья: Субъект преступления против животного мира (ст. ст. 256, 257, 258, 258.1, 259 УК РФ): целесообразность признания таковым юридического лица (аргументы за и против)
(Максимов А.М.)
("Российский следователь", 2015, N 18)В период подготовки нового Уголовного кодекса России проблема признания юридического лица субъектом преступления вновь стала предметом широкого обсуждения <5>. Связано это было прежде всего с обостряющейся опасностью преступных посягательств на экологию во всех странах мира. В связи с этим Европейский комитет Совета Европы по проблемам преступности еще в 1978 году рекомендовал законодательным органам всех государств признать юридических лиц субъектами экологических преступлений. Некоторые страны положительно восприняли рекомендацию и признали юридические лица субъектами преступлений. Но в уголовном законодательстве России субъектом преступления по-прежнему признается только физическое лицо. Субъектом рассматриваемых преступлений против животного мира могут быть граждане Российской Федерации, лица без гражданства (апатриды), граждане других государств (иностранные граждане) и граждане двух и более государств (бипатриды). Следует отметить, что национальная принадлежность субъектов, связанных с посягательством на водные биологические и охотничьи ресурсы, довольно широкая. Наиболее криминальными местами в этом смысле являются: Каспийское море, где чаще всего задерживают граждан Республики Азербайджан <6>; Азовское и Черное моря - граждан Украины; Дальний Восток - граждан Японии, Китая.
(Максимов А.М.)
("Российский следователь", 2015, N 18)В период подготовки нового Уголовного кодекса России проблема признания юридического лица субъектом преступления вновь стала предметом широкого обсуждения <5>. Связано это было прежде всего с обостряющейся опасностью преступных посягательств на экологию во всех странах мира. В связи с этим Европейский комитет Совета Европы по проблемам преступности еще в 1978 году рекомендовал законодательным органам всех государств признать юридических лиц субъектами экологических преступлений. Некоторые страны положительно восприняли рекомендацию и признали юридические лица субъектами преступлений. Но в уголовном законодательстве России субъектом преступления по-прежнему признается только физическое лицо. Субъектом рассматриваемых преступлений против животного мира могут быть граждане Российской Федерации, лица без гражданства (апатриды), граждане других государств (иностранные граждане) и граждане двух и более государств (бипатриды). Следует отметить, что национальная принадлежность субъектов, связанных с посягательством на водные биологические и охотничьи ресурсы, довольно широкая. Наиболее криминальными местами в этом смысле являются: Каспийское море, где чаще всего задерживают граждан Республики Азербайджан <6>; Азовское и Черное моря - граждан Украины; Дальний Восток - граждан Японии, Китая.
"Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения"
(выпуск 17)
(Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)- если это лицо обычно проживает в обеих странах или ни в одной из них, оно считается резидентом той страны, гражданином которой является;
(выпуск 17)
(Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)- если это лицо обычно проживает в обеих странах или ни в одной из них, оно считается резидентом той страны, гражданином которой является;
"Защита государственного суверенитета: Монография"
(Красинский В.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2017)Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне".
(Красинский В.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2017)Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне".
Статья: Конституционные и законодательные особенности формирования судейского корпуса в государствах - участниках СНГ
(Клеандров М.И.)
("Российская юстиция", 2018, N 9)В ряде государств судьями не могут быть лица с двойным гражданством (Азербайджанская Республика) либо закреплено требование к кандидатам в судьи иметь гражданство только своего государства (Республика Армения, Республика Таджикистан).
(Клеандров М.И.)
("Российская юстиция", 2018, N 9)В ряде государств судьями не могут быть лица с двойным гражданством (Азербайджанская Республика) либо закреплено требование к кандидатам в судьи иметь гражданство только своего государства (Республика Армения, Республика Таджикистан).
Статья: Право частной собственности на земельный участок лиц, обладающих двойным или вторым гражданством
(Мелихов А.И.)
("Право и политика", 2006, N 7)Более того, представляются совершенно неясными политические последствия избрания президентом России лица с двойным гражданством, например, российско-украинским. Как он будет решать проблемы Черноморского флота <*>?
(Мелихов А.И.)
("Право и политика", 2006, N 7)Более того, представляются совершенно неясными политические последствия избрания президентом России лица с двойным гражданством, например, российско-украинским. Как он будет решать проблемы Черноморского флота <*>?