Движение велосипедистов
Подборка наиболее важных документов по запросу Движение велосипедистов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области дорожного движения. Часть 1: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин в нарушение п. 17.3 ПДД РФ при выезде из жилой зоны не уступил дорогу другим участникам движения (другому ТС, велосипедисту)
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин в нарушение п. 17.3 ПДД РФ при выезде из жилой зоны не уступил дорогу другим участникам движения (другому ТС, велосипедисту)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.18 "Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения" КоАП РФ"Доводы Ш. о том, что транспортное средство под его управлением не создало помех в движении велосипедисту, являются несостоятельными и не исключают наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сам по себе факт того, что тринадцатилетний велосипедист совершил наезд на транспортное средство не является решающим, так как действия водителя создали данному велосипедисту препятствие в движении по тротуару, поскольку после выезда с прилегающей территории автомобиль пересек траектории движения велосипедиста, который не успел изменил направление своего движения или скорость."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Как неоднократно уже отмечала автор цикла статей, посвященных проблемам правового регулирования отношений с участием таких особых субъектов дорожного движения, как велосипедисты, существующая велосипедная инфраструктура большинства населенных пунктов Российской Федерации не подготовлена к увеличивающимся потребностям велосипедистов <1>. В одной из своих статей <2> автор анализировала проблемы передвижения на двухколесном транспорте, приводимом в движение мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, с использованием велодорожек в качестве объектов велоинфраструктуры. В настоящей статье будет проведен анализ проблем, возникающих у велосипедистов при использовании специальных полос, и автор попробует ответить на вопросы: насколько безопасно движение велосипедистов по велополосам, какие существуют сложности не только технического характера, но и пробелы в правовом поле в исследуемых правоотношениях. По результатам проведенного исследования делаются выводы и предложения, направленные на повышение безопасности движения велосипедистов по велополосам в России.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Как неоднократно уже отмечала автор цикла статей, посвященных проблемам правового регулирования отношений с участием таких особых субъектов дорожного движения, как велосипедисты, существующая велосипедная инфраструктура большинства населенных пунктов Российской Федерации не подготовлена к увеличивающимся потребностям велосипедистов <1>. В одной из своих статей <2> автор анализировала проблемы передвижения на двухколесном транспорте, приводимом в движение мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, с использованием велодорожек в качестве объектов велоинфраструктуры. В настоящей статье будет проведен анализ проблем, возникающих у велосипедистов при использовании специальных полос, и автор попробует ответить на вопросы: насколько безопасно движение велосипедистов по велополосам, какие существуют сложности не только технического характера, но и пробелы в правовом поле в исследуемых правоотношениях. По результатам проведенного исследования делаются выводы и предложения, направленные на повышение безопасности движения велосипедистов по велополосам в России.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)24. Дополнительные требования к движению велосипедистов,
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)24. Дополнительные требования к движению велосипедистов,
"Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения"
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 31.07.2019 N 5)2. Улучшение условий движения пешеходов и велосипедистов
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 31.07.2019 N 5)2. Улучшение условий движения пешеходов и велосипедистов
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при их пересечении пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ. Хотя согласно п. 24.6 ПДД РФ "во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет".
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при их пересечении пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ. Хотя согласно п. 24.6 ПДД РФ "во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет".
Ситуация: Что грозит водителю, не пропустившему пешехода?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения, пользующимся преимуществом в движении, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 500 до 2 500 руб. (ст. 12.18 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения, пользующимся преимуществом в движении, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 500 до 2 500 руб. (ст. 12.18 КоАП РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в качестве которого выступает Минтранс России, с учетом положений настоящего Федерального закона. При разработке указанного проекта должны соблюдаться приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов; приоритет развития транспорта общего пользования; создание условий для движения пешеходов и велосипедистов; достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения; обеспечение экологической безопасности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в качестве которого выступает Минтранс России, с учетом положений настоящего Федерального закона. При разработке указанного проекта должны соблюдаться приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов; приоритет развития транспорта общего пользования; создание условий для движения пешеходов и велосипедистов; достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения; обеспечение экологической безопасности.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Совокупный анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выделить некие разновидности перечисленных категорий участников дорожного движения: велосипедисты, погонщики и др. <55>
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Совокупный анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выделить некие разновидности перечисленных категорий участников дорожного движения: велосипедисты, погонщики и др. <55>
"Рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства: научно-практическое пособие"
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
Статья: Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)На городских дорогах в период реализации Национального плана будут расширяться велосипедные маршруты, а на основных автомагистралях предполагается улучшение инфраструктуры для безопасного движения велосипедистов. Кроме того, планируется внедрить правила, направленные на повышение приоритета в дорожном движении велосипедистов в соответствии с принципами, заложенными в "Безопасной системе".
(Гордеева А.Д., Гусева А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)На городских дорогах в период реализации Национального плана будут расширяться велосипедные маршруты, а на основных автомагистралях предполагается улучшение инфраструктуры для безопасного движения велосипедистов. Кроме того, планируется внедрить правила, направленные на повышение приоритета в дорожном движении велосипедистов в соответствии с принципами, заложенными в "Безопасной системе".
Ситуация: Какая ответственность установлена за пересечение сплошных линий дорожной разметки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разделительной полосой является элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств (п. 1.2 ПДД).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разделительной полосой является элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств (п. 1.2 ПДД).
Ситуация: Как уплатить штраф ГИБДД со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (например, пассажиром или велосипедистом);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (например, пассажиром или велосипедистом);