Два контрактных управляющих
Подборка наиболее важных документов по запросу Два контрактных управляющих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 14.03.2024 N 33-656/2024 (УИД 65RS0018-01-2023-000585-48)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании оплаты за совмещение должностей.
Обстоятельства: Истица просит взыскать с ответчика в свою пользу доплату за выполнение дополнительной работы, не предусмотренной трудовым договором, ссылаясь на то, что дополнительная работа по должности контрактного управляющего была поручена ей без ее предварительного письменного согласия и без дополнительной оплаты.
Решение: Отказано.При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, факт издания отдельной должностной инструкции контрактного управляющего, как и возложение на советника Т. обязанностей по осуществлению закупок для муниципальных нужд, не свидетельствует об исполнении обязанности по двум должностям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Год спустя Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N 99-ФЗ <1> уголовный закон дополнен двумя статьями: злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (статья 200.4 УК РФ), подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (статья 200.5 УК РФ), очевидно, являющимися специальными по отношению к статьям 285 и 291 УК РФ.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Год спустя Федеральным законом от 23 апреля 2018 года N 99-ФЗ <1> уголовный закон дополнен двумя статьями: злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (статья 200.4 УК РФ), подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (статья 200.5 УК РФ), очевидно, являющимися специальными по отношению к статьям 285 и 291 УК РФ.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Охрана общественных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок усилена в 2018 году <6> путем введения двух новых составов преступлений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК): ст. 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и ст. 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок). Причина дополнения УК новыми нормами заключалась в том, что многие деяния в сфере закупок, наносящие существенный ущерб бюджетной системе и конкуренции, охраняемой законом, не охватываются действующим уголовным законодательством [Тенишев А.П., Тесленко А.В., 2019: 22 - 26; 2020: 18 - 22].
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Охрана общественных отношений в сфере государственных и муниципальных закупок усилена в 2018 году <6> путем введения двух новых составов преступлений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК): ст. 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и ст. 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок). Причина дополнения УК новыми нормами заключалась в том, что многие деяния в сфере закупок, наносящие существенный ущерб бюджетной системе и конкуренции, охраняемой законом, не охватываются действующим уголовным законодательством [Тенишев А.П., Тесленко А.В., 2019: 22 - 26; 2020: 18 - 22].
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы таких подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.
(ред. от 17.11.2025)2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, подкупа арбитра (третейского судьи), взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной суммы таких подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"3. Размер штрафа, исчисляемый исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей, даже если сумма, рассчитанная с учетом кратной величины, меньше двадцати пяти тысяч рублей. В таком случае штраф назначается в размере двадцати пяти тысяч рублей.
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"3. Размер штрафа, исчисляемый исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей, даже если сумма, рассчитанная с учетом кратной величины, меньше двадцати пяти тысяч рублей. В таком случае штраф назначается в размере двадцати пяти тысяч рублей.
Статья: О важности проведения экспертизы при одностороннем расторжении контракта заказчиком
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 3)- если они являются близкими родственниками или состоят в супружеских отношениях с руководителем заказчика, членами закупочной комиссии, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика;
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 3)- если они являются близкими родственниками или состоят в супружеских отношениях с руководителем заказчика, членами закупочной комиссии, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которых распространяется указанный Федеральный закон.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которых распространяется указанный Федеральный закон.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный Федеральный закон.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Примером установления таких требований иным федеральным законом является ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой работники контрактной службы, контрактный управляющий организаций, являющихся заказчиками и государственными заказчиками (например, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, некоторые государственные корпорации), должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следовательно, положения Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" обязательны к применению в части требований к образованию специалистов в сфере закупок, но только для тех организаций (работодателей), на которые распространяется указанный Федеральный закон.
Статья: Ответственность за нарушения актов нормирования закупок
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Пример. Актом нормирования <11> для товара с кодом ОКПД2 26.20.15 <12> предусмотрено следующее значение характеристики "тип": "системный блок и монитор". Поскольку в план-график закупок заказчика на 2019 г. был включен объект закупки "моноблок "Dell OptiPlex 7460-0861" или эквивалент", контрактный управляющий учреждения был оштрафован на 20 000 руб. на основании ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Пример. Актом нормирования <11> для товара с кодом ОКПД2 26.20.15 <12> предусмотрено следующее значение характеристики "тип": "системный блок и монитор". Поскольку в план-график закупок заказчика на 2019 г. был включен объект закупки "моноблок "Dell OptiPlex 7460-0861" или эквивалент", контрактный управляющий учреждения был оштрафован на 20 000 руб. на основании ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)должностных лиц либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
(КонсультантПлюс, 2025)должностных лиц либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)нет обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии, полнородный или неполнородный брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо его усыновитель является физлицом (в том числе ИП), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, являющегося участником закупки;
(КонсультантПлюс, 2025)нет обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии, полнородный или неполнородный брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо его усыновитель является физлицом (в том числе ИП), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, являющегося участником закупки;
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в разд. 1 "Расчет (обоснование) размера аванса" - информация о закупаемом товаре (работе, услуге), включая его наименование, индивидуальные характеристики, количество, предельную стоимость. Этот раздел документа формирует и подписывает ответственное лицо контрактной службы (контрактный управляющий) или ответственное лицо комиссии по осуществлению закупок, уполномоченное председателем названной комиссии в части финансовой информации, ответственное лицо финансово-экономического подразделения (подписывается ЭП);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в разд. 1 "Расчет (обоснование) размера аванса" - информация о закупаемом товаре (работе, услуге), включая его наименование, индивидуальные характеристики, количество, предельную стоимость. Этот раздел документа формирует и подписывает ответственное лицо контрактной службы (контрактный управляющий) или ответственное лицо комиссии по осуществлению закупок, уполномоченное председателем названной комиссии в части финансовой информации, ответственное лицо финансово-экономического подразделения (подписывается ЭП);
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)должностные лица или работники заказчика или поставщика, а также бывшие должностные лица или работники, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
(КонсультантПлюс, 2025)должностные лица или работники заказчика или поставщика, а также бывшие должностные лица или работники, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)5. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь:
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)5. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь:
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Между тем контрактный управляющий бюджетного учреждения являлся соучредителем фирмы-подрядчика, с которой впоследствии были заключены четыре договора об оказании услуг по организации, подготовке и проведению международных конференций, подготовке материалов и изданию сборника по итогам конференций. А это расценивается как конфликт интересов.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Между тем контрактный управляющий бюджетного учреждения являлся соучредителем фирмы-подрядчика, с которой впоследствии были заключены четыре договора об оказании услуг по организации, подготовке и проведению международных конференций, подготовке материалов и изданию сборника по итогам конференций. А это расценивается как конфликт интересов.