Дтп с авто в угоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Дтп с авто в угоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Добровольное имущественное страхование транспортных средств и спецтехники: Страховщик Потерпевшего хочет взыскать с Причинителя вреда убытки, понесенные в связи с выплатой Страхователю (Потерпевшему) страхового возмещения по договору добровольного страхования транспортного средства (КАСКО), в размере произведенной выплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Страховщик произвел выплату в пользу Страхователя (Потерпевшего) по договору добровольного страхования транспортного средства (КАСКО) в связи с повреждением (угоном) транспортного средства. Оснований для взыскания убытков в порядке суброгации со Страховщика Причинителя вреда нет (например, гражданская ответственность Причинителя вреда на момент ДТП не застрахована или водитель застрахованного по КАСКО ТС, признанный виновником ДТП, не был включен в список лиц, допущенных по условиям договора к управлению ТС). Страховщик намерен взыскать убытки с Причинителя вреда.
(КонсультантПлюс, 2025)Страховщик произвел выплату в пользу Страхователя (Потерпевшего) по договору добровольного страхования транспортного средства (КАСКО) в связи с повреждением (угоном) транспортного средства. Оснований для взыскания убытков в порядке суброгации со Страховщика Причинителя вреда нет (например, гражданская ответственность Причинителя вреда на момент ДТП не застрахована или водитель застрахованного по КАСКО ТС, признанный виновником ДТП, не был включен в список лиц, допущенных по условиям договора к управлению ТС). Страховщик намерен взыскать убытки с Причинителя вреда.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 13АП-19007/2025 по делу N А56-109638/2024
Категория спора: Аренда транспортных средств.
Требования арендодателя: 1) О взыскании задолженности по арендным платежам; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов.
Требования арендатора: 4) О взыскании пени; 5) Об обязании вернуть транспортные средства.
Обстоятельства: Арендодатель указал, что внесение арендных платежей осуществлялось не в полном объеме и с просрочкой, для изъятия имущества заключен агентский договор, расходы по которому обязан возместить арендатор. По мнению арендатора, арендодателем не переданы договоры о страховании, транспортные средства изъяты незаконно.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.Так, согласно пояснениям общества, 27.05.2024 в ходе изъятия у ответчика транспортного средства истца, переданного ответчику во временное владение и пользование по договору от 30.06.2020 N 217/20-СП, водитель, управляющий транспортным средством, совершил наезд на представителя ООО "Нацпромлизинг" (Малова Олега Георгиевича) и оставил место дорожно-транспортного происшествия. На место происшествия была вызвана полиция, адвокатом было подготовлено и подано заявление об угоне транспортного средства, а также заявление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Категория спора: Аренда транспортных средств.
Требования арендодателя: 1) О взыскании задолженности по арендным платежам; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании расходов.
Требования арендатора: 4) О взыскании пени; 5) Об обязании вернуть транспортные средства.
Обстоятельства: Арендодатель указал, что внесение арендных платежей осуществлялось не в полном объеме и с просрочкой, для изъятия имущества заключен агентский договор, расходы по которому обязан возместить арендатор. По мнению арендатора, арендодателем не переданы договоры о страховании, транспортные средства изъяты незаконно.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.Так, согласно пояснениям общества, 27.05.2024 в ходе изъятия у ответчика транспортного средства истца, переданного ответчику во временное владение и пользование по договору от 30.06.2020 N 217/20-СП, водитель, управляющий транспортным средством, совершил наезд на представителя ООО "Нацпромлизинг" (Малова Олега Георгиевича) и оставил место дорожно-транспортного происшествия. На место происшествия была вызвана полиция, адвокатом было подготовлено и подано заявление об угоне транспортного средства, а также заявление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об ответственности специального субъекта за преступления, предусмотренные статьями 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество в сфере страхования является не самым распространенным видом мошенничества. В период с 2019 по 2021 гг. было осуждено всего 1 244 чел. по данной статье, что составляет всего чуть менее 2% от общего числа осужденных по всем видам мошенничества. Тем не менее общественная опасность данного преступления очевидна. Рынок страховых услуг бурно развивается, и активность лиц, предпринимающих усилия в плане мошеннических действий в данной сфере, находится в прямой корреляции с этим развитием. Особенностью данного состава преступления, с нашей точки зрения, является возможность его совершения как общим, так и специальным субъектом в зависимости от способа совершения. Так, мошенничество в сфере страхования может совершаться сотрудниками страховых компаний при оформлении полисов страхования, составлении иных страховых документов. В других случаях хищение чужого имущества проявляется в получении страховых выплат за умышленную порчу транспортного средства, фиктивные ДТП, мнимый угон автомобиля, где субъектом может выступать уже любое лицо, которому не требуется никаких особых полномочий. Следует обратить внимание на тот факт, что, по сути, общим признаком для всех субъектов данного преступления является наличие правоотношений между ним и страховой компанией, вследствие которых данное лицо становится при наступлении страхового случая выгодоприобретателем. Это обстоятельство верно подчеркивает В.А. Маслов, говоря о том, что при мошенничестве в сфере страхования хищение представляет собой завладение имуществом, что объективно может выполнить только одно лицо, указанное в договоре страхования (либо признанное таковым в соответствии с законом) <8>. Согласно приговору Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 июля 2020 г. в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ, подсудимый вступил в предварительный сговор с другими лицами, направленный на совершение хищения денежных средств, путем представления в страховую организацию заведомо ложных сведений о якобы произошедшем ДТП, вследствие чего наступил страховой случай.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество в сфере страхования является не самым распространенным видом мошенничества. В период с 2019 по 2021 гг. было осуждено всего 1 244 чел. по данной статье, что составляет всего чуть менее 2% от общего числа осужденных по всем видам мошенничества. Тем не менее общественная опасность данного преступления очевидна. Рынок страховых услуг бурно развивается, и активность лиц, предпринимающих усилия в плане мошеннических действий в данной сфере, находится в прямой корреляции с этим развитием. Особенностью данного состава преступления, с нашей точки зрения, является возможность его совершения как общим, так и специальным субъектом в зависимости от способа совершения. Так, мошенничество в сфере страхования может совершаться сотрудниками страховых компаний при оформлении полисов страхования, составлении иных страховых документов. В других случаях хищение чужого имущества проявляется в получении страховых выплат за умышленную порчу транспортного средства, фиктивные ДТП, мнимый угон автомобиля, где субъектом может выступать уже любое лицо, которому не требуется никаких особых полномочий. Следует обратить внимание на тот факт, что, по сути, общим признаком для всех субъектов данного преступления является наличие правоотношений между ним и страховой компанией, вследствие которых данное лицо становится при наступлении страхового случая выгодоприобретателем. Это обстоятельство верно подчеркивает В.А. Маслов, говоря о том, что при мошенничестве в сфере страхования хищение представляет собой завладение имуществом, что объективно может выполнить только одно лицо, указанное в договоре страхования (либо признанное таковым в соответствии с законом) <8>. Согласно приговору Майкопского городского суда Республики Адыгея от 30 июля 2020 г. в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ, подсудимый вступил в предварительный сговор с другими лицами, направленный на совершение хищения денежных средств, путем представления в страховую организацию заведомо ложных сведений о якобы произошедшем ДТП, вследствие чего наступил страховой случай.
Ситуация: На что обратить внимание в правилах страхования каско?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ДТП при управлении транспортным средством;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ДТП при управлении транспортным средством;
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"21) организовывать во взаимодействии с Госавтоинспекцией розыск водителей транспортных средств Вооруженных Сил, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они явились, а также угнанных и похищенных транспортных средств Вооруженных Сил, похищенных регистрационных знаков и специальной печатной продукции, необходимой для допуска транспортных средств в участии в дорожном движении;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"21) организовывать во взаимодействии с Госавтоинспекцией розыск водителей транспортных средств Вооруженных Сил, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они явились, а также угнанных и похищенных транспортных средств Вооруженных Сил, похищенных регистрационных знаков и специальной печатной продукции, необходимой для допуска транспортных средств в участии в дорожном движении;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Судом установлено и из материалов дела следует, что между В. (страхователь) и страховой компанией заключен договор добровольного страхования автомобиля в соответствии с правилами страхования автотранспортных средств от ущерба, угона и иных сопутствующих рисков, утвержденными генеральным директором страховой компании (далее - правила страхования).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Судом установлено и из материалов дела следует, что между В. (страхователь) и страховой компанией заключен договор добровольного страхования автомобиля в соответствии с правилами страхования автотранспортных средств от ущерба, угона и иных сопутствующих рисков, утвержденными генеральным директором страховой компании (далее - правила страхования).
Статья: Информационное обеспечение криминалистической деятельности
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Помимо преступлений, связанных с хищением и угоном автомобилей, СПО "Паутина" имеет криминалистическое значение для раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ, а также иных совершенных с использованием транспортного средства как средства (например, при убийстве, совершенном путем наезда на потерпевшего). Так, данная система позволяет получить объективные сведения о дорожной обстановке, характере движения автомобилиста, поведении пешеходов, соблюдении Правил дорожного движения и возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, что повышает эффективность раскрытия и расследования достаточно сложных транспортных происшествий.
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Помимо преступлений, связанных с хищением и угоном автомобилей, СПО "Паутина" имеет криминалистическое значение для раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ, а также иных совершенных с использованием транспортного средства как средства (например, при убийстве, совершенном путем наезда на потерпевшего). Так, данная система позволяет получить объективные сведения о дорожной обстановке, характере движения автомобилиста, поведении пешеходов, соблюдении Правил дорожного движения и возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, что повышает эффективность раскрытия и расследования достаточно сложных транспортных происшествий.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Рассматривая указанное нарушение, следует в первую очередь говорить не об угрозе БДД, а о посягательстве на существующий порядок управления или имущественные права граждан (хищение, угон).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Рассматривая указанное нарушение, следует в первую очередь говорить не об угрозе БДД, а о посягательстве на существующий порядок управления или имущественные права граждан (хищение, угон).
Статья: Использование программных агентов в юридической практике
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В январе 2022 г. МВД РФ запущена в эксплуатацию федеральная система "Паутина", предназначенная для фиксации нарушений Правил дорожного движения, для обнаружения владельцев автомобилей, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, для повышения эффективности работы правоохранительных органов, связанной с раскрытием таких преступлений, как угон, разные виды хищения транспортных средств и ряда других <7>. 4 октября 2022 г. в реестр российского программного обеспечения были включены сведения о программном обеспечении "Система юридического программирования LegalRules", правообладателем которого является ПАО "Сбербанк России". LegalRules представляет собой платформу для оптимизации процесса разработки, тестирования и внедрения юридических сервисов, созданную для формирования общего цифрового пространства для юристов <8>.
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)В январе 2022 г. МВД РФ запущена в эксплуатацию федеральная система "Паутина", предназначенная для фиксации нарушений Правил дорожного движения, для обнаружения владельцев автомобилей, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, для повышения эффективности работы правоохранительных органов, связанной с раскрытием таких преступлений, как угон, разные виды хищения транспортных средств и ряда других <7>. 4 октября 2022 г. в реестр российского программного обеспечения были включены сведения о программном обеспечении "Система юридического программирования LegalRules", правообладателем которого является ПАО "Сбербанк России". LegalRules представляет собой платформу для оптимизации процесса разработки, тестирования и внедрения юридических сервисов, созданную для формирования общего цифрового пространства для юристов <8>.
Ситуация: Как возмещается вред, причиненный в результате ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, если собственник транспортного средства докажет, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне транспортного средства), то суд вправе возложить ответственность за вред на лиц, противоправно им завладевших (п. 2 ст. 1079 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, если собственник транспортного средства докажет, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне транспортного средства), то суд вправе возложить ответственность за вред на лиц, противоправно им завладевших (п. 2 ст. 1079 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 1).
Статья: Тактическая операция по установлению местонахождения и задержанию угнанного или похищенного автомобиля с использованием современных информационных технологий
(Шевырталов Е.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)"Розыск-Nano" состоит из фотовычислительного модуля, планшета и специального программного обеспечения, способного работать как в движении, так и при остановке патруля. Данный комплекс при помощи специального кронштейна крепится к лобовому стеклу, тем самым не требуется внесения изменений в конструкцию служебной машины. Основные функции этой системы: выявление транспортных средств в угоне; выявление водителей, лишенных прав управления транспортным средством, но продолжающих управлять им; выявление водителей, совершивших ДТП и скрывшихся с места происшествия; выявление транспортных средств, разыскиваемых судебными приставами или снятых с регистрационного учета.
(Шевырталов Е.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)"Розыск-Nano" состоит из фотовычислительного модуля, планшета и специального программного обеспечения, способного работать как в движении, так и при остановке патруля. Данный комплекс при помощи специального кронштейна крепится к лобовому стеклу, тем самым не требуется внесения изменений в конструкцию служебной машины. Основные функции этой системы: выявление транспортных средств в угоне; выявление водителей, лишенных прав управления транспортным средством, но продолжающих управлять им; выявление водителей, совершивших ДТП и скрывшихся с места происшествия; выявление транспортных средств, разыскиваемых судебными приставами или снятых с регистрационного учета.
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)6. При выявлении несовершеннолетнего, который, например, управляет транспортным средством в состоянии опьянения, ТС не исправно, если подросток не имеет права управления транспортом соответствующей категории или есть подозрения, что подросток угнал ТС, то в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ транспортное средство может быть задержано. Обычно это осуществляется до момента, пока не прибудет законный представитель, имеющий право управления ТС, и тогда задержание прекращается.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)6. При выявлении несовершеннолетнего, который, например, управляет транспортным средством в состоянии опьянения, ТС не исправно, если подросток не имеет права управления транспортом соответствующей категории или есть подозрения, что подросток угнал ТС, то в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ транспортное средство может быть задержано. Обычно это осуществляется до момента, пока не прибудет законный представитель, имеющий право управления ТС, и тогда задержание прекращается.
Ситуация: Как возместить ущерб от ДТП при отсутствии полисов ОСАГО и каско?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, если в результате ДТП был причинен вред лицом, управляющим транспортным средством (далее - ТС) в силу исполнения обязанностей по трудовому договору (контракту) или гражданско-правовому договору, в том числе оказывающим водительские услуги по доверенности, то в общем случае требование о возмещении вреда предъявляется к собственнику ТС. Однако и в этой ситуации при определенных условиях возможно освобождение собственника от ответственности (например, если ТС угнали) (абз. 2 п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. п. 1, 2 ст. 1079 ГК РФ; п. п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, если в результате ДТП был причинен вред лицом, управляющим транспортным средством (далее - ТС) в силу исполнения обязанностей по трудовому договору (контракту) или гражданско-правовому договору, в том числе оказывающим водительские услуги по доверенности, то в общем случае требование о возмещении вреда предъявляется к собственнику ТС. Однако и в этой ситуации при определенных условиях возможно освобождение собственника от ответственности (например, если ТС угнали) (абз. 2 п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068, п. п. 1, 2 ст. 1079 ГК РФ; п. п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1).
Статья: Применение арбитражными судами обеспечительных мер в деле о банкротстве
(Колесникова С.Г., Теплюкова Л.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)Как указал финансовый управляющий, автомобиль включен в конкурсную массу должника и подлежит реализации на торгах, однако эксплуатируется должником и в ночное время хранится должником во дворе, а не на охраняемой стоянке, что увеличивает риск повреждения имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или действий третьих лиц (угон и т.д.); на финансового управляющего возложена обязанность по организации и проведению торгов по реализации данного имущества, включая осмотр автомобиля потенциальными покупателями, а также по обеспечению его сохранности.
(Колесникова С.Г., Теплюкова Л.С.)
("Арбитражные споры", 2021, N 2)Как указал финансовый управляющий, автомобиль включен в конкурсную массу должника и подлежит реализации на торгах, однако эксплуатируется должником и в ночное время хранится должником во дворе, а не на охраняемой стоянке, что увеличивает риск повреждения имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или действий третьих лиц (угон и т.д.); на финансового управляющего возложена обязанность по организации и проведению торгов по реализации данного имущества, включая осмотр автомобиля потенциальными покупателями, а также по обеспечению его сохранности.
Статья: Сравнение специальных систем возмещения вреда, причиненного здоровью участников дорожного движения (на примере Израиля и Франции): поиск оптимальной модели правового регулирования
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Система компенсации вреда, причиненного пострадавшим в ДТП, существующая в Израиле, несмотря на многолетнее успешное функционирование, не лишена ряда спорных моментов. В частности, при исключении компонента вины из конструкции ответственности сохраняется требование об определении причинной связи между ДТП и конкретным телесным вредом, сопровождаемое достаточно строгими доказательственными стандартами. Искомая причинная связь признается существующей лишь тогда, когда вред находится в пределах объема риска, возлагаемого законодателем на владельца транспортного средства, а значит, отдельные группы претензий пострадавших также не принимаются для урегулирования, как если бы в государстве сохранялась традиционная конструкция ответственности <7>. Из рассматриваемого объема риска прямо исключаются случаи умышленного причинения вреда, совершения ДТП при угоне автомобиля, ином преступном деянии и т.п.
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Система компенсации вреда, причиненного пострадавшим в ДТП, существующая в Израиле, несмотря на многолетнее успешное функционирование, не лишена ряда спорных моментов. В частности, при исключении компонента вины из конструкции ответственности сохраняется требование об определении причинной связи между ДТП и конкретным телесным вредом, сопровождаемое достаточно строгими доказательственными стандартами. Искомая причинная связь признается существующей лишь тогда, когда вред находится в пределах объема риска, возлагаемого законодателем на владельца транспортного средства, а значит, отдельные группы претензий пострадавших также не принимаются для урегулирования, как если бы в государстве сохранялась традиционная конструкция ответственности <7>. Из рассматриваемого объема риска прямо исключаются случаи умышленного причинения вреда, совершения ДТП при угоне автомобиля, ином преступном деянии и т.п.
Статья: Запрещение эксплуатации транспортного средства как индивидуальный правовой акт, направленный на предупреждение дорожно-транспортных происшествий
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Рассматривая указанное нарушение, следует в первую очередь говорить не об угрозе безопасности дорожного движения, а о посягательстве на существующий порядок управления или имущественные права граждан (хищение, угон). Следовательно, запрещение эксплуатации ТС в этих случаях является не способом предотвратить ДТП, а направлено на обеспечение восстановления нарушенного порядка или имущественных прав. В то же время для указанных правоотношений существуют свои специальные нормы, так как ТС будет выступать в роли предмета или орудия административного правонарушения - ст. 27.14 КоАП РФ (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) или вещественного доказательства по уголовному делу - ст. ст. 81, 176, 177 УПК РФ.
(Баканов К.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Рассматривая указанное нарушение, следует в первую очередь говорить не об угрозе безопасности дорожного движения, а о посягательстве на существующий порядок управления или имущественные права граждан (хищение, угон). Следовательно, запрещение эксплуатации ТС в этих случаях является не способом предотвратить ДТП, а направлено на обеспечение восстановления нарушенного порядка или имущественных прав. В то же время для указанных правоотношений существуют свои специальные нормы, так как ТС будет выступать в роли предмета или орудия административного правонарушения - ст. 27.14 КоАП РФ (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) или вещественного доказательства по уголовному делу - ст. ст. 81, 176, 177 УПК РФ.