ДТП отсутствие дорожного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу ДТП отсутствие дорожного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗС органа местного самоуправления можно взыскать ущерб из-за ДТП, если он возник:
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2023 N 88-22366/2023 (УИД 42RS0036-01-2023-000487-60)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба.
Обстоятельства: В результате ДТП был поврежден автомобиль истца. Иск мотивирован тем, что ни один из участников ДТП не был признан виновным, ДТП произошло из-за отсутствия дорожных знаков на перекрестке, ответственность за установку которых лежит на администрации (ответчике).
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на то, что должностное лицо МКУ "ЖКУ" было привлечено к административной ответственности за отсутствие в месте ДТП дорожных знаков, не имеет правового значения для разрешения заявленных требований, кроме того, не подтверждается материалами дела.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба.
Обстоятельства: В результате ДТП был поврежден автомобиль истца. Иск мотивирован тем, что ни один из участников ДТП не был признан виновным, ДТП произошло из-за отсутствия дорожных знаков на перекрестке, ответственность за установку которых лежит на администрации (ответчике).
Решение: Отказано.Ссылка в жалобе на то, что должностное лицо МКУ "ЖКУ" было привлечено к административной ответственности за отсутствие в месте ДТП дорожных знаков, не имеет правового значения для разрешения заявленных требований, кроме того, не подтверждается материалами дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)При рассмотрении данной категории дел водители в качестве доказательства отсутствия вины в совершении ДТП часто ссылаются на то, что на участке автомобильной дороги, где произошло ДТП, не был установлен дорожный знак "Дикие животные". В судебной практике сложился единообразный подход к тому, как следует квалифицировать факт отсутствия на участке дороги, где произошло ДТП с участием животных (лосей), дорожного знака 1.27 "Дикие животные". В соответствии с п. 5.2.29 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.27 "Дикие животные" устанавливают перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов, и другими участками дорог, если на них возможно появление диких животных.
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)При рассмотрении данной категории дел водители в качестве доказательства отсутствия вины в совершении ДТП часто ссылаются на то, что на участке автомобильной дороги, где произошло ДТП, не был установлен дорожный знак "Дикие животные". В судебной практике сложился единообразный подход к тому, как следует квалифицировать факт отсутствия на участке дороги, где произошло ДТП с участием животных (лосей), дорожного знака 1.27 "Дикие животные". В соответствии с п. 5.2.29 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.27 "Дикие животные" устанавливают перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов, и другими участками дорог, если на них возможно появление диких животных.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)До возбуждения гражданского дела в суде обеспечение доказательств осуществляется в нотариальном порядке. Необходимость в этом наиболее часто возникает для фиксации информации, размещенной в Интернете, а также у участников дорожно-транспортных происшествий, которые в случае такой необходимости вполне могут обратиться к нотариусу с заявлением об обеспечении доказательств. Нотариусом могут быть зафиксированы самые разнообразные факты: наличие информации на определенном интернет-сайте, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, его обледенение, нерабочее состояние светофора, наличие открытого люка, отсутствие необходимого дорожного знака или его повреждение и т.д.
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)До возбуждения гражданского дела в суде обеспечение доказательств осуществляется в нотариальном порядке. Необходимость в этом наиболее часто возникает для фиксации информации, размещенной в Интернете, а также у участников дорожно-транспортных происшествий, которые в случае такой необходимости вполне могут обратиться к нотариусу с заявлением об обеспечении доказательств. Нотариусом могут быть зафиксированы самые разнообразные факты: наличие информации на определенном интернет-сайте, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, его обледенение, нерабочее состояние светофора, наличие открытого люка, отсутствие необходимого дорожного знака или его повреждение и т.д.
Нормативные акты
Распоряжение МВД России от 25.12.2024 N 1/16139
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения"В 2023 году в 21731 ДТП (54,7%) установлены факты отсутствия или плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствия дорожных знаков в необходимых местах - в 6993 ДТП (17,6%), неудовлетворительного зимнего содержания - в 6606 ДТП (16,6%), неправильного применения либо плохой видимости дорожных знаков - в 4405 ДТП (11%), отсутствия тротуаров (пешеходных дорожек) - в 3189 ДТП (8%).
"Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения"В 2023 году в 21731 ДТП (54,7%) установлены факты отсутствия или плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствия дорожных знаков в необходимых местах - в 6993 ДТП (17,6%), неудовлетворительного зимнего содержания - в 6606 ДТП (16,6%), неправильного применения либо плохой видимости дорожных знаков - в 4405 ДТП (11%), отсутствия тротуаров (пешеходных дорожек) - в 3189 ДТП (8%).
"Программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств"
(утв. МВД России 26.11.2020)В 23535 ДТП (56,4%) установлены факты отсутствия, плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах - в 9319 ДТП (22,3%), неправильное применение, либо плохая видимость дорожных знаков - в 4183 ДТП (10%).
(утв. МВД России 26.11.2020)В 23535 ДТП (56,4%) установлены факты отсутствия, плохой различимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах - в 9319 ДТП (22,3%), неправильное применение, либо плохая видимость дорожных знаков - в 4183 ДТП (10%).
Статья: Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Наиболее существенным недостатком современной системы дорожного регулирования является сама система подготовки водителей. Прежде чем человек попадает на дорогу общего пользования, он проходит обучение в аккредитованной автошколе для последующей сдачи государственного экзамена на право управлять автомобилем в органах ГИБДД. Здесь человек приобретает первичные навыки обращения со сложным техническим средством - автомобилем. В связи с этим представляется необходимым обеспечить последовательное развитие и приобретение обучаемым субъектом комплекса практически полезных навыков и умений по управлению транспортным средством обозначенной категории сообразно квалификационным требованиям и стандартам, установленным ст. 25 и 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <4>. В основе существующей проблемы лежит фактическая неприспособленность водителей к полноценному управлению транспортным средством, отвечающему правилам безопасности дорожного движения, вследствие отсутствия обширного курса и первичного понимания принципов устройства и работы автомобиля. Разумеется, невозможно получить достаточно большой стаж вождения за несколько недель или месяцев обучения, однако возможно сделать такое обучение эффективнее, нацелив его на приобретение не только понимания того, как управлять автомобилем и как следовать дорожным знакам. Водителю важно понимать, как устроен сам автомобиль, как им управлять в аварийных ситуациях, как вести себя при попадании в ДТП, как функционирует вся дорожная инфраструктура города, каким образом можно сделать ее безопаснее для водителей и пешеходов, а также изучить причины возникновения опасных ситуаций на дорогах. Все это поможет человеку анализировать происходящее на улицах и самостоятельно принимать быстрые и продуманные решения, эффективно избегая инцидентов. Изучение теории и прохождение практики должно сопровождаться полным осознанием значимости дела и пониманием возлагаемой на водителя ответственности. Для этого нужно переработать общепринятую программу подготовки, добавив в нее получение более широкого круга знаний, и увеличить количество часов, отведенных на теорию и практику. В рамках предполагаемой системы подготовки представляются наиболее целесообразными достижение и формирование навыков управления транспортным средством обучающимся в условиях безопасного вождения, исключая тем самым широкий массив вероятностных просчетов и ошибок неопытных водителей в первые месяцы вождения. А ошибки на дорогах, как известно, могут приводить к самым разным последствиям.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Наиболее существенным недостатком современной системы дорожного регулирования является сама система подготовки водителей. Прежде чем человек попадает на дорогу общего пользования, он проходит обучение в аккредитованной автошколе для последующей сдачи государственного экзамена на право управлять автомобилем в органах ГИБДД. Здесь человек приобретает первичные навыки обращения со сложным техническим средством - автомобилем. В связи с этим представляется необходимым обеспечить последовательное развитие и приобретение обучаемым субъектом комплекса практически полезных навыков и умений по управлению транспортным средством обозначенной категории сообразно квалификационным требованиям и стандартам, установленным ст. 25 и 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <4>. В основе существующей проблемы лежит фактическая неприспособленность водителей к полноценному управлению транспортным средством, отвечающему правилам безопасности дорожного движения, вследствие отсутствия обширного курса и первичного понимания принципов устройства и работы автомобиля. Разумеется, невозможно получить достаточно большой стаж вождения за несколько недель или месяцев обучения, однако возможно сделать такое обучение эффективнее, нацелив его на приобретение не только понимания того, как управлять автомобилем и как следовать дорожным знакам. Водителю важно понимать, как устроен сам автомобиль, как им управлять в аварийных ситуациях, как вести себя при попадании в ДТП, как функционирует вся дорожная инфраструктура города, каким образом можно сделать ее безопаснее для водителей и пешеходов, а также изучить причины возникновения опасных ситуаций на дорогах. Все это поможет человеку анализировать происходящее на улицах и самостоятельно принимать быстрые и продуманные решения, эффективно избегая инцидентов. Изучение теории и прохождение практики должно сопровождаться полным осознанием значимости дела и пониманием возлагаемой на водителя ответственности. Для этого нужно переработать общепринятую программу подготовки, добавив в нее получение более широкого круга знаний, и увеличить количество часов, отведенных на теорию и практику. В рамках предполагаемой системы подготовки представляются наиболее целесообразными достижение и формирование навыков управления транспортным средством обучающимся в условиях безопасного вождения, исключая тем самым широкий массив вероятностных просчетов и ошибок неопытных водителей в первые месяцы вождения. А ошибки на дорогах, как известно, могут приводить к самым разным последствиям.