Другие экономические санкции
Подборка наиболее важных документов по запросу Другие экономические санкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ: Проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются по требованиям о возврате из бюджета сумм экономических санкций
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 395 ГК РФУказанные в ст. 395 ГК РФ проценты не начисляются на необоснованно взысканные налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами суммы экономических (финансовых) санкций, подлежащие возврату из соответствующего бюджета.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 395 ГК РФУказанные в ст. 395 ГК РФ проценты не начисляются на необоснованно взысканные налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами суммы экономических (финансовых) санкций, подлежащие возврату из соответствующего бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансирование национальных проектов - бюджетный аспект
(Запольский С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Изменения, вызванные наложением экономических санкций, и другие недружественные решения стран Запада предопределяют необходимость существенного совершенствования многих институтов экономической политики, в том числе бюджетного законодательства. Формирование бюджетных ресурсов, распределение их по звеньям бюджетной системы, осуществление финансирования государственных мероприятий целесообразно подвергнуть координации с национальными проектами, формируемыми сейчас отдельно от бюджетного планирования. В свою очередь, национальные проекты должны охватывать не только сферу расходов, но и источники финансирования затрат.
(Запольский С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Изменения, вызванные наложением экономических санкций, и другие недружественные решения стран Запада предопределяют необходимость существенного совершенствования многих институтов экономической политики, в том числе бюджетного законодательства. Формирование бюджетных ресурсов, распределение их по звеньям бюджетной системы, осуществление финансирования государственных мероприятий целесообразно подвергнуть координации с национальными проектами, формируемыми сейчас отдельно от бюджетного планирования. В свою очередь, национальные проекты должны охватывать не только сферу расходов, но и источники финансирования затрат.
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Если в случае с экономическими санкциями, вводимыми Советом Безопасности ООН в порядке ст. 41 Устава ООН, сложился консенсус, свидетельствующий об их легитимности и законности с позиций международного права, то в отношении других видов экономических санкций, которые принимаются без одобрения Совета Безопасности ООН, ведется множество дискуссий.
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Если в случае с экономическими санкциями, вводимыми Советом Безопасности ООН в порядке ст. 41 Устава ООН, сложился консенсус, свидетельствующий об их легитимности и законности с позиций международного права, то в отношении других видов экономических санкций, которые принимаются без одобрения Совета Безопасности ООН, ведется множество дискуссий.
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)В других - суды отметили, что экономические санкции можно учесть в качестве смягчающего обстоятельства, если у налогоплательщиков возникли последствия и нанесен ущерб их деятельности. Однако, не доказано, каким образом санкции прямо или косвенно негативно повлияли на финансовое положение налогоплательщиков.
(КонсультантПлюс, 2025)В других - суды отметили, что экономические санкции можно учесть в качестве смягчающего обстоятельства, если у налогоплательщиков возникли последствия и нанесен ущерб их деятельности. Однако, не доказано, каким образом санкции прямо или косвенно негативно повлияли на финансовое положение налогоплательщиков.
Статья: Контроль в условиях регулирования отраслевых макроэкономических процессов
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Российская Федерация более 10 лет развивается в условиях экономических санкций, с одной стороны, а с другой - борьбы за экономический суверенитет. Государственная политика сводится к постановке целей, формированию национальных проектов для достижения целей и определению конкретных целевых результатов. Например, в настоящее время выполняется Национальный проект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", его целью определен кратный рост объемов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении. Этот проект разработан для достижения технологической независимости в области производства продукции, обеспечивающей транспортную мобильность. Его структура представлена в табл. 1.
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Российская Федерация более 10 лет развивается в условиях экономических санкций, с одной стороны, а с другой - борьбы за экономический суверенитет. Государственная политика сводится к постановке целей, формированию национальных проектов для достижения целей и определению конкретных целевых результатов. Например, в настоящее время выполняется Национальный проект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", его целью определен кратный рост объемов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении. Этот проект разработан для достижения технологической независимости в области производства продукции, обеспечивающей транспортную мобильность. Его структура представлена в табл. 1.
Статья: Применение экономических санкций в отношении России в контексте права ВТО
(Балабин О.И.)
("Таможенное дело", 2021, N 2)В связи с применением рядом стран - участниц ВТО экономических санкций в отношении других членов ВТО требуется правовая оценка выполнения и применения законодательных актов, на основе которых формируется ВТО. Единственно логичным правовым основанием для применения экономических санкций внутри ВТО является мера по обеспечению безопасности в соответствии со ст. XXI ГАТТ, в которой указано: "Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано:
(Балабин О.И.)
("Таможенное дело", 2021, N 2)В связи с применением рядом стран - участниц ВТО экономических санкций в отношении других членов ВТО требуется правовая оценка выполнения и применения законодательных актов, на основе которых формируется ВТО. Единственно логичным правовым основанием для применения экономических санкций внутри ВТО является мера по обеспечению безопасности в соответствии со ст. XXI ГАТТ, в которой указано: "Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано:
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Бизнес - целая вселенная со своими правилами и законами. Зачастую его организация диктует жесткие условия, и предприниматель в условиях стресса неразумно подходит к решению задач, устанавливая перед собой ошибочные цели <277>. Следует также понимать, что предпринимательские риски могут быть разных видов: изменение в законодательстве, потеря имущества, колебания экономической конъюнктуры, экономические санкции и другие <278>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Бизнес - целая вселенная со своими правилами и законами. Зачастую его организация диктует жесткие условия, и предприниматель в условиях стресса неразумно подходит к решению задач, устанавливая перед собой ошибочные цели <277>. Следует также понимать, что предпринимательские риски могут быть разных видов: изменение в законодательстве, потеря имущества, колебания экономической конъюнктуры, экономические санкции и другие <278>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Раздел "Национальная платежная система" официального сайта Банка России содержит подраздел "Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России" (cbr.ru/PSystem/files/psys_stop), включающий единственную позицию - об Указе Президента Украины от 17 октября 2016 г. N 467/2016 "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". При этом указано, что данные сведения размещены 20 июня 2017 г.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Раздел "Национальная платежная система" официального сайта Банка России содержит подраздел "Сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России" (cbr.ru/PSystem/files/psys_stop), включающий единственную позицию - об Указе Президента Украины от 17 октября 2016 г. N 467/2016 "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". При этом указано, что данные сведения размещены 20 июня 2017 г.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<158> На протяжении нескольких последних лет в отношении России со стороны ряда других стран вводятся экономические санкции. В 2022 году были приняты пакеты мер, среди которых ограничение российской финансовой системы (в том числе Банк России и другие ведущие банки), деятельности ряда отечественных компаний и отдельных отраслей экономики, закрытие воздушного пространства и морских портов и т.д.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)<158> На протяжении нескольких последних лет в отношении России со стороны ряда других стран вводятся экономические санкции. В 2022 году были приняты пакеты мер, среди которых ограничение российской финансовой системы (в том числе Банк России и другие ведущие банки), деятельности ряда отечественных компаний и отдельных отраслей экономики, закрытие воздушного пространства и морских портов и т.д.
Статья: Комплексный подход к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления
(Мошкина Н.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Обеспечение продовольственной безопасности тесно связано с национальными интересами, экономикой, социальными аспектами жизни общества, демографическими процессами и экологическими проблемами, что, безусловно, должно учитываться при создании комплексной и эффективной системы, способной противостоять различным вызовам, будь то изменение климата, экономические санкции или другие внешние и внутренние угрозы. Экономические, технологические, внешнеполитические, ветеринарные и фитосанитарные риски, климатические и агроэкологические, санитарно-эпидемиологические и социальные угрозы продовольственной безопасности могут привести к серьезным последствиям, если они не будут должным образом идентифицированы и управляемы. Крайне важно не только предвидеть данные риски, но и разработать эффективные механизмы преодоления и минимизации их воздействия на продовольственную безопасность Российской Федерации.
(Мошкина Н.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Обеспечение продовольственной безопасности тесно связано с национальными интересами, экономикой, социальными аспектами жизни общества, демографическими процессами и экологическими проблемами, что, безусловно, должно учитываться при создании комплексной и эффективной системы, способной противостоять различным вызовам, будь то изменение климата, экономические санкции или другие внешние и внутренние угрозы. Экономические, технологические, внешнеполитические, ветеринарные и фитосанитарные риски, климатические и агроэкологические, санитарно-эпидемиологические и социальные угрозы продовольственной безопасности могут привести к серьезным последствиям, если они не будут должным образом идентифицированы и управляемы. Крайне важно не только предвидеть данные риски, но и разработать эффективные механизмы преодоления и минимизации их воздействия на продовольственную безопасность Российской Федерации.