Древесные отходы это
Подборка наиболее важных документов по запросу Древесные отходы это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.04.2024 N 33-643/2024 по делу N 2-184/2023 (УИД 89RS0008-01-2023-000310-27)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об обязании оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах.
Обстоятельства: Суду не представлено доказательств того, что ответчик при эксплуатации спорных объектов не соблюдает утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Решение: Отказано.Пунктом 9.3.1 Свода правил "СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки" (утвержден Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр) предусмотрено оборудование установками для очистки дымовых газов от золы котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.). Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что котельные, работающие на жидком топливе, в том числе, дизельном, не должны быть оборудованы ГОУ. Положения указанной нормы не могут рассматриваться как освобождающие лиц, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от выполнения приведенных выше требований федерального законодательства по оборудованию источников выбросов установками очистки газа.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об обязании оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах.
Обстоятельства: Суду не представлено доказательств того, что ответчик при эксплуатации спорных объектов не соблюдает утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Решение: Отказано.Пунктом 9.3.1 Свода правил "СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки" (утвержден Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр) предусмотрено оборудование установками для очистки дымовых газов от золы котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.). Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что котельные, работающие на жидком топливе, в том числе, дизельном, не должны быть оборудованы ГОУ. Положения указанной нормы не могут рассматриваться как освобождающие лиц, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от выполнения приведенных выше требований федерального законодательства по оборудованию источников выбросов установками очистки газа.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2024 N Ф10-2627/2024 по делу N А08-5108/2023
Требование: Об обязании исполнить обязательства по вывозу растительных отходов.
Обстоятельства: Отказ вывезти отходы региональный оператор мотивировал тем, что спорные отходы к твердым коммунальным отходам не относятся, в связи с чем обязательства по их вывозу у оператора отсутствуют.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не выяснили, входят ли в отходы складированные в контейнере для твердых коммунальных отходов стволы крупных деревьев или их периферийные части, не установили наличие у регионального оператора обязанности по их вывозу согласно условиям договора.Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.10.2023 N 16-КГ23-32-К4, образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относится к ТКО.
Требование: Об обязании исполнить обязательства по вывозу растительных отходов.
Обстоятельства: Отказ вывезти отходы региональный оператор мотивировал тем, что спорные отходы к твердым коммунальным отходам не относятся, в связи с чем обязательства по их вывозу у оператора отсутствуют.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не выяснили, входят ли в отходы складированные в контейнере для твердых коммунальных отходов стволы крупных деревьев или их периферийные части, не установили наличие у регионального оператора обязанности по их вывозу согласно условиям договора.Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.10.2023 N 16-КГ23-32-К4, образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относится к ТКО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Генезис прав и обязанностей граждан при использовании лесов для собственных нужд
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Первоначально об этом велись переговоры с местным управлением лесного хозяйства, но соглашение не было достигнуто. В ходе дальнейших переговоров на региональном уровне удалось обеспечить сохранение права граждан на пользование лесом Грефенштайн в долгосрочной перспективе. Заключенное в 2017 г. соглашение предусматривает, что права на заготовку дров сохраняются без ограничений для граждан, которые проживают на территории нескольких муниципалитетов, исторически входивших в область Грефенштайн. Они имеют право свободно и бесплатно рубить деревья и заготавливать дрова для личного пользования в необходимом для домашнего хозяйства количестве. Право заготовки дров распространяется на сухие деревья (за исключением дубов) толщиной до девяти сантиметров, срубленные обломки, оставшиеся после лесозаготовки, толщиной до трех сантиметров и ветровальную древесину, объем которой не превышает установленного в соглашении максимума. Граждане также имеют право приобретать древесные лесные отходы для собственных нужд на основании договора с местным управлением лесного хозяйства. Эти права распространяются на так называемую основную зону леса Грефенштайн.
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Первоначально об этом велись переговоры с местным управлением лесного хозяйства, но соглашение не было достигнуто. В ходе дальнейших переговоров на региональном уровне удалось обеспечить сохранение права граждан на пользование лесом Грефенштайн в долгосрочной перспективе. Заключенное в 2017 г. соглашение предусматривает, что права на заготовку дров сохраняются без ограничений для граждан, которые проживают на территории нескольких муниципалитетов, исторически входивших в область Грефенштайн. Они имеют право свободно и бесплатно рубить деревья и заготавливать дрова для личного пользования в необходимом для домашнего хозяйства количестве. Право заготовки дров распространяется на сухие деревья (за исключением дубов) толщиной до девяти сантиметров, срубленные обломки, оставшиеся после лесозаготовки, толщиной до трех сантиметров и ветровальную древесину, объем которой не превышает установленного в соглашении максимума. Граждане также имеют право приобретать древесные лесные отходы для собственных нужд на основании договора с местным управлением лесного хозяйства. Эти права распространяются на так называемую основную зону леса Грефенштайн.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Первым актом, прямо запретившим молевой сплав леса на ряде водоемов России, можно назвать Постановление Совета Министров РСФСР от 29 июля 1966 г. N 630 "О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в РСФСР, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции". В указанном акте Министерству лесного хозяйства РСФСР и Министерству топливной промышленности РСФСР было предписано разработать и осуществлять мероприятия по прекращению в 1966 - 1970 гг. молевого сплава леса, а также сплава древесины в пучках и кошелях по всем рыбохозяйственным водоемам. Одновременно с этим отмечалась необходимость очистки водоемов от отходов лесосплава и затонувшей древесины.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Первым актом, прямо запретившим молевой сплав леса на ряде водоемов России, можно назвать Постановление Совета Министров РСФСР от 29 июля 1966 г. N 630 "О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в РСФСР, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции". В указанном акте Министерству лесного хозяйства РСФСР и Министерству топливной промышленности РСФСР было предписано разработать и осуществлять мероприятия по прекращению в 1966 - 1970 гг. молевого сплава леса, а также сплава древесины в пучках и кошелях по всем рыбохозяйственным водоемам. Одновременно с этим отмечалась необходимость очистки водоемов от отходов лесосплава и затонувшей древесины.
Нормативные акты
"ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения"
(введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)
(ред. от 24.05.2023)3.38. #древесные отходы#: Отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева.
(введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст)
(ред. от 24.05.2023)3.38. #древесные отходы#: Отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- пульпу, снег, отходы, нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- пульпу, снег, отходы, нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)3. В отношении водно-болотных угодий федерального, регионального и местного значения, не вошедших в состав ООПТ, могут быть установлены следующие запреты и ограничения: запрет на продажу в собственность (аренду) государственных земельных участков в границах водно-болотных угодий для промышленной или сельскохозяйственной деятельности; ограничение охоты и коммерческого рыболовства; запрет на добычу полезных ископаемых (включая общераспространенные), рубку леса или иное повреждение древесно-кустарниковой и травяной растительности; запрет на деятельность, способную нарушить естественный гидрологический режим системы водоемов этого угодья; ведение любых работ по мелиорации и дноуглублению. Ряд ограничений может быть также установлен в части строительства дорог, сброса сточных (в том числе канализационных) вод, размещения отходов, хранения сельскохозяйственных удобрений, выпаса скота, забора воды; ограничений передвижения транспортных средств (включая водный транспорт), кроме случаев, предусмотренных в целях борьбы с пожарами и иными чрезвычайными ситуациями.
Статья: Охрана лесов. Мнения
(Кобылкин Д., Шаройкина Е., Позднякова О., Протченко А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Также Народный фронт последовательно выступает за полный запрет сжигания порубочных остатков для расчистки лесосек в пожароопасный период, для чего необходимо внести изменения в пункт 28 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614. При этом для системного решения предлагается разработать меры государственного стимулирования безотходных технологий заготовки древесины, в том числе использование древесных отходов для топлива, фармацевтики, древесной муки и так далее.
(Кобылкин Д., Шаройкина Е., Позднякова О., Протченко А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Также Народный фронт последовательно выступает за полный запрет сжигания порубочных остатков для расчистки лесосек в пожароопасный период, для чего необходимо внести изменения в пункт 28 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614. При этом для системного решения предлагается разработать меры государственного стимулирования безотходных технологий заготовки древесины, в том числе использование древесных отходов для топлива, фармацевтики, древесной муки и так далее.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Определение основных понятий видов нарушения земельного законодательства, утвержденное Приказом Роскомзема 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, захламлением земель называет накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Определение основных понятий видов нарушения земельного законодательства, утвержденное Приказом Роскомзема 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, захламлением земель называет накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)В соответствии с пунктом 2 статьи 226 ГК РФ лицо, которому принадлежит на праве собственности, владения или пользования земельный участок, водное или иное недвижимое имущество, на котором находится брошенная вещь, не представляющая значительной экономической ценности, то есть вещь, стоимость которой явно не превышает трех тысяч рублей, а также брошенные лом металлов, некондиционная продукция, древесные остатки от лесосплава, отвалы и шламы, образующиеся в процессе добычи полезных ископаемых, отходы промышленного производства и иные отходы, имеет право приобрести эти вещи в собственность, начав их использование или осуществив иные действия, которые свидетельствуют о фактическом приобретении права собственности на указанные предметы.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)В соответствии с пунктом 2 статьи 226 ГК РФ лицо, которому принадлежит на праве собственности, владения или пользования земельный участок, водное или иное недвижимое имущество, на котором находится брошенная вещь, не представляющая значительной экономической ценности, то есть вещь, стоимость которой явно не превышает трех тысяч рублей, а также брошенные лом металлов, некондиционная продукция, древесные остатки от лесосплава, отвалы и шламы, образующиеся в процессе добычи полезных ископаемых, отходы промышленного производства и иные отходы, имеет право приобрести эти вещи в собственность, начав их использование или осуществив иные действия, которые свидетельствуют о фактическом приобретении права собственности на указанные предметы.