Дознание в вооруженных силах
Подборка наиболее важных документов по запросу Дознание в вооруженных силах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание в законе на иные источники для поступления сообщения о преступлении закономерно, поскольку невозможно предусмотреть все такие случаи, и свидетельствует об открытом перечне поводов и универсальности п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Такое сообщение принимается получившим его лицом, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 47 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание в законе на иные источники для поступления сообщения о преступлении закономерно, поскольку невозможно предусмотреть все такие случаи, и свидетельствует об открытом перечне поводов и универсальности п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Такое сообщение принимается получившим его лицом, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 47 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"Жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военных следственных органов и военных прокуратур, поданные в порядке статьи 125 УПК РФ по делам, подсудным военным судам, в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" рассматриваются гарнизонными военными судами.
(ред. от 28.06.2022)
"О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"Жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военных следственных органов и военных прокуратур, поданные в порядке статьи 125 УПК РФ по делам, подсудным военным судам, в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" рассматриваются гарнизонными военными судами.
Статья: Допустимые место и длительность допроса. Комментарий к ст. 187 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
Статья: Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<3> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<3> См., к примеру: Об утверждении методических рекомендаций: Приказ Федеральной антимонопольной службы РФ от 8 августа 2019 года N 1073/19. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2019; Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23 октября 2014 года N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017 и др.
Статья: Осмотр места происшествия: порядок проведения и требования к оформлению протокола
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не предусматривает единой формы протокола осмотра места происшествия. Форма такого протокола может быть установлена в подзаконных нормативных актах, относящихся к конкретному ведомству (например, бланк 8 Приложения 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150; Приложение N 6 к Методическим рекомендациям по рассмотрению подразделениями противодействия коррупции территориальных органов ФССП России сообщений о правонарушениях коррупционной и должностной направленности, утв. ФССП России 19.03.2014 N 7).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не предусматривает единой формы протокола осмотра места происшествия. Форма такого протокола может быть установлена в подзаконных нормативных актах, относящихся к конкретному ведомству (например, бланк 8 Приложения 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150; Приложение N 6 к Методическим рекомендациям по рассмотрению подразделениями противодействия коррупции территориальных органов ФССП России сообщений о правонарушениях коррупционной и должностной направленности, утв. ФССП России 19.03.2014 N 7).
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<7> См., к примеру: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<7> См., к примеру: Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2017.
Статья: Проблемные аспекты процессуального порядка возбуждения уголовных дел по статье 337 УК РФ
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Для упорядочения действий дознавателя, в том числе связанных с возбуждением уголовных дел, была разработана Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <2>. Принятие такого решения, на наш взгляд, связывается в первую очередь с необходимостью оптимизации деятельности военнослужащих, назначенных на должности дознавателей воинских частей, которые в большинстве случаев не имеют начального юридического образования. При этом в преамбуле к Инструкции указывается, что она основывается на положениях УПК РФ, УК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Кроме того, сама Инструкция позиционируется как нормативный правовой акт, определяющий основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, а также реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 2)Для упорядочения действий дознавателя, в том числе связанных с возбуждением уголовных дел, была разработана Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <2>. Принятие такого решения, на наш взгляд, связывается в первую очередь с необходимостью оптимизации деятельности военнослужащих, назначенных на должности дознавателей воинских частей, которые в большинстве случаев не имеют начального юридического образования. При этом в преамбуле к Инструкции указывается, что она основывается на положениях УПК РФ, УК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Кроме того, сама Инструкция позиционируется как нормативный правовой акт, определяющий основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, а также реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.
Статья: Качество законодательной регламентации правового положения органов дознания в ст. 40 УПК Российской Федерации
(Фадеев И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 12)<12> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2014 г. N 150 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Фадеев И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 12)<12> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2014 г. N 150 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Это же действие в иных нормативных правовых актах называется уведомлением (ч. 1 ст. 55 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <51>). Так его именуют зачастую и суды <52>. Думается, по смыслу уведомление и сообщение в рассматриваемом здесь аспекте мало чем отличаются и уже только поэтому могут использоваться как синонимы.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Это же действие в иных нормативных правовых актах называется уведомлением (ч. 1 ст. 55 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <51>). Так его именуют зачастую и суды <52>. Думается, по смыслу уведомление и сообщение в рассматриваемом здесь аспекте мало чем отличаются и уже только поэтому могут использоваться как синонимы.
Статья: Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 182 УПК РФ не определен круг мер, которые должен принять следователь (дознаватель и др.). Тем не менее следует иметь в виду, что данными мерами могут быть лишь действия, прямо предусмотренные законом. Основными из этих мер следует признать предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о недопустимости без разрешения разглашать ставшие им известными в связи с участием в выемке сведения и отобрание у них расписки с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. Бланк такой расписки в настоящее время предусмотрен бланком 38 Приложения N 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <66>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 182 УПК РФ не определен круг мер, которые должен принять следователь (дознаватель и др.). Тем не менее следует иметь в виду, что данными мерами могут быть лишь действия, прямо предусмотренные законом. Основными из этих мер следует признать предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о недопустимости без разрешения разглашать ставшие им известными в связи с участием в выемке сведения и отобрание у них расписки с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. Бланк такой расписки в настоящее время предусмотрен бланком 38 Приложения N 1 к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <66>.
Статья: Процессуальные особенности допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего). Комментарий к ст. 191 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Переходим к анализу следственных действий, производство которых урегулировано ст. 191 УПК РФ. И начнем с допроса. Понятие "допрос" в настоящей статье употреблено 4 раза. И всегда в одном и том же значении. Под "допросом", о котором идет речь в ст. 191 УПК РФ, законодатель понимает следственное действие, в ходе которого дознавателем, органом дознания, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, следователем, следователем-криминалистом, руководителем (членом) следственной группы (группы дознавателей), руководителем следственного органа <17> в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (ознакомления с иной формой показаний) свидетеля (потерпевшего), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса (приложение N 1 (бланк 42, 43, 46 и 47) к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <18>). Допрос, которому посвящена настоящая статья, - это не любой допрос, а лишь допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на стадии предварительного расследования.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Переходим к анализу следственных действий, производство которых урегулировано ст. 191 УПК РФ. И начнем с допроса. Понятие "допрос" в настоящей статье употреблено 4 раза. И всегда в одном и том же значении. Под "допросом", о котором идет речь в ст. 191 УПК РФ, законодатель понимает следственное действие, в ходе которого дознавателем, органом дознания, начальником подразделения дознания, начальником органа дознания, следователем, следователем-криминалистом, руководителем (членом) следственной группы (группы дознавателей), руководителем следственного органа <17> в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (ознакомления с иной формой показаний) свидетеля (потерпевшего), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса (приложение N 1 (бланк 42, 43, 46 и 47) к Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов <18>). Допрос, которому посвящена настоящая статья, - это не любой допрос, а лишь допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на стадии предварительного расследования.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: ст. 48 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденной Приказом заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<3> См.: ст. 48 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденной Приказом заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150.