Доверительное управление имуществом подопечного
Подборка наиболее важных документов по запросу Доверительное управление имуществом подопечного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 23. Доверительное управление имуществом подопечного
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 23. Доверительное управление имуществом подопечного
Статья: Расторжение договора доверительного управления имуществом
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные основания для прекращения договора доверительного управления имуществом могут предусматриваться также в отношении отдельных видов таких обязательств. Например, доверительное управление имуществом подопечного прекращается не только по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, но и в случаях прекращения опеки и попечительства (п. 2 ст. 38 ГК РФ).
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные основания для прекращения договора доверительного управления имуществом могут предусматриваться также в отношении отдельных видов таких обязательств. Например, доверительное управление имуществом подопечного прекращается не только по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, но и в случаях прекращения опеки и попечительства (п. 2 ст. 38 ГК РФ).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 23. Доверительное управление имуществом подопечного
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 23. Доверительное управление имуществом подопечного
Путеводитель по судебной практике: Доверительное управление имуществом.
Подлежит ли госрегистрации передача недвижимого имущества по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Позиция, согласно которой заключение договора доверительного управления, в частности имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), влечет необходимость государственной регистрации не договора, а передачи имущества в доверительное управление, содержится также в Обзоре судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области дел о признании недействительными сделок с недвижимостью и применении Закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 01.12.2004 N 01-19/130.
Подлежит ли госрегистрации передача недвижимого имущества по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Позиция, согласно которой заключение договора доверительного управления, в частности имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), влечет необходимость государственной регистрации не договора, а передачи имущества в доверительное управление, содержится также в Обзоре судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области дел о признании недействительными сделок с недвижимостью и применении Закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 01.12.2004 N 01-19/130.
Статья: Реализация принципа заботы о благосостоянии и развитии детей, оставшихся без попечения родителей: частноправовой аспект
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Гражданско-правовым средством реализации семейно-правового принципа заботы о благополучии и развитии детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормы о доверительном управлении имуществом подопечного. Пункт 2 ст. 37 ГК РФ уточняет, что порядок управления имуществом подопечного определяется ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <10>, ст. 23 которого гласит: к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 Закона <11>.
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Гражданско-правовым средством реализации семейно-правового принципа заботы о благополучии и развитии детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормы о доверительном управлении имуществом подопечного. Пункт 2 ст. 37 ГК РФ уточняет, что порядок управления имуществом подопечного определяется ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <10>, ст. 23 которого гласит: к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 Закона <11>.
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)д) заключения различных гражданско-правовых договоров (например, о передаче ребенка в приемную семью на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423; о доверительном управлении имуществом подопечного лица на основании ст. 38 Гражданского кодекса РФ; о патронатной семье или патронатном воспитании (ст. 145 СК РФ));
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)д) заключения различных гражданско-правовых договоров (например, о передаче ребенка в приемную семью на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423; о доверительном управлении имуществом подопечного лица на основании ст. 38 Гражданского кодекса РФ; о патронатной семье или патронатном воспитании (ст. 145 СК РФ));
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Статья: Особенности наследования по договорам доверительного управления финансовыми активами
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 10)Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. В нотариальной практике часто возникает вопрос о наследовании не только активов наследодателя-инвестора, но и прав и обязанностей по такому договору. Общие основания прекращения договора доверительного управления имуществом установлены в ГК РФ, другие нормативно-правовые акты не содержат перечня иных обстоятельств, которые могут являться дополнительными основаниями прекращения данного вида договора. Нормы о прекращении договора доверительного управления включены в ст. 1024 ГК РФ: "Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие: смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем... если договором не предусмотрено иное". Таким образом, указанная норма о прекращении договора носит диспозитивный характер и стороны договора доверительного управления имуществом могут предусмотреть иные последствия, исключающие прекращение договора <9>. Поэтому нотариусу важно изучить условия договора. Более того, выгодоприобретатель и учредитель доверительного управления могут не совпадать в одном лице, поскольку согласно ст. 1012 ГК РФ выгодоприобретатель - это лицо, указанное учредителем управления. Назначение выгодоприобретателя возможно, например, при заключении договора доверительного управления имуществом подопечного, где участие такого третьего лица является основной целью заключения данного договора для обеспечения его имущественных интересов. Вместе с тем если умирает подопечный, то дальнейшее действие данного договора лишено смысла. В случае назначения нескольких выгодоприобретателей только смерть последнего выгодоприобретателя может прекратить договор доверительного управления <10>.
(Андропова Т.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 10)Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. В нотариальной практике часто возникает вопрос о наследовании не только активов наследодателя-инвестора, но и прав и обязанностей по такому договору. Общие основания прекращения договора доверительного управления имуществом установлены в ГК РФ, другие нормативно-правовые акты не содержат перечня иных обстоятельств, которые могут являться дополнительными основаниями прекращения данного вида договора. Нормы о прекращении договора доверительного управления включены в ст. 1024 ГК РФ: "Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие: смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем... если договором не предусмотрено иное". Таким образом, указанная норма о прекращении договора носит диспозитивный характер и стороны договора доверительного управления имуществом могут предусмотреть иные последствия, исключающие прекращение договора <9>. Поэтому нотариусу важно изучить условия договора. Более того, выгодоприобретатель и учредитель доверительного управления могут не совпадать в одном лице, поскольку согласно ст. 1012 ГК РФ выгодоприобретатель - это лицо, указанное учредителем управления. Назначение выгодоприобретателя возможно, например, при заключении договора доверительного управления имуществом подопечного, где участие такого третьего лица является основной целью заключения данного договора для обеспечения его имущественных интересов. Вместе с тем если умирает подопечный, то дальнейшее действие данного договора лишено смысла. В случае назначения нескольких выгодоприобретателей только смерть последнего выгодоприобретателя может прекратить договор доверительного управления <10>.
Статья: Передача функций доверительного управления имуществом: сущность, основания, порядок
(Поваров Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)<7> По мнению А.А. Ильюшенко, сказанное объясняется тем, что российский "законодатель... частично воспринял конструкцию англосаксонского института доверительной собственности (trust), где отношения... строятся... на доверии и доброй совести" (см. Ильюшенко А.А. Договор доверительного управления имуществом подопечного / под ред. Ю.В. Трунцевского. М.: Юрист, 2007. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
(Поваров Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)<7> По мнению А.А. Ильюшенко, сказанное объясняется тем, что российский "законодатель... частично воспринял конструкцию англосаксонского института доверительной собственности (trust), где отношения... строятся... на доверии и доброй совести" (см. Ильюшенко А.А. Договор доверительного управления имуществом подопечного / под ред. Ю.В. Трунцевского. М.: Юрист, 2007. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
Ситуация: Каковы основания и последствия прекращения опеки (попечительства)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)договора о доверительном управлении имуществом подопечного, заключенного органом опеки и попечительства с управляющим (п. 2 ст. 38 ГК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)договора о доверительном управлении имуществом подопечного, заключенного органом опеки и попечительства с управляющим (п. 2 ст. 38 ГК РФ);
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие положения об опеке закреплены в ст. 32 части первой ГК РФ: опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1); опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2). Статья 38 данного Кодекса предусматривает доверительное управление имуществом подопечного. Согласно пункту 1 указанной статьи: при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом; в этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление; при осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулирует Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <432>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. В соответствии со ст. 23 данного Закона к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 данного Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие положения об опеке закреплены в ст. 32 части первой ГК РФ: опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1); опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п. 2). Статья 38 данного Кодекса предусматривает доверительное управление имуществом подопечного. Согласно пункту 1 указанной статьи: при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом; в этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление; при осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулирует Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <432>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1. В соответствии со ст. 23 данного Закона к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными ГК РФ, применяются положения ст. ст. 19 и 20 данного Закона.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ (доверительное управление имуществом подопечного);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ (доверительное управление имуществом подопечного);