Доверительное управление имуществом недееспособного
Подборка наиболее важных документов по запросу Доверительное управление имуществом недееспособного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
("Проспект", 2025)ГК РФ допускает учреждение доверительного управления имуществом несовершеннолетнего или недееспособного, общие правила такого учреждения установлены в ст. 38. Согласно указанной норме при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного договор с доверительным управляющим в таком случае заключает орган опеки и попечительства, а на осуществление правомочий управляющим по договору на него распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, то есть необходимость в названных в законе случаях получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Статья 23 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" тоже предусматривает возможность учреждения доверительного управления имуществом подопечного, но в соответствии с правилами, установленными ГК РФ и ст. 19, 20 названного Закона, содержащими требование о получении предварительного согласия органа опеки и попечительства для заключения договора доверительного управления имуществом подопечного.
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Действующее российское законодательство не содержит самостоятельного института, позволяющего определить себе представителя на случай возможной в будущем недееспособности. Предположим, гражданин узнал о начинающейся болезни Альцгеймера и на случай возможной утраты способности сознавать значение своих действий и руководить ими намерен составить распоряжение, возложив на своего родственника обязанности попечителя или опекуна. Допустим, родственник согласен. На момент распоряжения болезнь не достигла той стадии, когда гражданин не понимает значения своих действий и не может руководить ими. Какую сделку необходимо совершить? Доверенность в этой ситуации - неподходящий инструмент, поскольку признание гражданина, выдавшего доверенность, недееспособным влечет ее прекращение (ст. 188 ГК). Договор поручения под отлагательным условием признания доверителя недееспособным также невозможен, поскольку в силу ст. 977 ГК договор поручения прекращается признанием доверителя недееспособным. Разумеется, перечень договоров является открытым, поэтому можно представить себе непоименованный договор, по которому одно лицо обязуется действовать в интересах другого лица в случае признания последнего недееспособным или ограниченно дееспособным. Можно также заключить договор доверительного управления имуществом с отлагательным условием признания гражданина недееспособным, что обеспечит защиту имущественных прав, но проблема защиты неимущественных прав все же останется открытой.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Действующее российское законодательство не содержит самостоятельного института, позволяющего определить себе представителя на случай возможной в будущем недееспособности. Предположим, гражданин узнал о начинающейся болезни Альцгеймера и на случай возможной утраты способности сознавать значение своих действий и руководить ими намерен составить распоряжение, возложив на своего родственника обязанности попечителя или опекуна. Допустим, родственник согласен. На момент распоряжения болезнь не достигла той стадии, когда гражданин не понимает значения своих действий и не может руководить ими. Какую сделку необходимо совершить? Доверенность в этой ситуации - неподходящий инструмент, поскольку признание гражданина, выдавшего доверенность, недееспособным влечет ее прекращение (ст. 188 ГК). Договор поручения под отлагательным условием признания доверителя недееспособным также невозможен, поскольку в силу ст. 977 ГК договор поручения прекращается признанием доверителя недееспособным. Разумеется, перечень договоров является открытым, поэтому можно представить себе непоименованный договор, по которому одно лицо обязуется действовать в интересах другого лица в случае признания последнего недееспособным или ограниченно дееспособным. Можно также заключить договор доверительного управления имуществом с отлагательным условием признания гражданина недееспособным, что обеспечит защиту имущественных прав, но проблема защиты неимущественных прав все же останется открытой.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"56. Учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"56. Учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Статья: Опека и завещательное возложение: приглашение к обсуждению
(Внукова В.А., Воронова О.Н., Лихачева С.Н.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Напомним, что согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Заявление подается в отдел опеки. Далее в законе предусмотрен порядок подачи заявления на тот случай, если родитель не может явиться в отдел опеки. В этом случае его подпись может быть удостоверена нотариусом или другими указанными в статье лицами. Таким образом, законодатель не отрицает возможности нотариального удостоверения подписи родителя, права нотариуса зафиксировать факт того, что подпись выполнена самим гражданином и поставлена добровольно. Почему тогда невозможно эту волю изложить в завещании и хранить это завещание до момента смерти у нотариуса? Тем самым будет сокращено число хождений родителей в различные инстанции, обеспечено сохранение тайны завещания, воля лица будет изложена в едином документе. В завещании можно указать, какая часть имущества будет передана опекуну или попечителю в собственность, за счет какого имущества будет осуществляться вознаграждение за исполнение им своих обязанностей, какое имущество передается в доверительное управление и подлежит использованию на содержание подопечного.
(Внукова В.А., Воронова О.Н., Лихачева С.Н.)
("Наследственное право", 2023, N 1)Напомним, что согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Заявление подается в отдел опеки. Далее в законе предусмотрен порядок подачи заявления на тот случай, если родитель не может явиться в отдел опеки. В этом случае его подпись может быть удостоверена нотариусом или другими указанными в статье лицами. Таким образом, законодатель не отрицает возможности нотариального удостоверения подписи родителя, права нотариуса зафиксировать факт того, что подпись выполнена самим гражданином и поставлена добровольно. Почему тогда невозможно эту волю изложить в завещании и хранить это завещание до момента смерти у нотариуса? Тем самым будет сокращено число хождений родителей в различные инстанции, обеспечено сохранение тайны завещания, воля лица будет изложена в едином документе. В завещании можно указать, какая часть имущества будет передана опекуну или попечителю в собственность, за счет какого имущества будет осуществляться вознаграждение за исполнение им своих обязанностей, какое имущество передается в доверительное управление и подлежит использованию на содержание подопечного.
Путеводитель по судебной практике: Доверительное управление имуществом.
Вправе ли нотариус заключать договор доверительного управления, если участники общества отказывают в переходе доли умершего к его наследникам
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, учредителями доверительного управления наследственным имуществом могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане.
Вправе ли нотариус заключать договор доверительного управления, если участники общества отказывают в переходе доли умершего к его наследникам
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, учредителями доверительного управления наследственным имуществом могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане.
Ситуация: Каковы особенности наследования инвестиционных паев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Договором доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, должна быть предусмотрена необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок по распоряжению наследственным имуществом, в случае если договором доверительного управления доверительному управляющему предоставлено право на совершение таких сделок. Если контроль деятельности доверительного управляющего потребует финансовых затрат, необходимо согласовать их размер, источник, способ финансирования и т.п. (п. 4.4.10 Методических рекомендаций, утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N 03/19).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Договором доверительного управления наследственным имуществом, наследником которого является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, должна быть предусмотрена необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок по распоряжению наследственным имуществом, в случае если договором доверительного управления доверительному управляющему предоставлено право на совершение таких сделок. Если контроль деятельности доверительного управляющего потребует финансовых затрат, необходимо согласовать их размер, источник, способ финансирования и т.п. (п. 4.4.10 Методических рекомендаций, утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N 03/19).
Статья: Законный представитель как участник гражданского процесса
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)На практике возникают сложности в части определения характера представительства совершеннолетнего дееспособного лица, в отношении которого установлен патронаж. В соответствии со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж, то есть орган опеки и попечительства назначает ему помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Такой помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Хотя характер представительства в данном случае синонимичен законному представительству несовершеннолетних и недееспособных лиц, при этом в ст. 48 ГПК РФ, в которой содержится перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей в суде, нет попечителей патронируемых граждан.
(Таирова А.Т.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 7)На практике возникают сложности в части определения характера представительства совершеннолетнего дееспособного лица, в отношении которого установлен патронаж. В соответствии со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж, то есть орган опеки и попечительства назначает ему помощника с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Такой помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Хотя характер представительства в данном случае синонимичен законному представительству несовершеннолетних и недееспособных лиц, при этом в ст. 48 ГПК РФ, в которой содержится перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей в суде, нет попечителей патронируемых граждан.
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Однако остается неясным, какие действия (бездействие) опекуна или организации следует квалифицировать как осуществление надлежащего надзора за недееспособным, как отсутствие их вины в причинении вреда недееспособным лицом. В этой связи интересно следующее дело. Гражданину на праве собственности принадлежала квартира, сам гражданин был признан недееспособным, проживал в психоневрологическом интернате, который и был назначен опекуном этому гражданину. В квартире, принадлежащей гражданину, протекла батарея центрального отопления. Вследствие этого был причинен имущественный ущерб соседу. Сосед предъявил иск о возмещении причиненного вреда к интернату, который являлся опекуном собственника квартиры. Суд отказал в иске на том основании, что не было вины интерната в причинении ущерба, поскольку не доказано, что недееспособный гражданин установил батарею, находясь под опекой интерната <1>. Данное решение суда представляется далеко не бесспорным. По крайней мере, следовало установить, кто является собственником квартиры (батареи) и несет бремя ее содержания. Находясь в интернате, недееспособный собственник был лишен возможности своими действиями реализовывать право собственности, присматривать за своим имуществом, предотвратить ущерб путем надлежащего содержания имущества. Независимо от времени установки батареи, опекун должен был вести дела своего подопечного либо передать имущество в доверительное управление. Противоправное поведение опекуна состояло в бездействии - неосуществлении надлежащим образом прав своего подопечного, повлекшем причинение вреда третьим лицам имуществом, принадлежащим недееспособному. Поэтому ущерб должен возмещать опекун.
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Однако остается неясным, какие действия (бездействие) опекуна или организации следует квалифицировать как осуществление надлежащего надзора за недееспособным, как отсутствие их вины в причинении вреда недееспособным лицом. В этой связи интересно следующее дело. Гражданину на праве собственности принадлежала квартира, сам гражданин был признан недееспособным, проживал в психоневрологическом интернате, который и был назначен опекуном этому гражданину. В квартире, принадлежащей гражданину, протекла батарея центрального отопления. Вследствие этого был причинен имущественный ущерб соседу. Сосед предъявил иск о возмещении причиненного вреда к интернату, который являлся опекуном собственника квартиры. Суд отказал в иске на том основании, что не было вины интерната в причинении ущерба, поскольку не доказано, что недееспособный гражданин установил батарею, находясь под опекой интерната <1>. Данное решение суда представляется далеко не бесспорным. По крайней мере, следовало установить, кто является собственником квартиры (батареи) и несет бремя ее содержания. Находясь в интернате, недееспособный собственник был лишен возможности своими действиями реализовывать право собственности, присматривать за своим имуществом, предотвратить ущерб путем надлежащего содержания имущества. Независимо от времени установки батареи, опекун должен был вести дела своего подопечного либо передать имущество в доверительное управление. Противоправное поведение опекуна состояло в бездействии - неосуществлении надлежащим образом прав своего подопечного, повлекшем причинение вреда третьим лицам имуществом, принадлежащим недееспособному. Поэтому ущерб должен возмещать опекун.
Статья: Специфика правового статуса несовершеннолетних как наследников
(Долинская В.В.)
("Цивилист", 2024, N 4)К сожалению, ст. 1171 ГК РФ не содержит нормы, аналогичной ст. 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, - об обязанности нотариуса сообщить органам опеки и попечительства о выдаче свидетельства о праве на наследство, как в случае с недееспособным. Получив такое сообщение, орган опеки и попечительства при необходимости мог бы выступить заявителем о применении мер по охране и управлению наследственной массой, заключить договор о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего.
(Долинская В.В.)
("Цивилист", 2024, N 4)К сожалению, ст. 1171 ГК РФ не содержит нормы, аналогичной ст. 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, - об обязанности нотариуса сообщить органам опеки и попечительства о выдаче свидетельства о праве на наследство, как в случае с недееспособным. Получив такое сообщение, орган опеки и попечительства при необходимости мог бы выступить заявителем о применении мер по охране и управлению наследственной массой, заключить договор о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" особо подчеркивается, что учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" особо подчеркивается, что учредителями доверительного управления наследственным имуществом, в том числе в случаях, когда к наследованию призываются несовершеннолетние и недееспособные граждане, могут выступать только нотариус либо исполнитель завещания.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В указанных административных регламентах определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых органами местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, в отношении доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина по предоставлению соответствующей государственной услуги. Установлены: допустимый круг заявителей, которые могут обратиться за получением такой государственной услуги; исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для представления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Определен круг лиц, которые не могут быть назначены доверительными управляющими (несовершеннолетние граждане, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными).
(Рубашкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В указанных административных регламентах определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых органами местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству, в отношении доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина по предоставлению соответствующей государственной услуги. Установлены: допустимый круг заявителей, которые могут обратиться за получением такой государственной услуги; исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для представления государственной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Определен круг лиц, которые не могут быть назначены доверительными управляющими (несовершеннолетние граждане, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными).
Статья: Доверительное управление долями и акциями, переходящими по наследству: проблемы определения полномочий
(Гутников О.В.)
("Нотариус", 2022, N 8)В п. 3 ст. 1173 ГК РФ указано, что доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости. Влияет ли данное уточнение целей управления наследственным имуществом на объем полномочий доверительного управляющего? Представляется, что нет. Ведь данные цели по существу являются целями любого доверительного управления имуществом. Странно было бы считать, что доверительное управление как таковое может осуществляться без цели сохранения имущества и увеличения его стоимости. Даже в тех случаях, когда доверительное управление является временной вынужденной мерой, установленной законом (для управления имуществом недееспособного, или имуществом государственного служащего), неверно было бы полагать, что управление "в интересах выгодоприобретателя" не включает в себя цели сохранения и увеличения стоимости имущества. Поэтому данная цель в п. 3 ст. 1173 ГК РФ является, по существу, лишенной самостоятельного юридического содержания, отличающегося от цели любого доверительного управления. Она по своим юридическим последствиям сама по себе непосредственно никак не влияет на объем полномочий доверительного управляющего и не ограничивает их.
(Гутников О.В.)
("Нотариус", 2022, N 8)В п. 3 ст. 1173 ГК РФ указано, что доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости. Влияет ли данное уточнение целей управления наследственным имуществом на объем полномочий доверительного управляющего? Представляется, что нет. Ведь данные цели по существу являются целями любого доверительного управления имуществом. Странно было бы считать, что доверительное управление как таковое может осуществляться без цели сохранения имущества и увеличения его стоимости. Даже в тех случаях, когда доверительное управление является временной вынужденной мерой, установленной законом (для управления имуществом недееспособного, или имуществом государственного служащего), неверно было бы полагать, что управление "в интересах выгодоприобретателя" не включает в себя цели сохранения и увеличения стоимости имущества. Поэтому данная цель в п. 3 ст. 1173 ГК РФ является, по существу, лишенной самостоятельного юридического содержания, отличающегося от цели любого доверительного управления. Она по своим юридическим последствиям сама по себе непосредственно никак не влияет на объем полномочий доверительного управляющего и не ограничивает их.