Доверительное управление имуществом госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Доверительное управление имуществом госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Наиболее развитым с точки зрения правовой регламентации института доверительного управления имуществом государственных служащих является правовое регулирование в США, где помимо законодательного закрепления самой возможности помещения своих активов в траст (в качестве альтернативы продаже) присутствуют детальные административные регламенты действий служащих, включающие в себя в том числе разработанные формы бланков документов для каждого этапа процедуры.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Наиболее развитым с точки зрения правовой регламентации института доверительного управления имуществом государственных служащих является правовое регулирование в США, где помимо законодательного закрепления самой возможности помещения своих активов в траст (в качестве альтернативы продаже) присутствуют детальные административные регламенты действий служащих, включающие в себя в том числе разработанные формы бланков документов для каждого этапа процедуры.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Более того, согласно п. 6.1 Положения ЦБ РФ от 03.08.2015 N 482-П "О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего", "управляющий обязан принять меры по выявлению и контролю конфликта интересов, а также предотвращению его последствий" <60>. Однако определение конфликта интересов, приведенное в Постановлении ФКЦБ России от 05.11.1998 N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" <61>, не содержит упоминания о конфликте интересов, например, между клиентами одного управляющего, а также между лицами, подконтрольными управляющей компании. Особенно остро проблема доверительного управления акциями и паями стоит при передаче имущества государственными служащими в доверительное управление своим родственникам.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Более того, согласно п. 6.1 Положения ЦБ РФ от 03.08.2015 N 482-П "О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего", "управляющий обязан принять меры по выявлению и контролю конфликта интересов, а также предотвращению его последствий" <60>. Однако определение конфликта интересов, приведенное в Постановлении ФКЦБ России от 05.11.1998 N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" <61>, не содержит упоминания о конфликте интересов, например, между клиентами одного управляющего, а также между лицами, подконтрольными управляющей компании. Особенно остро проблема доверительного управления акциями и паями стоит при передаче имущества государственными служащими в доверительное управление своим родственникам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
"Методические рекомендации по теме "О наследовании долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью"
(утв. на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат ЮФО, С-К ФО, ЦФО РФ 28 - 29.05.2010)Доверительное управление наследственным имуществом может осуществляться как в качестве предпринимательской деятельности, так и вне ее рамок. В частности, не является предпринимательской деятельностью доверительное управление, осуществляемое гражданином или некоммерческой организацией хоть и за плату, но не систематически. В подобных случаях выступать в качестве доверительного управляющего может и государственный служащий, поскольку ст. 17 Федерального закона от 07.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит запрет на осуществление только предпринимательской деятельности.
(утв. на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат ЮФО, С-К ФО, ЦФО РФ 28 - 29.05.2010)Доверительное управление наследственным имуществом может осуществляться как в качестве предпринимательской деятельности, так и вне ее рамок. В частности, не является предпринимательской деятельностью доверительное управление, осуществляемое гражданином или некоммерческой организацией хоть и за плату, но не систематически. В подобных случаях выступать в качестве доверительного управляющего может и государственный служащий, поскольку ст. 17 Федерального закона от 07.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит запрет на осуществление только предпринимательской деятельности.
Статья: Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Кроме того, по мнению суда, заключение договора доверительного управления в отношении принадлежащего служащему имущества не является предпринимательской деятельностью, так как не имеет признака самостоятельности. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий от своего имени и в соответствии с договором вправе совершать любые юридические и фактические действия в интересах собственника имущества, в том числе сдавать его в аренду <16>.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Кроме того, по мнению суда, заключение договора доверительного управления в отношении принадлежащего служащему имущества не является предпринимательской деятельностью, так как не имеет признака самостоятельности. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий от своего имени и в соответствии с договором вправе совершать любые юридические и фактические действия в интересах собственника имущества, в том числе сдавать его в аренду <16>.
Вопрос: Вправе ли физическое лицо, оказывающее услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, применять НПД?
(Консультация эксперта, 2023)- от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
(Консультация эксперта, 2023)- от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
Статья: Административно-правовой механизм предупреждения коррупционных рисков государственных служащих
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме того, в настоящее время актуальным остается вопрос о коррупционных рисках при передаче ценных бумаг, доли участия в уставных капиталах, паев в паевых фондах организаций в доверительное управление, поскольку непосредственно связан с многочисленными уходами западных компаний с российских рынков и разделением их имущества. В сложившейся ситуации неподконтрольное разделение активов может привести к незаконному обогащению отдельных субъектов бизнес-структур, а также государственных служащих, оказывающих им непосредственное содействие.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме того, в настоящее время актуальным остается вопрос о коррупционных рисках при передаче ценных бумаг, доли участия в уставных капиталах, паев в паевых фондах организаций в доверительное управление, поскольку непосредственно связан с многочисленными уходами западных компаний с российских рынков и разделением их имущества. В сложившейся ситуации неподконтрольное разделение активов может привести к незаконному обогащению отдельных субъектов бизнес-структур, а также государственных служащих, оказывающих им непосредственное содействие.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 1012 указанной главы, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 1012 указанной главы, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Статья: Совершенствование организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Общая часть: установление порядка идентификации активов через процедуру антикоррупционного декларирования; особенность декларирования в том, что декларант, передавший имущество в доверительное управление, освобождается от обязанности декларировать такое имущество в дальнейшем; установление обязанности учредителя управления предварительно согласовать кандидатуру доверительного управляющего с представителем нанимателя. Особенностью такого согласования должна стать невозможность отказа представителя нанимателя в согласовании ни по какой другой причине, кроме прямых и неоспоримых доказательств связанности между доверителем и управляющим. Для возможности исключения информационного обмена между государственным служащим и доверительным управляющим, при отсутствии изменений в федеральном законодательстве, потребуется предусмотреть соответствующие нормы в договоре доверительного управления. Поэтому порядок должен устанавливать обязанность государственного гражданского служащего предварительно согласовывать с представителем нанимателя проект договора доверительного управления.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Общая часть: установление порядка идентификации активов через процедуру антикоррупционного декларирования; особенность декларирования в том, что декларант, передавший имущество в доверительное управление, освобождается от обязанности декларировать такое имущество в дальнейшем; установление обязанности учредителя управления предварительно согласовать кандидатуру доверительного управляющего с представителем нанимателя. Особенностью такого согласования должна стать невозможность отказа представителя нанимателя в согласовании ни по какой другой причине, кроме прямых и неоспоримых доказательств связанности между доверителем и управляющим. Для возможности исключения информационного обмена между государственным служащим и доверительным управляющим, при отсутствии изменений в федеральном законодательстве, потребуется предусмотреть соответствующие нормы в договоре доверительного управления. Поэтому порядок должен устанавливать обязанность государственного гражданского служащего предварительно согласовывать с представителем нанимателя проект договора доверительного управления.
Статья: Доверительное управление долями и акциями, переходящими по наследству: проблемы определения полномочий
(Гутников О.В.)
("Нотариус", 2022, N 8)В п. 3 ст. 1173 ГК РФ указано, что доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости. Влияет ли данное уточнение целей управления наследственным имуществом на объем полномочий доверительного управляющего? Представляется, что нет. Ведь данные цели по существу являются целями любого доверительного управления имуществом. Странно было бы считать, что доверительное управление как таковое может осуществляться без цели сохранения имущества и увеличения его стоимости. Даже в тех случаях, когда доверительное управление является временной вынужденной мерой, установленной законом (для управления имуществом недееспособного, или имуществом государственного служащего), неверно было бы полагать, что управление "в интересах выгодоприобретателя" не включает в себя цели сохранения и увеличения стоимости имущества. Поэтому данная цель в п. 3 ст. 1173 ГК РФ является, по существу, лишенной самостоятельного юридического содержания, отличающегося от цели любого доверительного управления. Она по своим юридическим последствиям сама по себе непосредственно никак не влияет на объем полномочий доверительного управляющего и не ограничивает их.
(Гутников О.В.)
("Нотариус", 2022, N 8)В п. 3 ст. 1173 ГК РФ указано, что доверительное управление наследственным имуществом осуществляется в целях сохранения этого имущества и увеличения его стоимости. Влияет ли данное уточнение целей управления наследственным имуществом на объем полномочий доверительного управляющего? Представляется, что нет. Ведь данные цели по существу являются целями любого доверительного управления имуществом. Странно было бы считать, что доверительное управление как таковое может осуществляться без цели сохранения имущества и увеличения его стоимости. Даже в тех случаях, когда доверительное управление является временной вынужденной мерой, установленной законом (для управления имуществом недееспособного, или имуществом государственного служащего), неверно было бы полагать, что управление "в интересах выгодоприобретателя" не включает в себя цели сохранения и увеличения стоимости имущества. Поэтому данная цель в п. 3 ст. 1173 ГК РФ является, по существу, лишенной самостоятельного юридического содержания, отличающегося от цели любого доверительного управления. Она по своим юридическим последствиям сама по себе непосредственно никак не влияет на объем полномочий доверительного управляющего и не ограничивает их.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)<1> В прессе обращалось внимание на необходимость реформирования системы передачи госслужащими отдельных видов своего имущества в доверительное управление, поскольку действующая система не позволяет предотвращать конфликт интересов (см.: Способы не думать о нажитом // Коммерсантъ. 2021. N 33 (https://www.kommersant.ru/doc/4704801)).
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)<1> В прессе обращалось внимание на необходимость реформирования системы передачи госслужащими отдельных видов своего имущества в доверительное управление, поскольку действующая система не позволяет предотвращать конфликт интересов (см.: Способы не думать о нажитом // Коммерсантъ. 2021. N 33 (https://www.kommersant.ru/doc/4704801)).
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
Статья: Возможно ли применение НПД самозанятым с получаемой арендной платы за предоставление в аренду гаражных мест?
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 24)7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 24)7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Практика вырабатывает критерии выявления направленности деятельности физического лица. Однако они всегда носят косвенный, весьма приблизительный характер. В частности, следует признать неудачной попытку разграничить личные и предпринимательские сделки в зависимости от назначения имущества, по поводу которого совершается сделка. Налоговые органы исходят из предположения, что существует имущество, предназначенное исключительно для использования в предпринимательской деятельности <1>. Следовательно, все операции с этим имуществом должны относиться к предпринимательским сделкам. Однако такой вывод не основан на положениях ГК РФ. Если речь идет об имуществе, не ограниченном в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ), оно может оказаться в собственности любого субъекта права. Будучи собственником и осуществляя правомочие распоряжения, лицо вправе продать это имущество. Например, наследник, получивший в составе наследственной массы предприятие, нежилое помещение, товарный склад, земельный участок сельскохозяйственного назначения, рабочий скот, иное подобное имущество, не желающий вести предпринимательскую деятельность, может продать его или передать в доверительное управление. Иногда продажа или передача в доверительное управление являются обязательными: например, если наследник имеет статус государственного служащего.
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Практика вырабатывает критерии выявления направленности деятельности физического лица. Однако они всегда носят косвенный, весьма приблизительный характер. В частности, следует признать неудачной попытку разграничить личные и предпринимательские сделки в зависимости от назначения имущества, по поводу которого совершается сделка. Налоговые органы исходят из предположения, что существует имущество, предназначенное исключительно для использования в предпринимательской деятельности <1>. Следовательно, все операции с этим имуществом должны относиться к предпринимательским сделкам. Однако такой вывод не основан на положениях ГК РФ. Если речь идет об имуществе, не ограниченном в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ), оно может оказаться в собственности любого субъекта права. Будучи собственником и осуществляя правомочие распоряжения, лицо вправе продать это имущество. Например, наследник, получивший в составе наследственной массы предприятие, нежилое помещение, товарный склад, земельный участок сельскохозяйственного назначения, рабочий скот, иное подобное имущество, не желающий вести предпринимательскую деятельность, может продать его или передать в доверительное управление. Иногда продажа или передача в доверительное управление являются обязательными: например, если наследник имеет статус государственного служащего.